Основные функции политических партий. Политические партии. Понятие, функции и виды политических партий Ниже перечислены важнейшие функции политических партий таблица

Вопросы и задания.

1. Охарактеризуйте политическую партию и покажите ее место в обществе.

Политическая партия - организованная группа людей, разделяющая их общую политическую программу и стремящихся законным путем прийти к власти, поставив своего президента и сформировав свое правительство.

Она представляет политическую организацию, выражающую интересы социальных групп и объединяющую их наиболее активных представителей.

Руководство партии выбирают на партийных собраниях или съездах. Все члены партии делают денежные взносы, на них содержится партийный аппарат, проводятся партийные мероприятия, выпускается партийная литература и т. д. Чем более массовой является партия, тем больше денег в партийной казне. Таким образом, жизненным интересом для любой партии является ее массовость, популярность. Небольшие партии, не пользующиеся широкой поддержкой, со временем распадаются, сливаются с более крупными, трансформируются, надеясь выжить в обновленном виде.

Между политическими партиями идет ожесточенная политическая борьба. Сильные поглощают или вытесняют слабых.

Политические партии – это такие организации, которые добиваются контроля над управлением страной. Они – один из главных источников политического влияния. Партии действуют как посредники между индивидом и правительством, являясь в то же время механизмами продвижения своих лидеров к власти.

К основным функциям политических партий в обществе относятся представительство социальных интересов, социальная интеграция, политическая социализация, создание идеологических доктрин, борьба за государственную власть и участие в ее осуществлении, разработка политического курса, формирование общественного мнения и т.п..

2. * Не вступают ли между собой в противоречие две характеристики политической партии – являться организованной группой единомышленников и служить представительным институтом демократии? Выскажите свою точку зрения.

Основная цель политической партии - овладение властью законным путем. А в политической партии состоят единомышленники, преследующие одни цели, изложенные в их программе. Представительная демократия - политический режим, при котором основным источником власти признается народ, но управление государством делегируется различными представительными органами, члены которых избираются гражданами. Партии как раз и являются институтом представительной демократии.

Таким образом, две данные характеристики не вступают между собой в противоречие.

3. * О какой стадии развития демократии говорит обилие политических партий? Объясните свой ответ.

Обилие политических партий говорит о начале становления демократии в государстве. У этих партий много схожего, часто они различаются только акцентами. Однако они не торопятся объединяться между собой.

В странах с давней демократической традицией такой многопартийности нет. Например в США и Англии только 2 ведущие политические партии.

4. Что такое многопартийность и как она проявляется в разных странах?

Многопартийность – партийная система, при которой в стране существует и легально действует более двух политических партий.

В некоторых странах есть только однопартийная система (Китай, Куба, страны Северной Африки), в других двухпартийная система (США, Англия, Канада). Большинство европейских стран имеют многопартийную систему (Германия, Италия, Бельгия). При авторитарных режимах у власти находится одна партия. Остальные либо запрещены, либо занимают полулегальное положение (Мексика – зарегистрировано более 12 партий, правит только одна).

В Конституции РФ признается политическое многообразие и многопартийность (ст.13).

5. * Почему в США и Англии всего две ведущие партии, но качество демократии от малого числа партий не страдает, а в России их много, но демократические преобразования идут с большим трудом?

В тех странах, где многопартийная система только еще начинает складываться, насчитываются десятки и сотни политических партий и объединений. В странах с давней демократической традицией многопартийность отсутствует. В Англии и США ведущих партий по две. В России только еще складываются линии размежевания. У многочисленных партий много сходного, часто они различаются только акцентами. Так СПС и «Яблоко» выражают интересы демократии и рынка с западной ориентацией, но соединяться друг с другом не хотят. Когда они идут на выборы, то интеллигенция, голосующая обычно за них, не знает, кому отдать предпочтение. В результате электорат дробиться, каждая партия врозь получает меньше голосов, чем получили бы они вместе.

6. Каким образом политические партии могут осуществлять контроль над страной? Можете ли вы проиллюстрировать это на примере нашей страны или зарубежных стран.

Партии достигают контроля над правительством, делегируя в него большое число своих представителей, нежели их противники. Промежуточной станцией обычно выступает парламент. Именно в нем партия старается заполучить наибольшее число мест. Если в данной стране правительство формируется партией парламентского большинства, как в Англии, то путь наверх происходит непосредственно через победу в парламенте. Если в стране сильна власть президента, который по конституции должен стоять над партийными интересами и не поддерживать ни одну партию, но зато формировать правительство, подчиняющееся ему, а не парламенту, то контроля можно достичь косвенно – через принятие выгодных правительству законов, негативную оценку его деятельности в парламенте, саботирование его решений, критику в прессе и т. д.

При авторитарных режимах у власти находится одна партия. Остальные либо запрещены, либо занимают полулегальное положение. В Мексике зарегистрировано более 12 партий, но правительство контролирует одна; СССР, где вся власть была сосредоточена в руках одной партии.

В Великобритании правительство формируется после парламентских выборов. Премьер-министром назначается лидер партии, получившей большинство мест в Палате общин парламента. По его рекомендации глава государства (королева Великобритании) назначает остальных членов правительства. В случае вынесения Палатой общин парламента вотума недоверия правительству оно должно подать в отставку.

7. Какие функции выполняет политическая партия? Какую вы считаете самой важной? А если одна функция начинает противоречить другой, то страдает ли от этого авторитет политической партии?

Политические партии выполняют следующие функции:

1. Политическая – овладение государственной властью.

2. Представительская – выражение интересов определенных групп и слоев населения.

3. Электоральная – организация и участие в избирательных кампаниях.

4. Социализаторская – воспитание преданных членов и формирование политической культуры граждан.

5. Рекруиторская – отбор и выдвижение политически грамотных лидеров для парламента и правительства.

Я не могу сказать, что какая-либо из этих функций будет наиболее важной. Политическая партия должна выполнять все эти функции, иначе она не добьется успеха в получении власти.

Если, к примеру, политическая партия перестанет выполнять представительскую функцию, то авторитет она потеряет. Т. е. в состав правительства и парламента она вошла, а интересы своих сторонников выполнять не собирается. Следовательно, она потеряет свои голоса на следующих выборах.

?Проблема. Как вы считаете, надо ли молодежи участвовать в работе политических партий?

Молодежи надо участвовать в работе политических партий. Нужна молодежь с новыми взглядами, с новыми идеями, с новыми решениями возникающих проблем. На мой взгляд, только молодежь может знать о проблемах молодежи. Также это возможность получить определенный опыт, потому что кому-то в будущем нужно будет руководить государством.

Практикум. Сопоставьте между собой содержание двух колонок таблицы, описывающей функции политической партии. (Таблица исправлена)

Укажите и проиллюстрируйте примерами три вида политических отношений в современном обществе. (Каждый пример должен быть сформулирован развёрнуто).

Пояснение.

Указаны виды политических отношений и приведены примеры , допустим:

Отношения между политическими партиями. Например, отношения сотрудничества или конкуренции за власть, которые можно наблюдать между партиями «Единая Россия», ЛДПР, КПРФ и другими политическими партиями в современной России;

Отношения между государством и социальными группами. Например, в настоящее время государство активно поддерживает институт материнства и детства в стране, выплачивая пособия («материнский капитал»), также оказывается поддержка малому бизнесу;

Отношения между государством и СМИ. Государство через СМИ делает заявления о направлениях и результатах работы государственного аппарата (реализация национального проекта «Образование»).

Могут быть даны другие примеры, соответствующие заданию.

Назовите любые три функции государства и раскройте каждую из них на примере. (Каждый пример должен быть сформулирован развёрнуто).

Пояснение.

Могут быть названы любые три функции государства и приведены соответствующие им примеры, например:

1) экономическая функция. (Например, принятие Государственной Думой государственного бюджета);

2) социальная функция. (Например, принятие Федеральным Собранием РФ закона о реформе пенсионной системы);

3) функция обороны страны (Например, Президент РФ утвердил военную доктрину России).

(Допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысла).

Политические пар­тии играют важ­ную роль в об­ще­ствен­ной жизни де­мо­кра­ти­че­ско­го общества. На­зо­ви­те любые три функ­ции политической пар­тии в по­ли­ти­че­ской системе об­ще­ства и про­ил­лю­стри­руй­те каждую из них кон­крет­ным примером. (Каждый пример должен быть сформулирован развёрнуто).

Пояснение.

В пра­виль­ном ответе долж­ны быть на­зва­ны функции по­ли­ти­че­ской партии и при­ве­де­ны соответствующие «меры, допустим:

1) Выражение власт­но значимых ин­те­ре­сов отдельных со­ци­аль­ных групп. (Например, парламентская фрак­ция политической пар­тии Х представляет ин­те­ре­сы среднего класса, до­би­ва­ясь принятия законодательства, ре­гла­мен­ти­ру­ю­ще­го деятельность сред­не­го и ма­ло­го бизнеса, и на­ло­го­вых льгот для этих видов бизнеса);

2) Раз­ра­бот­ка политических про­грамм. (Например, политическая пар­тия Х представила свою про­грам­му развития ин­сти­ту­тов гражданского общества);

3) При­вле­че­ние граждан к уча­стию в по­ли­ти­че­ской жизни (мобилизационная функция). (Например, политическая пар­тия Х провела серию мас­со­вых митингов в под­держ­ку демократических реформ, при­вле­кая молодёжь к уча­стию в них при­гла­ше­ни­ем известных поп-исполнителей).

Могут быть на­зва­ны иные функ­ции политической партии, при­ве­де­ны иные примеры.

В современном обществе усиливается роль и значение гражданских институтов. Приведите три примера, иллюстрирующие партнерское взаимодействие гражданских неполитических организаций с государством. (Каждый пример должен быть сформулирован развёрнуто).

Пояснение.

Правильный ответ должен содержать следующие элементы:

Приведены примеры, допустим:

Ассоциации педагогов, профсоюзы работников образования принимают активное участие в обсуждении политических решений в области образования, поправок к закону об образовании;

Объединения жильцов, товарищества собственников жилья вместе с мэрией, руководством города обсуждают вопросы градостроительства, улучшения транспортной ситуации, строительства новых парковок;

Журналисты, представители профессиональных объединений работников, занятых в СМИ, выступают против давления на СМИ, в защиту свободы слова;

Организации ветеранов локальных войн и конфликтов выступают с требованиям разработки дополнительных мер социальной защиты военнослужащих;

Экологические организации и движения обсуждают решения о строительстве крупных комплексов промышленных предприятий, поправки к природоохранному законодательству.

Могут быть приведены и иные верные примеры.

Приведите по два примера, раскрывающих воздействие государства на личность и личности на государство в демократическом обществе. (Каждый пример должен быть сформулирован развёрнуто).

Пояснение.

В ответе могут быть названы следующие примеры:

1) воздействие государства на личность:

Государство Х приняло закон запрещающий курение в общественных местах, теперь граждане вынуждены корректировать свое поведение иначе будут привлечены к административной ответственности;

В государстве X существует система государственных образовательных учреждений, реализующих государственные образовательные программы, направленные на формирование у граждан определенной системы знаний, компетенций и ценностей;

2) воздействие личности на государство:

Граждане государства Х приняли участие в выборах в Парламент, в результате которых был сформирован его новый состав;

Граждане государства Х вышли на массовый митинг против нового закона, принятого Парламентом, под их давлением депутаты приняли решение отменить закон.

Могут быть приведены другие примеры

Подтвердите тремя примерами наличие в современной России демократического государства. (Сначала укажите признак демократии, затем как он проявляется в РФ). (Каждый пример должен быть сформулирован развёрнуто)

Пояснение.

Правильный ответ должен содержать следующие элементы.

Народовластие. Например, в России народовластие проявляется через принцип большинства на выборах Государственной Думы, президента или референдуме;

Политический плюрализм. Например, в России существует политический плюрализм, на выборах конкурируют партии с различной политической идеологией, например "Единая Россия", "КПРФ", "Справедливая Россия";

Наличие свободных и независимых СМИ (гласность). Например, можно говорить о существовании гласности в РФ, СМИ, как федеральные, так и региональные и местные, широко обсуждают вопросы государственной и общественной жизни, население имеет достоверное представление о намерениях, действиях, решениях государственной власти.

Могут быть приведены другие примеры.

Назовите любые три института гражданского общества в современной России и приведите примеры их деятельности.(Каждый пример должен быть сформулирован развёрнуто).

Пояснение.

Правильный ответ должен содержать следующие элементы:

Названы три института и приведены примеры их деятельности, допустим:

1) Политические партии. Например, партия КПРФ организовала митинг своих сторонников в честь 100-летия Октябрьской революции.

2) Общественные движения. Например, организация «Экологический дозор» организовала субботник по уборке мусора в лесополосе.

3) СМИ. Например, телеканал «Звезда» показал новостной сюжет о новых образцах вооружения Российской армии.

Могут быть приведены другие институты и примеры их деятельности.

Назовите три органа высшей государственной власти в Российской Федерации и укажите одно из полномочий каждого органа.

Пояснение.

В ответе могут быть названы органы государственной власти и соответствующие им полномочия:

1) Федеральное Собрание РФ (принятие законов, назначение выборов Президента РФ, утверждение изменения границ между субъектами РФ);

2) Правительство РФ (разработка бюджета, управление федеральной собственностью);

3) Верховный Суд РФ (осуществление надзора над деятельностью судов общей юрисдикции; в пределах своей компетенции рассмотрение дел в качестве суда второй (кассационной) инстанции).

Указание должности и полномочий Президента РФ может быть засчитано как верное.

Могут быть указаны другие высшие органы государственной власти и другие их полномочия

Укажите любые три роли «четвертой власти», средств массовой информации, в политической жизни современного демократического государства и проиллюстрируйте их примерами. (Каждый пример должен быть сформулирован развёрнуто).

Пояснение.

Могут приводиться иные уместные примеры различной степени конкретизации

Укажите три осо­бен­но­сти государства, ха­рак­те­ри­зу­ю­щие его как цен­траль­ный ин­сти­тут по­ли­ти­че­ской системы, и кон­кре­ти­зи­руй­те примером каж­дую на­зван­ную особенность. (Каждый пример должен быть сформулирован развёрнуто).

Пояснение.

В пра­виль­ном от­ве­те могут быть ука­за­ны сле­ду­ю­щие осо­бенн­но­сти и примеры:

1) Толь­ко го­су­дар­ство об­ла­да­ет ор­га­на­ми при­нуж­де­ния. (В государстве Х существует органы полиции, армия);

2) Суверенитет. (Другие государства не могут вмешиваться во внутренние дела России, все организации и люди на­хо­дя­щи­е­ся на тер­ри­то­рии РФ обя­за­ны со­блю­дать за­ко­ны РФ, подчиняться ее публичным органам власти);

3) Го­су­дар­ство об­ла­да­ет мо­но­по­ли­ей на право­твор­че­ство (Федеральное Собрание РФ обладает исключительным правом на издание общеобязательных законов).

Могут быть при­ве­де­ны и иные осо­бен­но­сти и примеры, не ис­ка­жа­ю­щие смысла.

Источник: ЕГЭ по об­ще­ст­во­зна­нию 10.06.2013. Ос­нов­ная волна. Центр. Ва­ри­ант 6.

Назовите любые три функ­ции го­су­дар­ства в об­ла­сти об­ра­зо­ва­ния и куль­ту­ры и про­ил­лю­стри­руй­те при­ме­ром каж­дую из них. (Каждый пример должен быть сформулирован развёрнуто).

Пояснение.

1) Со­дей­ствие раз­ви­тию об­ра­зо­ва­ния. (Например, Министерство Просвещения разработало новые учебные программы, новые стандарты сред­не­го образования);

2) Кон­троль за ка­че­ством об­ра­зо­ва­ния. (Например, в государстве Х ежегодно проходит единый государственный экзамен для выпускников школы, благодаря которому происходит независимая проверка качества образования);

3) Ока­за­ние по­мо­щи учре­жде­ни­ям куль­ту­ры. (Например, государство Х осуществляет финансирование двор­цов культуры, биб­лио­тек и т.д.)

Могут быть при­ве­де­ны и иные функ­ции и при­ве­де­ны иные при­ме­ры не ис­ка­жа­ю­щие смысла.

Источник: ЕГЭ по обществознанию 10.06.2013. Ос­нов­ная волна. Дальний Восток. Ва­ри­ант 2.

Назовите любые три со­ци­аль­ные функ­ции го­су­дар­ства и про­ил­лю­стри­руй­те при­ме­ром каж­дую из них.(Каждый пример должен быть сформулирован развёрнуто).

Пояснение.

В пра­виль­ном от­ве­те могут быть указаны:

Уста­нов­ле­ние и обес­пе­че­ние ми­ни­маль­ных со­ци­аль­ных стан­дар­тов жизни. (Например, в государстве Х Парламент принял закон устанавливающий минимальный размер оплаты труда);

Поддержка различных категорий населения. (Например, в государстве Х ежемесячно происходит выплата пенсий пожилым людям и инвалидам. (Например, в государстве Х действуют биржи труда, где безработные могут бесплатно получить помощь в трудоустройстве);

Обес­пе­че­ние занятости. (В государстве Х действует система бирж труда, где безработные бесплатно получают помощь в трудоустройстве).

Источник: ЕГЭ по обществознанию 10.06.2013. Ос­нов­ная волна. Сибирь. Ва­ри­ант 2.

Приведите три про­яв­ле­ния роли об­ще­ствен­ных ор­га­ни­за­ций в по­ли­ти­че­ской си­сте­ме демократического об­ще­ства и про­ил­лю­стри­руй­те каж­дое про­яв­ле­ние примером. (Каждый пример должен быть сформулирован развёрнуто).

Пояснение.

В пра­виль­ном от­ве­те могут быть указаны:

1.Защищают ин­те­ре­сы граждан. Например, в России действует организация Комитет солдатских матерей, которая защищает интересы лиц проходящих военную службу в российской армии.

2. Решение социальных проблем. Например, экологическая организация «Green Peace» провела серию пикетов и митингов у областного Законодательного Собрания и добилась отмены разрешения на организацию городской свалки в природоохранной зоне.

3. Общественный контроль за деятельностью властей. Например, Общественная организация «Общественный антикоррупционный комитет» разоблачил группу региональных чиновников, которые незаконно обогащались за счет бюджетных средств. Собранные материалы были переданы в прокуратуру, после чего было возбуждено уголовное дело.

Могут быть при­ве­де­ны иные при­ме­ры не ис­ка­жа­ю­щие смысла.

Источник: ЕГЭ по обществознанию 10.06.2013. Ос­нов­ная волна. Урал. Ва­ри­ант 6.

Назовите любые три при­зна­ка по­ли­ти­че­ской пар­тии как об­ще­ствен­ной ор­га­ни­за­ции и кон­кре­ти­зи­руй­те при­ме­ром каж­дый из них. (Каждый пример должен быть сформулирован развёрнуто).

Пояснение.

В пра­виль­ном от­ве­те могут быть на­зва­ны и про­ил­лю­стри­ро­ва­ны сле­ду­ю­щие при­зна­ки по­ли­ти­че­ской пар­тии как об­ще­ствен­ной организации:

1) Наличие определённой идеологии, си­сте­мы общих ценностей. (Например, на II съез­де пар­тии Z была при­ня­та про­грам­ма партии, от­ра­жа­ю­щая при­вер­жен­ность тра­ди­ци­он­ным ценностям, консерватизму).

2) Стремление прий­ти к вла­сти. (Например, партия R вы­ста­ви­ла своих кан­ди­да­тов на вы­бо­рах де­пу­та­тов му­ни­ци­паль­ных собраний).

3) Нацеленность на вы­ра­же­ние ин­те­ре­сов определённых со­ци­аль­ных групп. (Например, партия Y от­ста­и­ва­ет сни­же­ние на­ло­га на мел­ких и сред­них предпринимателей).

Назовите любые три внеш­не­по­ли­ти­че­ские функ­ции со­вре­мен­но­го го­су­дар­ства и про­ил­лю­стри­руй­те каж­дую из них примером. (Каждый пример должен быть сформулирован развёрнуто).

Пояснение.

1. Уча­стие в ре­ше­ние глобальных проблем.

Для ре­ше­ния глобальной экологической про­бле­мы ряд го­су­дарств пришли к соглашению, под­пи­сав Киотский протокол, обя­зы­ва­ю­щий их со­кра­тить выбросы пар­ни­ко­вых газов.

2. Обес­пе­че­ние национальной безопасности, ис­поль­зо­ва­ние вооруженных сил для ре­ше­ния задач.

В 2003 г. США с со­юз­ни­ка­ми разработали опе­ра­цию "Шок и трепет", при осу­ществ­ле­нии которой с по­мо­щью вооруженных сил был сверг­нут режим С. Хусейна.

3. За­щи­та и под­держ­ка экономических ин­те­ре­сов страны.

Для за­щи­ты своих эко­но­ми­че­ских интересов, со­зда­нии единого эко­но­ми­че­ско­го и та­мо­жен­но­го пространства между Россией, Бе­ло­рус­си­ей и Ка­зах­ста­ном был со­здан Таможенный союз.

4. От­ста­и­ва­ние интересов в меж­ду­на­род­ных организациях.

Россия, как по­сто­ян­ный член Со­ве­та Безопасности ООН, за­бло­ки­ро­ва­ло решение Совета, про­ти­во­ре­ча­щее ее интересам.

Могут быть при­ве­де­ны другие примеры.

Источник: ЕГЭ по об­ще­ст­во­зна­нию 05.05.2014. До­сроч­ная волна. Ва­ри­ант 2.

Назовите и про­ил­лю­стри­руй­те при­ме­ра­ми любые три при­зна­ка демократии. (Каждый пример должен быть сформулирован развёрнуто).

Пояснение.

В пра­виль­ном от­ве­те долж­ны быть на­зва­ны и про­ил­лю­стри­ро­ва­ны при­зна­ки демократии:

1) фор­ми­ро­ва­ние пар­ла­мен­та на ос­но­ве сво­бод­ных кон­ку­рент­ных вы­бо­ров (например, в ка­че­стве кан­ди­да­тов на пар­ла­мент­ских вы­бо­рах в стра­не Z были за­ре­ги­стри­ро­ва­ны 400 человек, пре­тен­ду­ю­щих на 100 де­пу­тат­ских мандатов; из­би­ра­те­ли могли озна­ко­мить­ся с про­грам­мой каж­до­го кан­ди­да­та в своём окру­ге и осу­ще­ствить выбор);

2) га­ран­тии по­ли­ти­че­ских прав и сво­бод граж­дан (например, в стра­не Z дей­ству­ют ин­сти­тут упол­но­мо­чен­но­го по пра­вам человека, пра­вам ребёнка, а также пра­во­за­щит­ные об­ще­ствен­ные организации);

3) ре­ше­ние во­про­сов боль­шин­ством го­ло­сов (например, в стра­не Z про­шло все­на­род­ное го­ло­со­ва­ние о вне­се­нии по­пра­вок в ос­нов­ной закон страны, по­прав­ки были от­кло­не­ны боль­шин­ством голосов);

4) учёт ин­те­ре­сов мень­шин­ства (например, в стра­не Z оп­по­зи­ци­он­ные по­ли­ти­че­ские пар­тии имеют право кри­ти­ко­вать по­ли­ти­ку пра­ви­тель­ства и пред­ла­гать аль­тер­на­тив­ные ва­ри­ан­ты по­ли­ти­че­ских решений).

Могут быть на­зва­ны и про­ил­лю­стри­ро­ва­ны дру­гие признаки, при­ве­де­ны дру­гие при­ме­ры

Источник: ЕГЭ по об­ще­ст­во­зна­нию 08.05.2014. До­сроч­ная волна, резервный день. Ва­ри­ант 202.

1) Ин­фор­ма­ци­он­ная элита. (Журналист из­вест­но­го из­да­ния опуб­ли­ко­вал ста­тью о про­бле­мах школы, после чего было при­ня­то ре­ше­ние вне­сти по­прав­ки в закон об образовании);

2) На­уч­ная элита. (Известный учёный вы­сту­пил на за­се­да­нии пар­ла­мен­та стра­ны Z, за­ста­вив сво­и­ми ар­гу­мен­та­ми де­пу­та­тов пе­ре­смот­реть пла­ни­ру­е­мую про­грам­му на­уч­ных исследований).

3) Эко­но­ми­че­ская элита. (Владелец круп­ной кор­по­ра­ции вло­жил зна­чи­тель­ные сред­ства в пред­вы­бор­ную кам­па­нию пар­тии N, пред­ста­ви­те­ли ко­то­рой вы­сту­па­ют в под­держ­ку вы­год­но­го ему законопроекта).

Могут быть на­зва­ны дру­гие виды элит, при­ве­де­ны иные примеры.

Назовите три политических функции, которые выполняют СМИ, и проиллюстрируйте каждую из них примером. (Каждый пример должен быть сформулирован развёрнуто).

Пояснение.

Могут быть приведены следующие примеры:

1) Информирование население об основных политических событиях (информационная функция). Например, в еженедельной аналитической телепередаче команда журналистов рассматривает политические события недели, тенденции политической жизни страны;

2) Политическая агитация граждан. Например, телеканалы и центральные газеты государства X. в период выборов президента предоставили всем кандидатам возможность донести по телезрителей / читателей свои политические программы;

3) Функция критики и контроля деятельности властей. Например, группа журналистов сняла документальный фильм о связи мафии с известными политиками, после чего было возбуждено несколько уголовных дел против данных политиков.

2) определение целей и задач общественного развития, политического курса власти. (Например, Президент РФ выступил с ежегодным посланием Федеральному Собранию РФ, определяющим задачи развития российского общества);

3) мобилизация ресурсов на достижение определенных целей. (Например, в Древнем Египте государство привлекало огромное количество людей и материалов для рытья оросительных каналов и строительства пирамид и храмовых комплексов).

Могут быть названы другие функции, приведены другие примеры.

ЛЕКЦИЯ № 7

Тема: Политические партии и партийные системы.

Цель: раскрыть понятие, происхождение, функции политических партий. Дать классификацию политических партий. Проанализировать типы партийных систем. Охарактеризовать процес формирования многопартийности в Украине.

Тип занятия: лекция.

План

1. Понятие, происхождение, классификация и фун­кции политических партий.

2. Партийные системы и их типология.

3. Формирование многопартийности в Украине.

1. Понятие, происхождение, классификация и фун­кции политических партий.

В жизни современного общес­тва одно из самых видных мест принадлежит политичес­ким партиям. Партии выступают как весьма существенный, а иногда и решающий элемент политической системы общества. Они являются выразителями интересов и целей тех или иных классов и социальных групп. Партии принимают активное участие в функционировании механизма политической власти либо оказывают на него определенное влияние. Су­щественной стороной их деятельности является идеологи­ческое воздействие на население, формирование полити­ческого сознания. Политическая партия - это основанное на идеологических и полити­ческих ценностях добровольное объединение людей, пред­ставляющее определенные общественные классы, соци­альные группы и слои, стремящиеся к реализации общих интересов и целей путем завоевания политической влас­ти либо участия в ней.

Власть – конечная цель любой партии, инструмент реа­лизации интересов тех общественных групп или классов, которые являются ее социальной базой. Какие бы задачи ни ставила перед собой партия - построение коммунизма или спасение окружающей среды, - она добивается с их по­мощью власти, формирования собственного правительства или включения в коалиционное правительство своих пред­ставителей. Являясь правящей, партия всю государствен­ную мощь стремится использовать в интересах тех социаль­но-классовых сил, которые она представляет. Этим партия отличается, например, от общественных организаций и движений, лоббистских формирований, ко­торые также активно участвуют в политической жизни, но не ставят целью завоевание и использование политической власти. Таким образом, принципиальная разница между парти­ями и общественными движениями состоит в том, что пар­тии борются за участие в осуществлении государственной власти, а движения не претендуют на непосредственное участие в ней и не берут на себя связанных с этим обязан­ностей. Кроме того, политические партии по сравнению с общественными движениями являются более высокой и ус­тойчивой организационной формой.

К основным признакам политических партий относят:

Активное участие в политической борьбе;

Наличие членства;

Определенную социальную базу;

Наличие политической программы и устава;

Общность интересов и близость идеологических взглядов объединившихся в партию людей;

Наличие одного или нескольких лидеров.

Первые представления о партиях связаны с именами таких великих мыслителей и политических деятелей, как Ш. Монтескье, Ж.-Ж. Руссо, Э. Берк и др. Проблема политических партий заняла существенное место в трудах известных ученых начала XX ст.: М. Вебера, М.Остро­горского, Р.Михельса, Г. Моска.

Когда же возникли политические партии?

Сведения о первых партийных образованиях относят­ся к Древней Греции. Так, Аристотель говорит о партиях долины, горы, имея в виду, конечно, не партии в совре­менном смысле слова, а политические союзы. То были сравнительно немногочисленные и узкие по своему соста­ву союзы или группировки, которые не отличались устой­чивостью и не были прочно организационно оформлены. Такого рода образования существовали и в средние века.

Политические партии в современном их понимании впервые возникли в Европе во второй половине XIXв., а затем и в других частях света. Непосредственное влияние на их рождение оказали введение всеобщего избирательного права, появление парламентов и парламентаризма как формы организации и осуществления государствен­ной власти. Первоначально в капиталистическом обществе полити­ческие партии создавались в основном различными груп­пами буржуазии, а также ее противниками из числа фео­дально-аристократических слоев. Впоследствии стали возникать массовые партии, отстаивающие интересы на­емных работников. В демократическом обществе пар­тии являются самым важным звеном, связующим народ, парламент и правительство. Именно через партии государ­ственные органы могут обратиться к массам за поддержкой, а массы в свою очередь - влиять на работу парламента и правительства, на процесс их формирования.

В истории становления партий М. Вебер выделяет три этапа: аристократическая группировка, политический клуб, массовая партия . Такое подразделение партий в по­литологии общепризнанно. Однако заметим, что все стадии развития по этой классической схеме прошли только две английские партии: либеральная (виги) и консерва­тивная (тори). В своем большинстве формирование пар­тий шло разными путями. Первая массовая политическая партия была основана в Англии в 1861г. Она называлась "Либеральное товари­щество регистрации выборов". Одной из первых политических организаций пролетари­ата был также "Союз коммунистов", созданный К. Марксом и Ф. Энгельсом в 1847г. в Лондоне. Его программой стал написанный К. Марксом и Ф. Энгельсом "Манифест Ком­мунистической партии", вышедший в свет в 1848г. Девизом "Союза коммунистов" был лозунг "Пролетарии всех стран, соединяйтесь!". Важным этапом на пути становления пар­тий рабочего класса явилось создание в 1864г. Междуна­родного товарищества рабочих - I Интернационала.

Классификация (типология) полити­ческих партий.

Здесь многое зависит от тех критериев, ко­торые берутся в основу типологизации: характер, цели, задачи, условия деятельности, классовые интересы и т.д.

Если, например, за основу классификации партий бе­рется характер, задачи их деятельности (направлен­ность), то все существующие партии обычно сводятся к следующим типам: революционные, стоящие за глубокие, коренные изменения в общественных отношениях; рефор­мистские, выступающие за умеренные изменения в раз­ных сферах жизни общества, не посягающие на основы строя; консервативные, стоящие на позициях сохранения, стоящие на позициях сохранения основных черт современной жизни; реакционные, ставя­щие перед собой задачи восстановления старых структур.

Существуют марксистский анализ партий и партийная классификация. Определяющая роль в них отводится классовому характеру критериев, согласно которому вы­деляют буржуазные, мелкобуржуазные, крестьянские и пролетарские партии.

В зависимости от участия в осуществлении власти пар­тии подразделяют на правящие и оппозиционные. Правя­щие партии имеют большинство мест в парламенте, образу­ют правительство, отличаются большим консерватизмом. Они стремятся сохранить существующее положение вещей, не допустить резких и стремительных перемен. Оппозици­онные партии , напротив, динамичны. Они, как правило, подвергают критике существующее правительство и высту­пают за реформы.

Политические партии можно также разделить на пар­тии мировоззренческие и партии интересов . В первом случае речь идет об установлении определенного общественного порядка. Они, как правило, отчетливо представляют себе ту или иную модель общественного устройства и стремятся реа­лизовать ее на практике. Примером партии такого рода можно считать партию большевиков, стремившуюся к раз­рушению "старого мира" и возведению на его руинах при­нципиально нового общества.

Главной целью партии интересов можно считать отста­ивание позиций той или иной социальной группы. Делом ее чести является завоевание "места под солнцем" для тех слоев общества, на базе которых она создана. Это позво­ляет в свою очередь разделить партии интересов на рабо­чие, крестьянские, партии интеллигенции и т.д. Подоб­ных партий становится в последние годы все меньше. Это связано с тем, что люди постепенно приходят к осознанию своих общих интересов, независимо от их социальной при­надлежности.

Часто партии размещают по шкале политического спектра справа налево: правые, центристские, левые . В современной политике "левыми" принято считать партии, которые выступают за реализацию коммунистических, со­циалистических, социал-демократических идеалов, пере­дачу средств производства в общественную собственность, твердые социальные гарантии. "Правые" партиитради­ционно отстаивают сильное государство, сохраняющее частную собственность и сложившуюся социальную систе­му. Промежуточное место между "левыми" и "правыми" занимают партии "центра".

По условиям деятельности партии могут подразде­ляться на легальные , полулегальные и нелегальные . Пер­вые - официально разрешены, зарегистрированы и дей­ствуют в рамках закона, вторые - не зарегистрированы, но и не запрещены, наконец, третьи - запрещены госу­дарством и действуют нетрадиционными методами, неред­ко вступающими в противоречие с конституционными нормами. К числу последних относятся, как правило, те партии, которые выступают с лозунгами насильственного изменения существующего строя.

Функции политических партий

Во-первых, определение цели развития. Разрабаты­вая свои программы, партии стремятся обосновать направ­ление стратегии развития общества и конечную цель;

Во-вторых, выражение и объединение общественных интересов. Выражать интересы могут и отдельные группы граждан, однако лишь партии сводят их воедино и в такой форме, которая оказывает непосредственное влияние на решения государственных органов;

В-третьих, мобилизация и социализация граждан. Партии призваны усилить политическую активность граждан и создать основу долгосрочной политической деятельности;

В-четвертых, в условиях демократической полити­ческой системы формирование правящей элиты и состава правительства (последнее имеет решающее значение, без этой функции невозможна эффективная деятельность лю­бой партии);

В-пятых, проведение избирательных кампаний. Пар­тии призваны выступать главными организаторами и дей­ствующими лицами, не отдавая это дело на откуп влас­тным структурам, бюрократическому аппарату (чиновни­честву);

В-шестых, осуществление контроля над властью. Это значит не давать возможности одному лицу или груп­пе лиц узурпировать власть. Демократия не связывает бу­дущее с одним лицом, она есть выражение воли большин­ства, ее реализация через это большинство.

Основным способом осуществления названных фун­кций является предвыборная борьба, выдвижение парти­ей своих кандидатов в законодательные органы, в правительство. Скажем, с началом предвыборной борьбы каждая партия развертывает агитационно-пропагандис­тскую кампанию, в ходе которой стремится наиболее при­влекательно представить свои программные цели и зада­чи, своих кандидатов, завоевать на свою сторону как можно больше избирателей. При этом используются раз­личные формы и методы работы: устная и печатная пропа­ганда и агитация, телевидение, радио и др. Выборы - са­мая активная фаза деятельности.

Каждое государство, каждое общество для своего развития в первую очередь ставит перед собой определенные цели, и в первую очередь – это цели экономические. Разумеется, что в разные периоды развития человека эти цели были различны. Одно дело, когда человек еще находился на первобытной стадии своего развития, другое в условиях рабства или феодализма. Но нам важно понять эти экономические цели в наше время, в период современного развития и человечества и экономики.

Первая и основная цель экономики, о которой всегда говорится (правда, часто только декларируется) – это рост благосостояния граждан страны.

А, уж исходя из этой цели, и определяются, все ее остальные задачи, а именно:

1. Рост благосостояния граждан не возможен без общего государственного экономического роста, без развития народного хозяйства, которое постоянно нуждается в совершенствовании общественного производства, обновлении технологий, связей, мотивации и так далее.

2. Всякое благосостояние граждан начинается с их трудовой занятости. Чем выше уровень занятости населения, тем выше общественное благосостояние, и, наоборот. Всякий желающий и трудоспособный гражданин должен быть обеспечен этой самой занятостью, или в виде наемника, или предпринимателя, или государственного работника любого уровня.

3. Но занятость граждан не должна быть просто занятостью, она должна быть эффективной занятостью, то есть с определенным уровнем общественной трудовой отдачи. В противном случае занятость ради занятости может просто превратиться в определенную форму социальной поддержки под видом общественно-полезного труда.

4. Кроме эффективного трудового устройства граждан, должна быть налажена система наиболее оптимальное использование производственных и природных ресурсов. Именно от этого во многом зависят издержки производителей, а стало быть, и цены на производимые товары и возможности их приобретения населением.

5. Во многом порядок, уровень цен, их рост или падение определяют стабильность в развитии экономики. Любое развитие нуждается в определенной стабильности, а экономика тем более. Если цены будут сильно гулять, то, как производителям, так и потребителям очень сложно под них подстраиваться, а это будет вызывать различные большие и мелкие кризисы перепроизводства то здесь, то там, банкротства производителей и снижение спроса у потребителей, а значит, и общее снижение благосостояния граждан.

6. Но кроме стабильности цен, важнейшим фактором в развитии экономики является стабильность и справедливость законодательства в области экономики и прилегающих к ней сфер. Экономика просто не сможет развиваться нормально, если сегодня будут действовать одни законы, а завтра другие. Для развития экономики очень важна система налогообложения, которая должна не только пополнять государственную казну, но и выполнять другие функции. Во-первых, она должна быть справедливой (больше платить должен тот, кто больше имеет, а не как попало, как, например, в России). Во-вторых, стимулировать развитие экономики, и особенно ее «белую», официальную часть, а не толкать предпринимателей и граждан к разным сокрытиям. Если в экономике существуют массовые сокрытия доходов или просто какой-то деятельности, то это уже вина не граждан, а государства, его Правительства и законодателей.

7. Экономическая деятельность должна иметь определенную свободу в своей деятельности, в получении доходов, в возможностях открытия, развития и закрытия своего дела, найма работников и так далее. Чем больше на пути развития экономики будет стоять различных барьеров, тем медленнее и менее активно и эффективно она будет развиваться. Любая, разрешенная законом деятельность должна быть доступна любому гражданину без каких-либо надуманных бюрократических оговорок.

Но, в то же время, любая деятельность, связанная со здоровьем или безопасностью граждан должна быть и достаточно контролируема, но без помех для нормальной деятельности.

8. Для общего благосостояния граждан общественная экономика должна функционировать, таким образом, чтоб с одной стороны создавать все условия для ее роста, а, с другой, распределять совокупный общественный продукт так, чтобы не было сверх доходов у одних за счет обнищания других, чем, увы, отличается сегодня экономика России. Особенно, когда это касается обнищания большого количества граждан при слабой социальной защите государства вследствие сомнительного обогащения других, использующих прямо или косвенно доступ к бюджетам различного уровня или иным государственным функциям также любого назначения и уровня.

9. Еще одной важнейшей задачей любого государства является правильная внешняя торговля, которая, во-первых, должна приносить положительный торговый баланс (экспорт в денежном выражении должен превышать импорт), а, во-вторых, структура продажи должна быть смещена в сторону конечного продукта, а не сырья или материалов.

10. И, наконец, нужно отметить еще одну важную задачу государства. Кроме положительного торгового баланса, необходимо иметь еще и положительное сальдо между вывозом капитала (денег), включая и вывоз капитала гражданами, и его ввозом в страну. Так как не только торговый баланс экспорта-импорта товаров, работ и услуг влияет на совокупный спрос, но и баланс ввоза-вывоза денежных средств, разумеется, включая и безналичный. А в основе роста экономики лежит рост спроса, который образуется, в том числе и за счет положительных сальдо торгового и инвестиционного балансов.

В данной статье выделено десять, на мой взгляд, первостепенных задач для решения важнейших экономических целей любого государства. Но их, конечно же, может быть и больше в зависимости от состояния экономики государства, от политического строя страны, от наличия или отсутствия тех или иных ресурсов и многих других факторов.

Стоить только, понять главное, на сегодняшний день в мире – нет ни идеальных политических устройств государств, ни тем более идеально построенных экономических моделей. Вот в этом и заключается основная задача любого Правительства, его представительных органов, если они конечно желают благо для свих граждан, найти верный путь по совершенствованию своей экономики в интересах большинства его граждан, а не кучки ненасытных лиц.

Используя текст, укажите три функции политических партий. Назовите две любые неназванные в тексте функции политических партий и проиллюстрируйте каждую из них примером.


Про­чи­тай­те текст и вы­пол­ни­те за­да­ния 21-24

В современной науке политические партии определяются как организации, добивающиеся избрания или продвижения своих лидеров на государственные посты. В современном законодательстве предусматриваются следующие признаки политической партии: это свободно создаваемая автономная организация, действующая на принципах самоуправления; устойчивая организация, объединяющая граждан на постоянной основе; объединение в партию происходит на основе идеологических факторов – общности убеждений и целей ее членов, что выражается в ее программных положениях; это некоммерческая организация, которая не преследует целей извлечения прибыли, хотя ее отдельные подразделения могут заниматься производственной деятельностью для обеспечения потребностей партии; организация, построенная и действующая на демократических принципах и на основе гласности, публичности, открытости; партии содействуют формированию и выражению политической воли народа, используя мирные и конституционные средства, в частности участие в выборах. В странах тоталитарного социализма считается, что государственные служащие должны быть членами правящей коммунистической партии, хотя юридической обязанности такого рода не существует.

Законы о политических партиях содержат правила о финансах и имуществе партий. Во-первых, они устанавливают источники финансирования: взносы, доходы от имущества, дарение, кредиты. Во-вторых, партии обязаны вести учет всех поступающих взносов и пожертвований, доходов и расходов. В-третьих, законы многих стран предусматривают государственную финансовую поддержку проводимых пар тиями избирательных кампаний. Для этого выделяются средства из государственного бюджета. Такое финансирование может быть предоставлено всем партиям или только партиям, набравшим определенный процент голосов на выборах.

Классификация партий возможна по самым различным основаниям. Это могут быть консервативные партии, выступающие за сохранение прежних порядков, выступающие против реформ (Консервативная партия в Великобритании); клерикальные (религиозные) партии (Христианско-демократический союз в Германии); либеральные партии, выступающие за свободу экономической деятельности, невмешательство государства в общественную жизнь; реформистские партии, которые выступают под лозунгами социализма за социальную справедливость при сохранении частной собственности (социал-демократические партии в Европе); радикалистские партии, выступающие за коренное переустройство государственной власти. С точки зрения организационной структуры принято различать партии кадровые, массовые и партии-движения. С точки зрения особенностей правового положения различаются партии зарегистрированные и незарегистрированные, легальные и нелегальные. Легальные партии – это партии, действующие на законных основаниях. Партия становится нелегальной, если она запрещена законом, судебным решением, но продолжает свою деятельность в подполье.

Пояснение.

В пра­виль­ном от­ве­те долж­ны быть указаны следующие элементы:

1) Функции политических партий из текста:

Представляют своих кандидатов избирателям округов;

Проводят кампании за избрание своих кандидатов;

Привлекают на свою сторону массы.

2) Другие функции и примеры к ним:

Политическая социализация (например, гражданин Н. начал разбираться в политике, лучше её понимать, когда стал сторонником партии);

Политическая партия отражает принципы определённой идеологии в своей программе, уставе (например, консервативная партия страны Z выступает за уважение традиций, важность религии, за запрет однополых браков и легких наркотиков, - это один из ключевых пунктов ее программы).