Направления научных исследований в туризме. Ганопольский В.И., Безносиков Е.Я., Булатов В.Г. Туризм и спортивное ориентирование. Результаты исследования и их обсуждение

Основные направления научных исследований в туризме. В каждом из направлений НИР в туризме используются свои, свойственные для решения тех или иных конкретных задач специфические методы исследований, которые обусловлены запросами практики, состоянием решаемого вопроса, накопленным опытом научного поиска в данной области знаний. Углубленное изучение туризма как явления требует совместных усилий ученых разных областей знаний: историков, социологов, педагогов, физиологов, медиков, психологов.

Итак, в основе ведения научной работы по вопросам туризма имеют место пять основных направлений.

Первое направление - туризм как важный фактор укрепления здоровья - предполагает научное обоснование занятий туризмом с позиции оздоровительной направленности. Посредством медико-биологических наук (физиология, биохимия, гигиена, медицина) в данном случае объясняется механизм благотворного влияния естественно-прикладных упражнений, характерных для туризма, на состояние здоровья занимающихся различного возраста. При этом должны учитываться особенности использования в оздоровительных целях разных видов туризма, а также оказываемое на организм человека влияние сложности и продолжительности маршрутов. По итогам исследований в этом направлении разрабатываются конкретные рекомендации, направленные на повышение работоспособности и улучшение функционального состояния человека.

Характер исследований в туризме по первому направлению - экспериментальный. Данные для анализа в основном получают путем периодического медицинского и педагогического контроля за состоянием занимающихся туризмом. Критериями оценки физического состояния организма служат показатели физического развития (соматоскопические и соматометрические), а также данные об изменениях физической подготовленности. Особое внимание следует уделить и функциональной диагностике (давление крови, работоспособность, показатели МПК). Используя данные об изменениях физического развития, физической подготовленности и функционального состояния, можно дать более или менее объективную оценку морфофункциональным перестройкам, происходящим в организме под влиянием занятий туризмом.

Второе направление - идейно-воспитательные функции туризма. Цель исследований в этом направлении - выявление возможностей решения средствами туризма многих воспитательных задач. Значительная часть исследований по второму направлению должна обеспечить обоснование действенных форм и методов воспитания молодого поколения на героических традициях становления и развития государства. Важно здесь и то, что у участников походов углубляются знания по природоведению и краеведению, что также должно стать объектом исследования как фактора, способствующего патриотическому воспитанию.


Учитывая богатые возможности туризма в воспитании людей, необходимо научное обоснование последовательности и комплексности решения в условиях походов тех или иных воспитательных задач, чтобы их сочетание было наиболее оптимальным, побуждало занимающихся к расширению познавательного интереса к окружающим явлениям и предметам. В данном случае нужны построенные на научных основах варианты оптимизации многих воспитательных мероприятий в условиях походов с учетом возраста их участников.

Третье направление - научно-методические и организационные основы детско-юношеского туризма. Исследования здесь должны выявить наиболее оптимальные дозировки нагрузок в учебно-тренировочном процессе и походах, свойственные детскому и юношескому возрасту. Необходимо определить эффективную методику обучения тем или иным приемам в туризме, т. е. наука должна дать практике обоснованные рекомендации по обучению технике и тактике туризма. Поскольку в детско-юношеском возрасте нужна разносторонняя общефизическая подготовка, следует определить возможности сочетания занятий туризмом с другими средствами советской системы физического воспитания.

Ряд исследований в третьем направлении должен выявить закономерности формирования жизненно необходимых умений и навыков, а также развития двигательных качеств у подрастающего поколения, используя направленные занятия туризмом.

Эффективность массовой туристской работы во многом зависит от применяемых организационных форм, которые должны соответствовать поставленным задачам, учитывать возрастные особенности занимающихся, а также имеющиеся условия. Поиск именно таких форм, характерных для детско-юношеского возраста, должен находиться в поле зрения исследователей.

Основные научные методы в третьем направлении - педагогический эксперимент и педагогические наблюдения.

Четвертое направление - научное обеспечение подготовки туристов высокой квалификации - связано с обоснованием методик тренировочных занятий по туризму. Современный спортивный туризм включает организацию и проведение сложных категорийных походов, когда человек может оказаться в экстремальных условиях. В связи с этим научные исследования проводятся для обоснования методик подготовки занимающихся спортивным туризмом, учитывающих возможность принятия мер оптимального жизнеобеспечения в экстремальных условиях и исключения травматизма, т. е. мер обеспечения безопасности. Научные исследования здесь имеют важное прикладное значение в связи с необходимостью освоения новых районов страны.

Как и в третьем направлении, здесь должны использоваться педагогический эксперимент и педагогические наблюдения. Особые трудности в исследованиях связаны с необходимостью собрать максимум различной информации о состоянии организма и поведении человека в сложных походных условиях, приближенных к экстремальным.

Пятое направление - научные основы организации и управления массовой туристской работой. Учитывая, что значение туризма в современном обществе возрастает, нужна научно обоснованная структура его организации и управления. Усложняет решение этой задачи то обстоятельство, что массовую туристскую работу с населением должны осуществлять многие государственные и общественные организации. Поэтому необходимы обоснованные координационные действия между ними и четкое распределение функциональных обязанностей. Посредством научных исследований определяются наиболее соответствующие современным условиям организационная структура развития туризма, а также формы и методы массовой туристской работы. Совершенствование туристской работы невозможно также без соответствующих профессиональных и общественных кадров. Потребность в них, структура и содержание их профессиональной подготовки определяются научными исследованиями. Необходимость решения задачи целенаправленного развития материально-технической базы туризма заставляет с научных позиций подходить к обоснованию потребностей ее дальнейшего совершенствования с учетом множества взаимосвязанных качественно-количественных признаков.

В связи с этим исследования по пятому направлению должны строиться на основе системного анализа структуры и содержания массовой туристской работы, проводимой различными организациями. Обработку полученных результатов необходимо осуществлять методами математической статистики. Кроме того, здесь нужно использовать методы нормирования и программирования, группировки, сравнений и сопоставления данных, а также обобщения полученных результатов.

В целом следует отметить, что дальнейшее развитие туризма в стране возможно лишь при фундаментальных научных исследованиях, охватывающих все его основные аспекты в социальном, педагогическом и экономическом плане.

МИНОБРНАУКИ РОССИИ

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования

«Сибирская государственная геодезическая академия»

(ФГ БОУ ВПО «СГГА»)

                    Кафедра экономики и менеджмента

Реферат

«Основные направления научных исследований в туризме»

                    Выполнил: ст. гр. ЭТ-33

                    Петрова Е.С.

                    Проверил: кандидат экономических наук, доцент

                    Нитяго И. В.

г. Новосибирск 2012

Введение.

  1. Методология и основы научных знаний о туризме

    1.1 Сущность и виды туризма

1.2 Основные составляющие научных знаний о туризме

  1. Направления научных исследований в туризме на современном этапе

    1.1 Туризм и его значение

1.2 Пять основных направлений исследования

Заключение.

Список использованных источников

В В Е Д Е Н И Е

Публикации последних лет о туризме сводят мнения к тому что туризм является одной из ведущих и наиболее динамичных отраслей мировой экономики. Наука о туризме во всем мире переживает период переосмысления оснований, образования, развития туризма, а также методов и средств его достижения. Необходимость такого переосмысления обусловлена, прежде всего, экономическим и социальным развитием современного общества, тем фактом, что туризм становится одной из главных отраслей мировой экономики. Таким образом, туризм выступает своеобразным катализатором социально- экономического развития.

Целью реферата является рассмотрение исследований в области туризма.

Актуальность темы исследований в туризме обусловлена тем, что в процессе интенсивного развития туристской индустрии и постоянно повышающейся роли туризма в мировой экономике возникает необходимость обобщения различных по тематике научных разработок в области туризма, опыта и методов работы западных и российских предпринимателей в сфере туризма. Актуальность определена также стремительным развитием рынка туристских услуг, характерными чертами которого на сегодняшний день являются интернационализация, интеграция и регионализация в такой же мере, как и динамичные изменения туристского спроса и предложения.

Предметом исследования в теории туризма являются: изучение туристских мероприятий (экскурсий и путешествий); прогнозирование развития видов и форм туризма; моделирование характеристик новых туристских центров; восстановление функций организма в процессе туристских мероприятий, экскурсий и путешествий.

Субъектами туристской деятельности являются специалисты, потребители услуг как носители определённых общественных и производственных отношений, а так же накопленные знания и опыт в данной сфере деятельности.

Важное место занимает рассмотрение общей и частной методологии в исследовании туризма, использование методов различных научных дисциплин. Раскрыты сущность и содержание современных методов исследования как основы выработки стратегии туристской отрасли. В каждом из направлений в туризме используются свои, свойственные для решения тех или иных конкретных задач специфические методы исследований, которые обусловлены запросами практики, состоянием решаемого вопроса, накопленным опытом научного поиска в данной области знаний. Одной из главных тенденций развития науки о туризме является её проникновение во внутренние связи и отношения в туризме, обнаружение сущности процессов. Эта тенденция проявляется в формировании фундаментальных законов, лежащих в основе функционирования и развития туризма и его конкретных проявлений.

1 МЕТОДОЛОГИЯ И ОСНОВЫ НАУЧНЫХ ЗНАНИЙ О ТУРИЗМЕ.

1.1 Сущность и виды туризма.

Тури́зм - временные выезды (путешествия ) людей в другую страну или местность, отличную от места постоянного жительства на срок от 24 часов до 6 месяцев в течение одного календарного года или с совершением не менее одной ночевки в развлекательных, оздоровительных, спортивных, гостевых, познавательных, религиозных и иных целях без занятия деятельностью, оплачиваемой из местного источника.

Можно выделить следующие виды туризма.

Экскурсионный туризм - путешествие в познавательных целях. Это одна из наиболее распространенных форм туризма.

Рекреационный туризм - путешествие для отдыха и лечения. Этот вид туризма является весьма распространенным во всем мире. В некоторых странах он выделяется в самостоятельную отрасль экономики и функционирует параллельно с другими видами туризма.

Деловой туризм - поездки, связанные с выполнением профессиональных обязанностей. В связи с всеобщей интеграцией и установлением деловых контактов деловой туризм из года в год приобретает все большее значение. Поездки совершаются с целью посещения объектов, которые принадлежат фирме или представляют для нее особенный интерес; для проведения переговоров, для поиска дополнительных каналов снабжения или сбыта и т.д. Обращение к туристическим фирмам во всех подобных случаях позволяет организовать поездку с наименьшими издержками, экономя время. Кроме того, к сфере делового туризма относится организация различных конференций, семинаров, симпозиумов и т.д. В таких случаях большое значение приобретают сооружение при гостиничных комплексах специальных залов, установка оборудования для связи и т.д.

Этнический туризм - поездки для свидания с родственниками. Туристские агентства помогают с оформлением транспортных билетов, загранпаспортов, виз и т.д.

Спортивный туризм - поездки для участия в спортивных мероприятиях. К услугам туристских фирм прибегают в этом случае как руководители спортивных команд, организаторы соревнований, так и болельщики и просто желающие поприсутствовать на соревновании.

Целевой туризм представляет собой поездки на различные массовые мероприятия.

Религиозный туризм - путешествие, имеющее целью выполнение каких-либо религиозных процедур, миссий.

Караваннинг - путешествие в небольших мобильных домиках на колесах.

Приключенческий (экстремальный) туризм - туризм, связанный с физическими нагрузками, а иногда с опасностью для жизни.

Водный туризм - поездки на борту теплохода, яхты и других речных и морских судов по рекам, каналам озерам, морям. Географически и по времени этот туризм очень разнообразен: от часовых и однодневных маршрутов до многонедельных круизов по морям и океанам.

Все эти виды туризма зачастую тесно переплетаются между собой, и их зачастую трудно выделить в чистом виде.

1.2 Основные составляющие научных знаний о туризме.

В основе научных знаний о туризме лежат стратегия и тактика.

Стратегия развития туризма в России представляет собой систему научно обоснованных взглядов на сущность, характер и способы развития туризма в регионах и в стране в целом, на требования к строительству гостиничных комплексов, дорог, транспорта, физкультурно-оздоровительных центров.

Стратегия туризма определяет приоритетные направления развития отдельных регионов, а так же отдельных заповедных зон страны. Стратегия туризма – это главный показатель уровня развития экономики в целом.

Тактика охватывает теорию и практику хозяйствования предприятия, его структур. Она дифференцируется по направлениям и сегментам рынка, является специфичной деятельностью. По существу, каждый отдел или служба или каждое структурное подразделение туристской компании разрабатывает и проводит на рынке свою тактику. Она более подвижна, динамична в своём развитии, быстро реагирует на все изменения, которые происходят как вне структуры (изменение курса валют, техногенные катаклизмы в различных регионах), так и внутри её, например текучесть кадров, неэффективные турпакеты.

Единство научных знаний определяет комплексный характер разработки научных проблем. Нельзя, например, совершенствовать систему и методы управления в туризме, не опираясь на знания стратегического планирования, бизнес-планирования, экономики, компьютерных технологий, психологии, других научных дисциплин.

Необходимость комплексного подхода к решению научных проблем определяется и тем, что новые возможности для плодотворных исследований как общетеоретического, фундаментального, так и прикладного характера открывается на стыке различных наук, которые следует использовать в полной мере.

1.1 Туризм и его значение.

Значение туризмадля экономики страны в целом трудно переоценить. В развитых странах доходы от этой сферы деятельности стоят на третьем месте после нефтеперерабатывающей промышленности и автомобилестроения. Для привлечения большего количества туристов местные власти вынуждены бережно относиться к культурным и природным ценностям, благодаря которым туристы эти места и посещают. Предприятия транспортные значительно расширяют свою деятельность и за счет перевозок туристов, и за счет перевозок продуктов, промышленных товаров и прочих товаров сопутствующих областей производства.

Значение туризма для развития народных промыслов и сувенирных предприятий так же очень велико. Местное население не забывает благодаря интересу туристов свой фольклор и обычаи. Структура отдыха, предназначенная для туристов, используется и местным населением. Предприятия туризма весьма доступны для малого и среднего бизнеса. Развитие туристической отрасли служит показателем уровня жизни в данном регионе. В России поток иностранных туристов пока еще невелик, это обусловлено слабым развитием туристической инфраструктуры. Гостиничный сервис не сравним с западным, и квалифицированные сервисные работники пока редкость. В Испании поступления от туризма в некоторые годы бывают даже выше, чем от экспорта, а в Китае, Египте и Турции достигают 30% от всех поступлений.

Говорит о значении туризма и тот факт, что во всем мире правительство регулярно проявляет огромный интерес к этой отрасли. Создаются различные программы по увеличению потока туристов, в других странах открываются представительства крупных туристических фирм, продвигающих свой продукт на международный уровень. В России некоторые крупные исторические центры живут только благодаря поступлениям от туризма. В Европе специально для удобства туристов создана сеть дорог. В нашей стране в последнее время во многих регионах туризм получил развитие. Стали открываться новые фольклорные музеи, продаваться новые туристические продукты, ориентированные как на туристов иностранных, так и на отечественных.

1.2 Пять основных направлений исследования.

Итак, в основе ведения научной работы по вопросам туризма имеют место пять основных направлений.

Первое направление - туризм как важный фактор укрепления здоровья - предполагает научное обоснование занятий туризмом с позиции оздоровительной направленности. Посредством медико-биологических наук (физиология, биохимия, гигиена, медицина) в данном случае объясняется механизм благотворного влияния естественно-прикладных упражнений, характерных для туризма, на состояние здоровья занимающихся различного возраста. При этом должны учитываться особенности использования в оздоровительных целях разных видов туризма, а также оказываемое на организм человека влияние сложности и продолжительности маршрутов. По итогам исследований в этом направлении разрабатываются конкретные рекомендации, направленные на повышение работоспособности и улучшение функционального состояния человека.

Краткое описание

Целью реферата является рассмотрение исследований в области туризма.
Актуальность темы исследований в туризме обусловлена тем, что в процессе интенсивного развития туристской индустрии и постоянно повышающейся роли туризма в мировой экономике возникает необходимость обобщения различных по тематике научных разработок в области туризма, опыта и методов работы западных и российских предпринимателей в сфере туризма. Актуальность определена также стремительным развитием рынка туристских услуг, характерными чертами которого на сегодняшний день являются интернационализация, интеграция и регионализация в такой же мере, как и динамичные изменения туристского спроса и предложения.

Наименование дисциплины: Методы научных исследований в туризме

Направление подготовки: 100400 Туризм

Квалификация (степень) выпускника: бакалавр

Форма обучения: очная

1. Курс предназначен для студентов направления «Туризм» исторического факультета ЯрГУ. Целью данного курса является ознакомление слушателей с основными методами научного исследования, с понятийным аппаратом туристской дисциплины, подготовка будущих специалистов к проведению самостоятельных конкретных исследований в сфере социально-культурного сервиса и туризма, которые могут иметь как практическое, так и теоретическое значение.

Дисциплина «Методы научных исследований в туризме» обеспечивает приобретение знаний и умений в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом, содействует формированию глубоких знаний и развитию теоретического мышления и начальных практических навыков в сфере туризма.

Задачи курса: определение основных возможных направлений и форм научных исследований сферы социально-культурного сервиса и туризма; знакомство с методологией научного исследования; изучение конкретных методов как эмпирического, так и теоретического исследования; усвоение процедуры исследования, последовательности и специфики каждого из ее этапов, особенности организации; уяснение требований к оформлению результатов научного исследования.

2. Дисциплина «Методы научных исследований в туризме» относится к вариативной части цикла Б2. (Математический и естественнонаучный цикл).

Дисциплина преподается на 2 курсе. Она является предшествующей для многих дисциплин, связанных с туристской отраслью, которые в дальнейшем будут изучаться студентами ВУЗа. Знания и навыки, полученные при изучении методов научных исследований социально-культурного сервиса и туризма, используются обучаемыми при изучении общепрофессиональных и специальных дисциплин, в частности, туристско-рекреационного проектирования, маркетинга и менеджмента в туристской деятельности, технологии продаж, правового регулирования в туризме.

Студенты должны знать основные методы оформления и разработки научных исследований, уметь определять направления развития научных исследований в сфере социально-культурного сервиса и туризма, определять и реализовывать основные этапы выполнения научно-исследовательской темы, иметь представление об использовании современных информационных технологий при поиске и изучении литературных источников и обработке результатов, а также знать и уметь выполнять отчеты по научной работе в соответствии с современными требованиями. Должны уметь объяснить роль научных исследований в совершенствовании социально-культурного обслуживания населения, направления развития научных исследований, методику поиска, оформления и разработки научных исследований.

3. В результате освоения дисциплины обучающийся должен:

Основные методы оформления и разработки научных исследований,

Направления развития научных исследований в сфере социально-культурного сервиса и туризма,

Основные этапы выполнения научно-исследовательской темы

Профессионально ориентироваться в сфере социально-культурного сервиса и туризма;

Использовать современные информационные технологии при поиске и изучении литературных источников и обработке результатов;

Выполнять отчеты по научной работе в соответствии с современными требованиями.;

Терминологическим аппаратом туристского бизнеса;

Навыками самостоятельного анализа и обобщения затронутых проблем;

Навыками применения на практике полученных теоретических знаний.

4. Общая трудоемкость дисциплины составляет 2 зачетные единицы, 72 часа.

№ п/п

Раздел дисциплины

Роль научных исследований в совершенствовании социально-культурного обслуживания населения. Направления развития научных исследований в сфере СКСиТ.

Методика поиска, оформления и разработки научных исследований. Основные этапы выполнения научно-исследовательской темы. Научное исследование. Сущность и особенности. Обоснование актуальности выбранной темы. Определение объекта и предмета исследования. Выбор методов исследования.

Методы научного познания. Наблюдение, сравнение, эксперимент, абстрагирование, анализ, синтез, исторический метод.

Применение логических законов и правил. Законы тождества, противоречия. Умозаключение. Аналогия.

Правила аргументирования. Требования истинности, непротиворечивости, достаточности аргументов. Опровержение доводов. Логика процесса научного исследования. Доказательство.

Методический замысел исследования и его основные этапы. Выбор методов, проверка гипотезы, исследования, формулировка выводов. Литературное оформление и внедрение результатов в практику. Структура и содержание этапов исследовательского процесса.

Требования к отчету по научной работе. Подготовка, оформление и защита курсовой и дипломной работы . Библиографический поиск литературных источников. Оформление ссылок. Научный язык и научный стиль изложения.

Использование современных информационных технологий при поиске и изучении литературных источников и обработке результатов. Персональные компьютеры в образовательных технологиях.

16. Иениш поиск в научной работе. М., 1982.

17.Квартальнов и туризм. Т.1. Теория и практика туристских исследований. М., 2002.

18. Кузин и написание диссертации. М., 1998

19. Кирпичева в помощь научной работе. Л, 1958.

20. Каталог изданий и информационных услуг. 2008. /РОССТАТ. Территориальный орган Федеральной службы государственной статистики по Ярославской области . Ярославль, 2007.

21. Лукашевич метод: Структура, обоснование, развитие. Минск, 1991.

22. Научные работы: Методика подготовки о оформления/ Сост. М., 1998.

23. Рофе организация труда. М., 1998.

24. Макаров научных исследований. Ярославль, 1980.

25. Основы научных исследований. М., 1989.

26. Рузавин научного исследования. М., 1974.

27. Сичивица и формы научного познания. М., 1972.

Для демонстрации презентаций используются программы Windows и MS Office .

В качестве вспомогательных интернет-ресурсов по дисциплине используются:

1). Официальный сайт федерального агентства по туризму Российской Федерации (http://*****) - законодательство, статистические данные о въезде в Россию и направлениях выезда из нее, стандарты, справочная информация.
2). Ассоциация содействия туристским технологиям (http://www. *****/)- объединение специалистов в области туризма и технологий, подборка журнала "ТУТ туристские технологии".
3).
Официальный сайт департамента культуры и туризма Ярославской области (http://tourism. adm. ***** ) - законодательство о туризме, туристские программы и статистика по области, календарь событий конкурсы.

В постановлении ЦК КПСС и Совета Министров СССР от 11 сентября 1981 г. "О дальнейшем подъеме массовости физической культуры и спорта" сказано о необходимости обеспечения широкой программы исследований по проблемам массовой физкультурно-оздоровительной работы с населением, организуемых Государственным комитетом СССР по физической культуре и спорту совместно с Государственным комитетом по науке и технике, соответствующими институтами Академии наук СССР, Академией медицинских наук СССР и Академией педагогических наук СССР. Реализация этой программы требует и ведения целенаправленной научной работы по многим вопросам дальнейшего развития туризма в целях повышения его эффективности в идейно-политическом, трудовом и нравственном воспитании учащейся молодежи, укрепления здоровья трудящихся, более рационального использования ими свободного времени. Решение этих задач возможно лишь при условии организации научного поиска по нескольким направлениям, характер и содержание которых должны соответствовать направлениям, указанным в Сводном плане научно-исследовательских работ (НИР) по физической культуре и спорту на 1986-1990 гг. Согласно этому плану, в исследованиях по туризму имеют место пять основных направлений.

Незыблемым фундаментом любого из этих направлений исследований служит единый научный метод познания окружающего мира - марксистско-ленинская диалектика, основанная на материалистическом понимании законов общественного развития. Как показала практика, именно применение этого метода в совокупности со многими другими, присущими разным областям знаний, позволяет объективно оценивать все происходящие в жизни общества процессы, связанные с развитием того или иного явления, объединяет проводимые исследования в единое целое. Это обстоятельство полностью относится и к туризму.

В каждом из направлений НИР в туризме используются свои, свойственные для решения тех или иных конкретных задач специфические методы исследований, которые обусловлены запросами практики, состоянием решаемого вопроса, накопленным опытом научного поиска в данной области знаний. Углубленное изучение туризма как явления, согласно марксистско-ленинской диалектике, требует совместных усилий ученых разных областей знаний: историков, социологов, педагогов, физиологов, медиков, психологов.

Итак, в основе ведения научной работы по вопросам туризма имеют место пять основных направлений.

Первое направление - туризм как важный фактор укрепления здоровья - предполагает научное обоснование занятий туризмом с позиции оздоровительной направленности. Посредством медико-биологических наук (физиология, биохимия, гигиена, медицина) в данном случае объясняется механизм благотворного влияния естественно-прикладных упражнений, характерных для туризма, на состояние здоровья занимающихся различного возраста. При этом должны учитываться особенности использования в оздоровительных целях разных видов туризма, а также оказываемое на организм человека влияние сложности и продолжительности маршрутов. По итогам исследований в этом направлении разрабатываются конкретные рекомендации, направленные на повышение работоспособности и улучшение функционального состояния человека.

Характер исследований в туризме по первому направлению - экспериментальный. Данные для анализа в основном получают путем периодического медицинского и педагогического контроля за состоянием занимающихся туризмом. Критериями оценки физического состояния организма служат показатели физического развития (соматоскопические и соматометрические), а также данные об изменениях физической подготовленности. Особое внимание следует уделить и функциональной диагностике (давление крови, работоспособность, показатели МПК). Используя данные об изменениях физического развития, физической подготовленности и функционального состояния, можно дать более или менее объективную оценку морфофункциональным перестройкам, происходящим в организме под влиянием занятий туризмом.

Второе направление - идейно-воспитательные функции туризма. Цель исследований в этом направлении - выявление возможностей решения средствами туризма многих воспитательных задач. Как известно, организация походов молодежи по местам революционной, боевой и трудовой славы КПСС и советского народа способствует решению задач по военно-патриотическому воспитанию. Поэтому значительная часть исследований по второму направлению должна обеспечить обоснование действенных форм и методов воспитания молодого поколения на героических традициях становления и развития Советского государства. Важно здесь и то, что у участников походов углубляются знания по природоведению и краеведению, что также должно стать объектом исследования как фактора, способствующего патриотическому воспитанию.

Немаловажное значение в походах имеет плановая общественно полезная работа их участников. Путем исследований необходимо конкретизировать формы этой работы, разработать более совершенную методику ее проведения. Иными словами, требуется научное обоснование всего многообразия форм и методов трудового воспитания средствами, свойственными туризму.

Учитывая богатые возможности туризма в воспитании советских людей, необходимо научное обоснование последовательности и комплексности решения в условиях походов тех или иных воспитательных задач, чтобы их сочетание было наиболее оптимальным, побуждало занимающихся к расширению познавательного интереса к окружающим явлениям и предметам. В данном случае нужны построенные на научных основах варианты оптимизации многих воспитательных мероприятий в условиях походов с учетом возраста их участников.

Исследования в этом направлении должны строиться на экспериментальном материале, в основном полученном в условиях похода. Особая трудность здесь заключается в поиске объективных критериев, позволяющих оценить эффективность многих воспитательных мероприятий. Поэтому следует широко применять конкретно-социологические методы (анкетирование, интервьюирование), а также методы экспертных оценок. Одна из целей научного поиска во втором направлении - выявление и обобщение лучшего опыта отдельных коллективов в решении воспитательных задач средствами туризма.

Третье направление - научно-методические и организационные основы детско-юношеского туризма. Исследования здесь должны выявить наиболее оптимальные дозировки нагрузок в учебно-тренировочном процессе и походах, свойственные детскому и юношескому возрасту. Необходимо определить эффективную методику обучения тем или иным приемам в Туризме, т. е. наука должна дать практике обоснованные рекомендации по обучению технике и тактике туризма. Поскольку в детско-юношеском возрасте нужна разносторонняя общефизическая подготовка, следует определить возможности сочетания занятий туризмом с другими средствами советской системы физического воспитания.

Ряд исследований в третьем направлении должен выявить закономерности формирования жизненно необходимых умений и навыков, а также развития двигательных качеств у подрастающего поколения, используя направленные занятия туризмом.

Эффективность массовой туристской работы во многом зависит от применяемых организационных форм, которые должны соответствовать поставленным задачам, учитывать возрастные особенности занимающихся, а также имеющиеся условия. Поиск именно таких форм, характерных для детско-юношеского возраста, должен находиться в поле зрения исследователей.

Основные научные методы в третьем направлении-педагогический эксперимент и педагогические наблюдения.

Четвертое направление - научное обеспечение подготовки туристов высокой квалификации - связано с обоснованием методик тренировочных занятий по туризму. Современный спортивный туризм включает организацию и проведение сложных категорийных походов, когда человек может оказаться в экстремальных условиях. В связи с этим научные исследования проводятся для обоснования методик подготовки занимающихся спортивным туризмом, учитывающих возможность принятия мер оптимального жизнеобеспечения в экстремальных условиях и исключения травматизма, т. е. мер обеспечения безопасности. Научные исследования здесь имеют важное прикладное значение в связи с необходимостью освоения новых труднодоступных районов страны (Крайний Север, районы Сибири, горные территории).

Научный поиск резервных возможностей человеческого организма, закономерностей адаптации его к различным условиям всегда был и будет в поле зрения исследователей, и особо сложная задача в этом направлении исследований связана с разработкой единой в масштабах страны комплексной программы контроля участников туристских походов и маршрутных наблюдений. Ее реализация на практике позволит решить следующие задачи:

1) выявление критериев классификации и определения методов эталонирования туристских маршрутов на территории СССР дифференцированно по видам туризма;

2) совершенствование системы туристско-классификационного районирования территории СССР и разработка принципов определения безопасных сроков проведения туристских походов в различных географических районах СССР;

3) совершенствование методики судейства соревнований (чемпионатов) по видам туризма и разрядных требований по спортивному туризму;

4) разработка и совершенствование методов педагогического и медицинского контроля участников туристских походов, определение их функциональных состояний на маршрутах, дозировки нагрузок и оздоровительного эффекта туристских походов;

5) разработка контрольных нормативов общей и специальной физической подготовленности участников туристских походов и рекомендаций по их предпоходному и послепоходному медицинскому контролю;

6) совершенствование содержания и методов маршрутных наблюдений, обеспечивающих не только внутренние потребности туризма (классификационные вопросы, проблемы районирования, определение безопасных сроков проведения походов, биоклиматические условия совершения походов, контроль функциональных состояний их участников, эталонирование туристских маршрутов), но и участие туристских групп, особенно экспедиционных, в решении проблем народнохозяйственного значения (изучение адаптационных возможностей организма человека в экстремальных условиях отдаленных районов, фотогляциологические наблюдения за возможными подвижками ледников, многолетние маршрутные метеонаблюдения, снегомерная съемка, наблюдения за уровнем воды в реках и озерах, наблюдения по заданиям природоохранных организаций, Географического общества СССР, других производственных, научных и общественных организаций и учреждений).

Как и в третьем направлении, здесь должны использоваться педагогический эксперимент и педагогические наблюдения. Особые трудности в исследованиях связаны с необходимостью собрать максимум различной информации о состоянии организма и поведении человека в сложных походных условиях, приближенных к экстремальным.

Пятое направление - научные основы организации и управления массовой туристской работой. Учитывая, что значение туризма в современном обществе возрастает, нужна научно обоснованная структура его организации и управления. Усложняет решение этой задачи то обстоятельство, что массовую туристскую работу с населением должны осуществлять многие государственные и общественные организации. Поэтому необходимы обоснованные координационные действия между ними и четкое распределение функциональных обязанностей. Посредством научных исследований определяются наиболее соответствующие современным условиям организационная структура развития туризма, а также формы и методы массовой туристской работы. Совершенствование туристской работы невозможно также без соответствующих профессиональных и общественных кадров. Потребность в них, структура и содержание их профессиональной подготовки определяются научными исследованиями. Необходимость решения задачи целенаправленного развития материально-технической базы туризма заставляет с научных позиций подходить к обоснованию потребностей ее дальнейшего совершенствования с учетом множества взаимосвязанных качественно-количественных признаков.

В связи с этим исследования по пятому направлению должны строиться на основе системного анализа структуры и содержания массовой туристской работы, проводимой различными организациями. Обработку полученных результатов необходимо осуществлять методами математической статистики. Кроме того, здесь нужно использовать методы нормирования и программирования, группировки, сравнений и сопоставления данных, а также обобщения полученных результатов.

В целом следует отметить, что дальнейшее развитие туризма в стране возможно лишь при фундаментальных научных исследованиях, охватывающих все его основные аспекты в социальном, педагогическом и экономическом плане.

Тесная интеграция туризма с экономической и технологической, политической и международной, социокультурной и экологической сферами жизни общества усложняла исследование туризма. С самого начал намечаются основные направления теоретических исследований туризма. Одним из первых был географический подход, который привел к становлению нового научного направления географии туризма. Теоретические и методологические основы этого направления связаны с исследованием влияния туризма на хозяйственную структуру, мобильность и занятость населения, на развитие транспортных потоков. Собственно, научные исследования сферы туризма начинаются в Западной Европе, поскольку это был самый первый мировой регион, где появился массовый организованный туризм.

Значительную роль в развитии теории туризма сыграл системный подход, который продемонстрировали, в частности, швейцарский исследователь Клод Каспар (Claude Kaspar), который в 1996 г. предложил рассматривать туризм как систему, состоящую из двух подсистем: «субъект туризма» и «объект туризма». Под субъектом туризма он понимал потребителей туристских услуг, т.е. человека, с его многообразными туристическими потребностями и мотивами поведения. Объект туризма рассматривался как состоящий из трех элементов: туристские центры, туристические предприятия и государственные и общественные организации, регулирующие развитие туризма. Швейцарский исследователь не включал в систему туризма туристскую индустрию, рассматривая ее как вторичную, рождаемую первичной системой, собственно туризмом.

Исследования условий формирования, структуры и составляющих туристской индустрии шли полным ходом. Чаще всего туристская индустрия в общем виде рассматривалась как совокупность предприятий, ориентированных на обслуживание туристов. В связи с быстрым развитием туризма вставал вопрос о более детальном изучении туристской индустрии. Так, немецкий исследователь Уолтер Фрейер (Walter Freyer) дал одну из первых классификаций индустрии туризма. Это позволило исследовать отраслевые аспекты экономических отношений в сфере туризма в рамках формирующейся научной дисциплины - экономики туризма.

Важное значение для понимания туризма сыграли социологические исследования. Выделение туризма в особый объект социологического изучения связано с работами Э. Коэна, Д. МакКанелла, Д. Урри, 3. Баумана идр. ученых. Так, израильский исследователь Эрик Коэн (Erik Cohen) в 1972 г. в работе «Социология туризма: концепции, результаты исследования» пишет о том, что при изучении сущностных характеристик туризма надо учитывать различные аспекты поведения и разнообразные мотивации туристов. Туристы в социологическом понимании представляют собой социальные группы, совмещающие отдых с познанием культурно-исторических ценностей и другими целями. В другой своей работе «Феноменологии туристического опыта» Э. Коэн выделяет различные стили путешествия и описывает их специфику. Он подчеркивает, что развитие социологических исследований в Западной Европе начинается после Второй мировой войны, когда восстановление экономики привело к повышению уровня жизни европейцев.

Е1оследующее развитие научных исследований туризма приводит к формированию на западе целого комплекса наук о туризме, дающих системное исследование такого сложного явления, как туризм, которое содействует глобализации мировой экономики, оказывает влияние на окружающий человека мир и все стороны жизни современного общества.

Вопросы и задания для повторения

  • 1. Проанализируйте причины, сдерживающие развитие международного туризма в первой половине XX в.
  • 2. Расскажите о совершенствовании транспортного обслуживания туристов в XX в.
  • 3. Какие положительные изменения произошли в системе гостиничного и ресторанного бизнеса в европейских странах в XX в. ? Какие гостиничные сети возникли в индустрии гостеприимства?
  • 4. Расскажите о влиянии международных политических процессов на развитие туристской индустрии в довоенный период.
  • 5. Какие основные научные подходы сформировались в сфере изучения туризма?