Гексаграммы представляют собой такого рода символы, в которых, подобно триграммам, графика определенным образом связана с семантикой. Поэтому для понимая последней важно разобраться со структурой гексаграмм. Известно, что гексаграммы могут быть образованы посредством удвоения триграмм. В некоторых изданиях “Книги перемен” при каждой гексаграмме указываются триграммы, из которых она состоит. Кроме того, в “Крыльях” говорится, что гексаграммы суть образования из удвоенных триграмм:
В древности совершенномудрые создали Перемены, помогающие следовать строю (ли ) своей природы (син ) и предопределения (мин ).
При этом [они] установили дао Неба - слабость (инь ) и сила (ян ), установили дао Земли - мягкость (жоу ) и твердость (ган ), установили дао Человека - милосердие (жэнь ) и справедливость (и ). [Эти] три начала совмещаются и удваиваются. Поэтому в Переменах шесть черт составляют гексаграмму (гуа ) (Шо гуа, 2).
Данное “удваивание трех начал” можно понимать в смысле их соотнесения не только с верхней и нижней триграммами, но и с тремя диграммами внутри гексаграмм. На этот счет имеется даже соответствующая символика диграмм (см. рис. 1.2.22). Однако именно первый вариант получил распространение и послужил для наименования гексаграмм, у которых имеются две одинаковые триграммы.
Гексаграммы могут быть также получены за счет последовательного приращения позиций подобно тому, как строятся триграммы. Гексаграммы в порядке Фуси (см. рис. 1.2.16) являют собой случай, когда возможен и тот и другой способ построения. В этом порядке приращение позиций идет снизу верх. Однако ранее было показано (гл. 2.2, табл. 2.2.1), что триграммы могут строиться, начиная с любой позиции как снизу вверх, так и сверху вниз, что в целом дает 6 вариантов. Подобные методы построения могут быть перенесены и на гексаграммы. В целом посредством наращивания позиций гексаграммы могут быть построены способами, количество которых определяется числом перестановок из 6 элементов, т.е. 6! = 720. Если ограничиться только построением за счет последовательного наращивания позиций сверху вниз или снизу вверх, то число вариантов снизится до 12. Но реально мы имеем дело только с одним известным способом подобного построения, зафиксированном в гексаграммном порядке Фуси. Из этого видно, что чистая комбинаторика древних китайцев не сильно интересовала. Остается найти причину выбора данного способа. Вопрос этот достаточно важный, на что указывал академик В.М. Алексеев, сетовавший, что в исследованиях Ю.К. Щуцкого “осталось необъясненным, почему счет черт и объяснение их в гексаграммах идут не сверху, а снизу?” (Алексеев 1982: 384).
По аналогии с триграммами гексаграммы можно рассматривать как символы, описывающие взаимодействие между субъектом и объектом. Последовательность позиций сверху вниз будет соответствовать воздействию субъекта на объект, а последовательность снизу вверх - наоборот. Первая последовательность означает развертку производительной деятельности субъекта, а вторая - познавательной. Таким образом, в гексаграммном порядке Фуси зафиксированы когнитивные закономерности взаимодействий субъекта и объекта.
При гадании с помощью монет или стеблей тысячелистника гексаграмма составляется и записывается снизу вверх. Последнее противоречит нормам китайской письменности, в которой сверху вниз пишутся как черты в иероглифах, так и последовательности иероглифов в тексте. Чтобы отказаться от этих правил, должны быть веские основания. Если предположить, что начертание гексаграмм снизу вверх соответствует некой форме когниции, то все становится на свои места.
Гадание для древних китайцев - это способ познания того, что предопределено Небом. Небо находится в позиции субъекта. Если гадатель связывает свою сущность с Небом, то, по сути, составление гексаграмм снизу вверх соответствует этапам его собственного познания. Если гадатель соотносит себя с мировыми уровнями Земли или Человека, то такое составление гексаграмм - это акт вопрошания, разбивающийся на шесть этапов.
Как следует читать полученный от Неба ответ, когда гексаграмма составлена? Традиционно он читается по позициям гексаграммы в той же последовательности, в которой она и записывалась - снизу вверх. В связи с этим нижние ее позиции толкуются как связанные с описанием прошлого, а верхние - будущего. Но в китайской культуре имеется и другая символика вертикали. Иероглиф шан , имеющий значение “верх”, еще означает “предыдущее”, “прошлое”, а иероглиф ся , имеющий значение “низ”, еще означает “следующий”, “будущий”. Для древнего китайца, полагавшего, что в любое настоящее время он находится на срединном уровне мироздания, а от Неба к Земле ниспускаются животворящие силы, было вполне естественно ассоциировать начало этого процесса с прошлым, а конец - с будущим.
Если взглянуть на “Книгу перемен” как на результат развития примитивного способа предсказаний на основе бросания жребия, то можно определить значения позиций гексаграмм следующим образом. Первое, что интересует гадателя, - будет ли некое задуманное событие в будущем? В результате одноразового бросания жребия он может получить ответы “да” или “нет”, соответствующие тем или иным янским или иньским символам (комбинации палочек, монет и проч.). Можно так поставить вопрос, чтобы ответом было “счастье” или “несчастье”, “успех” или “неуспех” и т.д. Во всех случаях для гадателя при этом важны не причины того или иного явления, а оно само.
При вторичном бросании жребия можно поставить разъясняющий вопрос. Но какой? Нельзя спросить “что будет дальше?”, поскольку первым вопросом было не “что будет?”, а “будет ли нечто?” Если уже известно по первому бросанию жребия, что это “нечто” произойдет (или не произойдет), то можно задаться вопросом “последует ли этому другое событие?” Но в таком случае это второе бросание жребия будет, по сути, новым гаданием. Ведь можно и отдельно спросить о свершении или несвершении этого другого события. То же самое справедливо и для вопроса “предшествует ли этому явлению другое событие?” Ситуация изменится, если результат первого бросания жребия принимать не безусловно, а находящимся в зависимости от предшествующих поступков того, на кого гадают. Тогда вторым вопросом должно быть “следует ли делать нечто, чтобы произошло данное уже предсказанное событие?”. Иначе говоря, при вторичном бросании выясняется причина явления, а не оно само.
При последовательной постановке череды таких разъясняющих вопросов гадатель подойдет к событию, предельно близкому к времени гадания. Тем самым программа действий на ближайшее будущее составлена. Если в сумме ограничиться шестью бросаниями жребия, то можно получить гексаграмму. При продолжительной практике составления гексаграмм могло сформироваться представление, что верхняя триграмма отражает причину, а нижняя - следствие. Далее, хотя самая нижняя черта и соответствует основному вопросу гадания и является результативной, в силу того, что и вся нижняя триграмма ему также соответствует, результативной принимается средняя черта в этой триграмме, поскольку среднее наиболее полно отражает целое. Также, хотя причинной является верхняя черта, эта функция переходит к средней черте верхней триграммы. Верхняя черта гексаграммы становится “предпричинной”, нижняя - “послеследственной”, четвертая и третья отражают переход от причины к следствию. Аналогично причину и следствие символизируют понятия “Небо” и “Земля”, связанные с верхней и нижней триграммами, верхней и нижней диграммами, а также символы “муж” и “жена”, связанные с пятой и второй позициями гексаграмм.
Например, в “суждении” (туань ) гексаграммы Тай (“Процветание”) есть следующие слова: “Малое уходит (ван ), великое приходит (лай )”. Иероглифы “уходить” (ван ) и “приходить” (лай ) еще имеют значения “прошлое” и “будущее”. Поэтому фраза в целом выстраивается по временной оси (рис. 2.11.1). Под “малым” (сяо ) здесь подразумевается триграмма Кунь (Земля), располагающаяся вверху, а под “великим” (да ) - триграмма Цянь (Небо), располагающаяся внизу. Пространственно данные триграммы находятся не на своих местах и должны тяготеть соответственно к низу и к верху. Но по временной характеристике причинной триграммой является Кунь , которая при развитии гексаграммы сверху вниз “уходит” или, иными словами, “остается в прошлом” (ван ), а триграмма Цянь будет ее следствием, которое “приходит”, “образуется в будущем” (лай ). “Малое” превращается в “великое” - потому и “Процветание”.
В “суждении” к гексаграмме Пи (“Упадок”), образующейся посредством переворачивания предыдущей гексаграммы, говорится: “Великое уходит, малое приходит”. Триграммы Цянь и Кунь в данном случае находятся на своих местах и пространственно имеют тенденции соответственно к дальнейшему подъему и опусканию. Поэтому “уход” и “приход” для верхней и нижней триграмм в пространственном смысле здесь совершенно иной. Однако во временном отношении ничего не поменялось. Верхняя триграмма связана с прошлым (ван ), а нижняя - с будущим (лай ). “Великое” (тр. Цянь ) как причина имеет своим следствием “малое” (тр. Кунь ) - это ли не “Упадок”?
Традиционно позиции гексаграмм символически связываются с частями тела четвероногого животного и человека. При этом верхняя позиция символизирует голову, а нижняя - хвост. Иероглиф “голова” (шоу ) имеет дополнительные значения “возглавлять”, “первый”, “сначала” и проч., а “хвост” (вэй ) ассоциировался у китайцев с “концом”, “остатком” и проч. Таким образом, начало и конец развития гексаграмм следовало бы соотнести с верхней и нижней позициями. Конкретно, эти иероглифы в своих позициях встречаются соответственно в гексаграммах № 8, 30, 63, 64 и № 33, 63, 64. Для человека вместо “хвоста” указываются “ступни” (чжи ), о которых говорится в гексаграммах № 21, 22, 36, 43, 52. В гексаграмме № 28 в верхней позиции указывается иероглиф дин , значения которого - “макушка головы”, “впереди”, “раньше” и т.д. В гексаграмме № 31 вместо головы в верхней позиции пишется о скулах, щеках и языке, а вместо ступней в нижней позиции помещены большие пальцы на ногах. В гексаграммах № 35 и 44 в верхней позиции голову замещают рога. Все это должно указывать на соответствующее направление времени в данных гексаграммах.
Подобные временные отношения между верхними и нижними позициями, диграммами и триграммами можно усмотреть в текстах (“изречениях”) и некоторых других гексаграмм среди тех, в которых вообще как-то обозначены причинно-следственные связи. Однако в комментариях к “Книге перемен” и в многочисленных ее истолкованиях китайскими и европейскими исследователями сформировался полностью противоположный взгляд на направление течения времени по позициям.
Нет ничего необычного в том, что тексты при гексаграммах записаны в порядке от нижней черты к верхней. Тем самым они просто повторяют последовательность операций по составлению гексаграмм. Их чтение в таком же направлении должно соответствовать не этапам развития процесса перехода от причины к следствию, а ряду вопросов “будет ли нечто?”, “каким образом?”, “по какой причине?”, сопоставляемому с тремя парами позиций и раздвигаемому или сужаемому в зависимости от необходимости.
Однако если имеется желание проследить причинно-следственную последовательность, то следует данные тексты читать в обратном направлении. То, что в поздней комментаторской традиции об этом ничего не говорится, является необъяснимой аномалией. Между тем, в “Шо гуа чжуани” имеется пассаж, в котором как будто указывается, что составление и чтение гексаграмм должно производиться в разных направлениях.
Исчисление прошлого-уходящего (ван ) - по порядку (шун ).
Познание будущего-приходящего (лай ) - наперекор (ин ).
Таким образом, в Переменах - исчисление наперекор (Шо гуа, 3).
То, что уходит, становится прошлым (ван ), - это действия Неба, совершающиеся в настоящем. Для них правомерно направление “по порядку”, т.е. от прошлого к будущему, сверху вниз. Прошлое, данное в воспоминаниях, также будет рассматриваться “по порядку”, в последовательности развертки истории событий. То, что приходит, это будущие (лай ) действия Неба, которые прогнозируются с помощью “Книги перемен”. Процесс познания будущего - это “исчисление наперекор”, при котором гадатель должен совершить акт восхождения к первопричине. Сам акт восхождения совершается “по порядку”, т.е. по течению времени, но содержание познания выстраивается обратным образом по отношению к тому, как оно развернется в будущем. Первопричина будет развертываться затем также “по порядку”, уходя в будущее, неизвестное для неподготовленного наблюдателя, но для гадателя оно окажется известным по составленной им самим гексаграмме, которую он может соотнести с наступающими событиями по позициям в последовательности сверху вниз.
Получается, что между прошлым и будущим есть определенного рода симметрия. То, что составляет по содержанию процесс познания причины, будет симметрично процессу развертки причины в свое следствие. Поскольку процесс познания проходит во времени, то эта развертка будет подобна модели, когда прошлое, связанное с причинным познанием, “накатывается” на линию времени в обратном порядке, подобно гусеничному приводу (рис. 2.11.2, ср. рис. 2.4.14).
Видимо, по отношению к такой модели справедливы слова, приводимые в одном из пассажей в “Си цы чжуани”:
Исток начала оборачивается концом - в этом познается объяснение смерти и рождения (Си цы, I, 3).
Познанное прошлое аккумулируется в причине, являющейся началом развертки будущего. Поэтому весь ход времени можно представить в виде циклов “свертки” (цюй ) и “выпрямления” (шэнь ), о которых говорится в другом пассаже из “Си цы чжуани”.
Холод уходит (ван ) - тепло приходит (лай ).
Тепло уходит - холод приходит.
Холод и тепло взаимочередуются, и годы приходят к завершению.
Уход-прошлое - это свертывание (цюй ),
Приход-будущее - это выпрямление (шэнь ),
Свертывание и выпрямление взаимовозбуждаются, и польза образуется (Си цы, II, 3).
Книга перемен содержит в себе две части. В первой части книги приведены сами гексаграммы, а во второй части книги раскрывается их значение, приводится толкование гексаграмм различными авторами. Толкованием гексаграмм занимались многие великие китайские мудрецы, среди которых были и Лао-Цзы и Конфуций.
В Книге перемен в 64 гексаграммах раскрываются определенные жизненные ситуации. В комментариях Книги перемен философы осмысливают эту ситуацию. Необходимо, чтобы гадающий человек пропустил через себя глубокий смысл гексаграммы, примерил ситуацию на себя и сделал выводы. Страница подробно рассказывает о технике гадания, получении гексаграмм и принципах их толкования. А здесь приводится таблица, в которой вы смотрите номер своей гексаграммы, кликаете мышкой по номеру и получаете толкование гексаграммы.
Верхняя триграмма | ||||||||
Нижняя |
||||||||
Для удобства толкования нужно разделить гексаграмму на две триграммы: верхнюю и нижнюю. Верхняя состоит из трех линий, и нижняя состоит из трех линий. Так вам будет легче найти её в таблице. Затем на пересечении столбца и строки полученных фигур триграмм вы смотрите номер своей гексаграммы в таблице. Кликните по полученной на пересечении цифре и прочитайте толкование выпавшей гексаграммы. Осталось только обдумать, насколько верно оно описывает вашу жизненную ситуацию. Следует заметить, что встречаются весьма неоднозначные откровения, для толкования которых вам необходимо обратиться к самым глубинам своей души. Если вы сумеете понять мудрость Книги Перемен, то она всегда даст вам верный совет и навсегда станет для вас незаменимым помощником в трудных жизненных ситуациях.
Символикой «Книги Перемен» пронизан роман швейцарского писателя-философа Г. Гессе «Игра в бисер», где при помощи гексаграмм осуществляется попытка синтетического моделирования структуры мира.По преданию, триграммы изобрел полумифический император Китая Фу-Си, или Бао-Сиши. Имя его означает «Устроивший облаву на жертвенных животных». Он родился после того, как его мать наступила на след великана. Фу-Си изобрел сети и погружался в созерцание следов животных, птиц и теней деревьев. Однажды из реки Ло (Лотуй) вышла черепаха, на спине которой были начертаны письмена «ло-шу». Из реки Хэ (Хуанхэ) появился конь-дракон с таинственными символами «хэ-ту». Не исключено, что триграммы восходят к трещинам на бараньих лопатках (бу) и к волокнам тысячелистника (ши), по которым гадали предки китайцев эпохи Шан-Инь и Чжоу. Геометрические знаки произошли от «бу» а числовая символика от «ши».
Китайцы верят, что Вэнь-Ван, Чжоу-Гун и Конфуций, наложив триграммы друг на друга, создали 64 гексаграмм (люшисы-гуа) и 384 черт-сяо. Они же якобы создали «И-Цзин» (Книгу Перемен), или «Чжоу-И». Это один из древнейших памятников китайской литературы, уступающий разве что «Ши-Цзин» (Книге Песен). Когда в эпоху Цинь сжигали книги, «И-Цзин» уцелела, поскольку имела практическое (гадательное) применение.
«И-Цзин» сложилась на материале земледельческого фольклора на территории уделов Цзинь или Цинь в Западном Китае между 8 и 7 вв. до н.э. Со временем развилась большая школа ицзиноведения (и-сюэ). К «Книге Перемен» были составлены обширные комментарии.
«Ши-И» (10 крыльев), из которых наиболее интересен «Сицы-Чжуань» (Традиция афоризмов). Вот одна из цитат оттуда: «У Перемен есть Великий Предел Тай-Ди. Они порождают два облика, два облика — четыре образа, четыре образа — 8 триграмм, которые определяют Судьбу. Последняя же формирует Великое Дело».
Китайцы усовершенствовали древнюю систему предсказаний, создав гибкий и в то же время хитросплетенный аппарат из 64-х символов. Они придали гексаграммам динамику, так что можно было проследить превращение вещи в свою противоположность и обратно. Каждая из 64-х люшисы-гуа выражает определенную жизненную ситуацию во времени с точки зрения ее постепенного развития. Согласно натурфилософским построениям, предсказания могут осуществляться сразу на нескольких взаимосвязанных уровнях — космическом, социальном и внутричеловеческом.
****************************************************************************************************
Невозможно представить себе китайскую культуру и историю без такого знаменитого труда как «Книга Перемен». «И Цзин», или «Чжоу И» – это философская теория, которая представляет собой практику предсказаний. Согласно истории, первый китайский император Фу Си изучал движение планет, Солнца, Луны и их взаимодействие с человеком. Именно он заложил начало создания триграмм и гексаграмм (гуа). Он называл их методом сообщения человека с невидимым духовным миром. В данной статье рассмотрим Гексаграмму 59 и узнаем, что она обозначает.
Для того чтобы в полной мере понять каждую из гексаграмм, нужно знать, как соотносятся их толкование и линии, которые их образуют. Так, в «И Цзин» есть 64 гуа, составленных из линейных знаков – ян (–) и инь (--). Шесть линий в каждой из гексаграмм имеют своё особенное положение, от чего, собственно, и зависит их толкование. Например, Гексаграмма 59 имеет такой вид: прерывистая, прямая, две прерывистых и две прямых линии (читается снизу вверх). При этом некоторые из линий могут быть подвижными и взаимозаменяемыми, однако это зависит не от той или иной гуа, а от монет, которые выпадают. Для того чтобы получить правильный ответ на свой вопрос при помощи «Книги Перемен», очень важно придерживается правильной техники гадания. Поскольку в наше время она достаточно упрощена, научится ей не составит труда.
Несмотря на то, что у многих людей «И Цзин» ассоциируется с монетками, необходимым атрибутом для этой техники все же были сухие стебли тысячелистника (50 штук). Но поскольку для этого способа гадания необходимо провести целых 18 операций, а само растение найти достаточно сложно, Цзин Фан (специалист по И Цзину) создал другой метод. Для него необходимо иметь всего 3 бронзовые монеты, футляр и красный шелк. Последние два атрибута нужны для того, чтобы там хранить монеты.
Так, для того чтобы получить ответ на свой вопрос, необходимо освободить разум от лишних мыслей. Представьте, что вы обращаетесь за советом к самой Вселенной. Затем, мысленно сформулировав вопрос, выбросите монеты на стол. Так нужно сделать шесть раз.
За каждым броском, результат необходимо записывать на бумаге, причем делать это нужно снизу вверх.
Значения выпадающих результатов (яо) таковы:
Если же данный ответ на вопрос достаточно неоднозначный, то можно рассмотреть скрытую гексаграмму, переставив некоторые из яо. Так, нужно выделить вторую, третью и четвертую линию – это будет первая нижняя триграмма, а затем третья, четвертая и пятая – вторая верхняя.
Так, как видно на рисунке, при определении из Гексаграммы 59 скрытой гуа получим совершенно другую – 27. Её значение более глубоко объясняет значение основной. Узнаем об этом более детально.
Конечно же, при толковании следует учитывать тот факт, что существуют различные обозначения этой гуа. Всё дело в том, что китайские иероглифы сами по себе переводить достаточно сложно. По этой причине различные авторы немного по-разному трактуют одну и ту же гексаграмму. Так, на китайском языке она называется «Хуань». Л. В. Нагайцева Гексаграмму 59 толкует как «Раздробление». В этом значении гуа олицетворяет счастье, удачу, успех. В данном толковании важно отметить, что на судьбу человека влияет некоторая сильная личность. Другой автор – Склярова - Гексаграмму 59 толкует как «Рассеяние». Но в этом значении человек преодолевает сильного человека или определенные события, которые изначально кажутся сильнее гадающего.
Итак, гуа «Хуань» означает «Разлив». В этом значении следует понимать увеличение энергетического потенциала. Гуа предсказывает хорошее завершение запланированных дел. Если посмотреть на иллюстрацию к Гексаграмме 59, значение которой мы рассматриваем, то можно увидеть красивый пейзаж: волны, горы, деревья. Всё это в точности отображает картину разлива. Река выходит из берегов, а это означает, что энергия гадающего буквально плещет через край. Он полон сил и энтузиазма и всего его проблемы удастся решить без особых усилий.
В философии «Чжоу И» есть еще один достаточно важный нюанс. Линии 6 и 9 считаются подвижными и в определенных положениях имеют свое толкование.
Так, начальная шестерка обозначает, что гадающему необходимо заручиться поддержкой знакомых и друзей. Ему не стоит отказываться от предложенной помощи. Кроме того, следует прислушаться к их мыслям и идеям, возможно, они помогут решить возникшие проблемы.
Вторая девятка символизирует поток неожиданных событий. Они настолько захлестнут гадающего, что он может забыть о своих делах и намерениях. В таком случае «И Цзин» говорит о том, что нужно собраться с силами и успокоится.
Третья шестерка говорит о возможных трудностях, которые скорей всего пойдут на пользу гадающему. Не стоит разочаровываться в мелких неудачах, ведь огромное счастье ждет его впереди.
Четвертая шестерка толкуется как неприятности, которые коснутся не только вопрошающего, но и многих других людей. Несмотря на это, потерь и сожалений не будет. Всё закончится хорошо.
Пятая девятка говорит о том, что кто-то другой попал в беду, и, возможно, вы сможете ему помочь. Данная ситуация разрешится благополучно и не затронет гадающего.
Верхняя девятка несет в себе самое опасное значение. Так, человека ожидают крупные неприятности. Он сможет их победить, только если приложит к этому все свои усилия.
Для того чтобы получить наиболее развернутый ответ, необходимо знать некоторые принципы гадания по « Книге Перемен». Так, один из них мы уже рассматривали ранее. Он основывается на «вплетении средней фигуры» и символизирует середину пути. Третья гексаграмма, которую мы научимся составлять, будет символизировать завершение ситуации. Для этого, необходимо заменить подвижные линии. Конечно же, рассматривая «Книгу Перемен» и 59 гексаграмму, сложно сказать, какие именно из них будут подвижными. Например, представим, что в гадании выпадает третья линия – это три орла (шестерка прерывистая) и шестая - три решки (сплошная девятка).
Тогда для составления третьей гексаграммы, необходимо поменять девятку на шестерку и наоборот. Так образуется еще одна гуа - 48. Теперь, исходя из полученных трех гексаграмм, ответ на заданный вопрос можно дать более объемный.
Как мы уже выяснили, из одной гуа можно получить целых три. На приведенных выше примерах получились такие: 27, 48 и рассматриваемая в данной статье Гексаграмма 59. Значение каждой из них и будет ответом на поставленный вопрос. Например, человек спрашивает, что его ждет на новой работе. В ответ ему выпадают следующие монеты:
Поскольку линии записываются снизу вверх, получаем Гексаграмму 59. «Книга Перемен» толкование к ней дает следующее: успех в любых начинаниях. А это означает, что на начальном этапе человека на работе ожидают удача и хорошие результаты. У него достаточно сил и энергии для осуществления проектов и самых различных идей. Углубимся в рассмотрение ситуации при помощи других гексаграмм. Способы их получения уже были описаны выше. Так, вплетая среднюю фигуру гуа, получаем Гексаграмму 27 – «Кормление». Она символизирует увеличение дохода. За свои труды человек будет вознагражден. Он даже может обратиться к руководству за повышением зарплаты, ему не откажут.
Последнею гуа, которая будет показывать общий результат заданного вопроса, образовываем при помощи подвижных линий. В данном примере это третья и шестая. В результате получаем Гексаграмму 48 – «Колодец». Её значение не такое же благоприятное, как двух предыдущих. Так, данная гуа предвещает расточительство и потери. Возможно, человек не сможет удержаться на данном месте работы из-за своего легкомыслия. Другими словами можно сказать, что «Книга Перемен» предупреждает человека о том, что его ждут неприятности, если он не изменит своего поведения.
Так, анализируя все три Гексаграммы можно сделать следующий вывод: несмотря на то, что у человека будет достаточно энергии и сил на новую работу, ему могут помешать его недостатки. Это может быть не только расточительство, но и, например, жадность. Гадающий попытается заработать слишком много денег, но из-за этого потеряет всё. Следует понимать, что «И Цзин» - это всего лишь предсказательная философия, и каждый человек вправе изменить свою жизнь так, как посчитает нужным.
ПРАКТИКА ПРИНЯТИЯ РЕШЕНИЙ
«Если молитва - это твое обращение к Богу,
то интуиция - это разговор Бога с тобой»
Мать Тереза.
Традиционно выбор гексаграммы для принятия решения производится путем бросания трех монет. В зависимости от выпавшей комбинации строится черта основной и дополнительной (не путайте со скрытой) гексаграмм согласно таблице №1. Разные источники предлагают различные способы построения черт гексаграмм в зависимости от выпавшей комбинации монет. В одних работах орел трактуется как Инь и изображается прерывистой чертой, в других наоборот. Для нас орёл, естественно, больше связан с мужской энергией Ян и в этой работе он преобладание орлов изображается сплошной линией, а решек прерывистой в соответствии с таблицей.
Если выпадает больше орлов, то рисуется прерывистая черта, если больше решек – сплошная. Однако если выпадут все орлы, то в дополнительной гексаграмме, показывающей куда будет развиваться ситуация, будет наоборот сплошная черта. Избыточное свойство ведёт к развитию своей противоположности – это и есть проявление изначальной многомерность Книги Перемен «И Цзин». Начинать следует с нижней черты и идти вверх, то есть вначале строится нижняя триграмма, затем верхняя. Бросать монеты нужно всего шесть раз, чтобы построить шесть черт (две триграммы). Например. Пусть в результате бросков трех монет шесть раз получилась следующая картина, зафиксированная в таблице №2.
С помощью таблицы №3 по верхней триграмме определяем столбец, а по нижней триграмме определяем строку. Номера гексаграммы читаем в месте пересечения строки и столбца. Так получается основная гексаграмма № 60, дополнительная гексаграмма № 48. Основная гексаграмма характеризует текущую ситуацию, а дополнительная гексаграмма предсказывает наиболее вероятное развитие событий.
В древности использовали вместо монет стебли тысячелистника, тогда процедура определения гексаграмм была ещё более сложной. Сегодня имеются наборы гексаграмм на деревянных плашках (смотрите www.talisman-rostov.ru). В этом случае определение номеров гексаграмм предельно упрощается. Для определения номера дополнительной гексаграммы потребуется выбирать плашки дважды.
Вот так выглядит поле в играх «Лила чакра» и «Код Крайона», основанных на Книге Перемен «И Цзин».
Каждая гексаграмма характеризуется своей вибрацией. Вибрация включает все аспекты расположения черт. Вибрация важней слов, поскольку слова это лишь выражение вибрации. Вибрация одна, толкований ее много. Вибрация первична. Именно, по этой причине существует множество названий и толкований каждой гексаграммы. Можно спорить о том, какое название лучше всего подходит к соответствующей гексаграмме, а можно признать истинность и правомерность всех (многомерный подход).
В одном из ченелингов световому мастеру магнитной службы Крайону задали вопрос: «Какая нумерология верна? Ведь существует так много различных систем противоречащих друг другу». Ответ Крайона поразителен: «Какая верна? А все!» Это демонстрация многомерности сознания и признания существования истины в противоположных точках зрения. По-видимому, верна та нумерологическая система, которую Вы приняли в момент использования. Так, например, если сказать, что при бросании монетки орел означает «да», а решка означает «нет», то именно эта мысленная установка и является определяющей. Полная бессмыслица после броска монетки все переиначить наоборот, потому что кто-то очень авторитетный считает, что орел должен означать «нет», решка «да». Самый большой авторитет наше высшее Я, наше подсознание и оно через множество неслучайных случайностей разговаривает с нами по принятому ментальному соглашению. Нельзя менять соглашение по ходу предсказания.
То, что очевидно на уровне орла и решки, часто игнорируется, когда дело касается гексаграмм. Обычная ситуация производить поиск по многочисленным источникам с целью найти наиболее качественное описание выпавшей гексаграммы. При осознании выпавшей гексаграммы лучше всего подходит именно то описание и то толкование гексаграммы, которое Вы выбрали изначально перед бросанием монеток, несмотря на то, что оно не является ни лучшим, ни самым подробным, ни самым авторитетным. Это свойство многократно усиливается при многомерном толковании гексаграмм, поскольку разные описания могут не только противоречить друг от другу, но и рассматривать даже различные грани действительности, вибрационно соответствующие одной и той же гексаграмме. В этом случае возникает закономерный вопрос: «Как использовать на практике гексаграммы в случае такой множественности?»
Если Вы решили использовать многомерное толкование гексаграмм, то это накладывает определенные особенности на принятие решения, поскольку спектр вариантов развития ситуации становится очень широким, включая и противоположную вибрацию. Как выбрать из множества рассматриваемых вариантов свой один? Всё дело в том, что не нужно делать выбор в принципе, иначе от многомерного рассмотрения не останется и следа! Стоит учитывать всё многообразие возможных вариантов, включая все ресурсы и все препятствия. А вот направлять свои мысли, действие, намерение и визуализацию рекомендуется на наиболее предпочтительный вариант развития ситуации. Лучше всего видеть реальность во всех ее аспектах, а в своей жизни реализовывать (буквально материализовывать) самый благоприятный ход течения событий. Ибо, как сказала Махатма Ганди: «Ваши убеждения становятся вашими мыслями, ваши мысли становятся вашими словами, ваши слова становятся вашими действиями, ваши действия становятся вашими привычками, ваши привычки становятся вашими ценностями, ваши ценности становятся вашей судьбой».
Важным историческим памятником истории является Книга Перемен, представляющая собой дошедший до нас со времен Древнего Китая письменный канон Ицзин. Как ранее, так и сейчас, эта древняя книга с изложенными в ней гексограммами используется для составления предсказаний. Такое гадание, благодаря многовековой практике и положительным отзывам, является очень актуальным и весьма распространенным. И сегодня мы решили рассказать о том, какое значение несут в себе те или иные комбинации гексаграмм, и какое у них толкование.
Гадание Ицзин считается довольно достоверным и правдивым. Однако, чтобы получить точный ответ на волнующий вопрос, гадающему нужно максимально сосредоточиться, чтобы в точности провести обряд и совершить толкование комбинаций гексаграмм.
Гадание Ицзин уходит глубоко во времена правления китайского правителя Фу Си, который и стал основоположником гадания и составления предсказаний на основании гексаграмм. Этим древним китайским правителем были придуманы разные комбинации черточек, через которые можно было прочитать подсказки судьбы относительно конкретных ситуаций.
Глядя на изображение всех 64-х гексаграмм, следует найти свою, и завершить гадание Ицзин. Для этого ознакомьтесь с той информацией, которую предлагает для этого древнейшая Книга Перемен.
Из всех гексаграмм эта указывает на то, что человеку настоятельно рекомендуется сдерживать себя. Упорство в сложившихся на данный момент ситуациях – не лучший помощник.