Кобринский женский монастырь. Спасский монастырь. У древних плит

Координаты : 52°12′51″ с. ш. 24°21′30″ в. д.  /  52.2142806° с. ш. 24.3585056° в. д.  / 52.2142806; 24.3585056 (G) (Я)

Спа́сский монасты́рь - женский православный монастырь в городе Кобрине Брестской области Белоруссии . Основан в XV веке князьями кобринскими . После принятия Брестской церковной унии 1569 года монастырь стал униатским, принадлежал ордену базилиан. После Полоцкого церковного собора 1839 года закрыт. В 2010 году восстановлен в качестве качестве женского православного монастыря.

Из всего исторического монастырского комплекса до наших дней сохранился лишь двухэтажный жилой корпус - памятник архитектуры барокко . Ныне это здание является центральной постройкой восстановленного Спасского монастыря.

История

В литературе основание монастыря традиционно датируется 1497 годом . Известно, что ещё в 1465 году княжна кобринская Ульяна со своим сыном Иваном Семёновичем из своих владений передали церкви Святого Спаса Кобринского монастыря мельницу на реке Шевни (приток Мухавца) с прудом и землёй и некоторое движимое имущество местным священнослужителям .

В первой половине XVI века монастырь был переведён в архимандрию .

В 1512 году великий князь литовский Сигизмунд I Старый подтвердил право монастыря на пожалования Федоры. Позднее Федора перешла в католичество и передала часть монастырских земель в имении Быстрица боярам М. Жамбоцкому и Г. Х. Постригачу. В 1541 году после иска архимандрита кобринского Васиана эти земли были возвращены монастырю .

20 мая 1595 года в монастыре прошли переговоры о церковной унии между епископом Владимирско -берестейским Ипатием Потеем , епископом Луцким и Острожским Кириллом Терлецким с одной стороны и Киевским митрополитом Михаилом Рогозой с другой .

В разное время монастырь находился в управлении таких иерархов , как епископ Пинский Паисий (1603), архимандрит Кобринский Шатинский (1613), епископ Пинский Рафаил Корсак (1632), архимандрит Кобринский Бенедикт Глинский (1678), епископ Владимирский и Брестский, архимандрит Кобринский Леонид Залесский (1691) и архимандрит Андрей Бенецкий (1747) .

В 1626 году в монастыре проходил Кобринский церковный собор высшего униатского духовенства. В XVII веке монастырские земли находились в деревнях Корчицы, Лепесы , Ходыничи, Новосёлки, Кустовичи. Кроме того, монастырю принадлежали фольварки Гоголевка и Петьки, Толермонтовский застенок, Хильцевщина (деревня Быстрица) и некоторые другие земли .

Монастырь подвергался разрушению во время боевых действий и грабежей, неоднократно был перестроен. Так, например, во время Кобринского боя 27 июня 1812 года пожаром была уничтожена древняя деревянная монастырская церковь .

В 1839 году, после отмены унии, монастырь был закрыт. В монастырских зданиях расположилось духовное училище, уничтоженное пожаром во второй половине XIX века. Главный корпус монастыря стоял в запустении до 20-х годов XX века , когда здание было отремонтировано по приказу польских властей. В ходе реконструкции были полностью уничтожены остатки внутреннего храма. По словам бывшего директора Кобринского музея А. М. Мартынова, в ходе работ были найдены остатки захоронений кобринских князей , а также замурованные в стенах скелеты в оковах. В отремонтированном здании разместился суд Кобринского повета .

После войны в этом здании располодилось районное отделение внутренних дел (милиция).

20 ноября 2010 года, после переезда милиции в новое здание, синод Белорусской православной церкви благословил открытие здесь женского монастыря во имя Всемилостивого Спаса. 22 ноября 2011 года в монастырь был доставлен список с иконы Божией Матери «Скоропослушница» .

После восстановления монастыря при нём была возведёно одноэтажное знание келейной (новый жилой корпус), ведётся капитальный ремонт исторического здания жилого корпуса.

В 2015 году в монастыре отметили 550-летие со времени первого письменного упоминания.

Жилой корпус

Единственной постройкой, сохранившейся от исторического Спасского монастыря, является жилой корпус в стиле барокко, построенный, вероятно, во второй половине XVIII века . Двухэтажный прямоугольный в плане корпус накрыт высокой крышей с изломами и достигает 30-и метров в длину и 10 в ширину. Главный фасад симметричен, центральный ризалит выделен аттиковым фронтоном с лучковым завершением, насышен лепными декоратиыными элементами. Фасады раскрепованы пилястрами и фигурными филёнками вокруг прямоугольным оконных проёмов. Развит карниз .

Перекрытия наж этажами балочные, свод подвала - цилиндрический. Изначальная внутренняя планировка не сохранилась. Ранее центральную часть корпуса занимала монастырская церковь. В северо-западном углу первого этажа находилась трапезная. Другие помещения были жилыми и служебными .

Напишите отзыв о статье "Спасский монастырь (Кобрин)"

Примечания

Литература

  • Габрусь Т. В. , Мартынаў А. М. Архітэктура Беларусі: Энцыклапедычны даведнік. - Мн. : БелЭн, 1993. - 620 с. - C. 246.
  • Чернявская Т. И. // Свод памятников истории и культуры Белоруссии. Брестская область. - Мн. : БелЭн, 1990. - C. 251-252.
  • Ярашэвіч А. А. // Рэлігія і царква на Беларусі. - C. 163.

Ссылки

  • на YouTube

Отрывок, характеризующий Спасский монастырь (Кобрин)

На другой день Даву выехал рано утром и, пригласив к себе Балашева, внушительно сказал ему, что он просит его оставаться здесь, подвигаться вместе с багажами, ежели они будут иметь на то приказания, и не разговаривать ни с кем, кроме как с господином де Кастро.
После четырехдневного уединения, скуки, сознания подвластности и ничтожества, особенно ощутительного после той среды могущества, в которой он так недавно находился, после нескольких переходов вместе с багажами маршала, с французскими войсками, занимавшими всю местность, Балашев привезен был в Вильну, занятую теперь французами, в ту же заставу, на которой он выехал четыре дня тому назад.
На другой день императорский камергер, monsieur de Turenne, приехал к Балашеву и передал ему желание императора Наполеона удостоить его аудиенции.
Четыре дня тому назад у того дома, к которому подвезли Балашева, стояли Преображенского полка часовые, теперь же стояли два французских гренадера в раскрытых на груди синих мундирах и в мохнатых шапках, конвой гусаров и улан и блестящая свита адъютантов, пажей и генералов, ожидавших выхода Наполеона вокруг стоявшей у крыльца верховой лошади и его мамелюка Рустава. Наполеон принимал Балашева в том самом доме в Вильве, из которого отправлял его Александр.

Несмотря на привычку Балашева к придворной торжественности, роскошь и пышность двора императора Наполеона поразили его.
Граф Тюрен ввел его в большую приемную, где дожидалось много генералов, камергеров и польских магнатов, из которых многих Балашев видал при дворе русского императора. Дюрок сказал, что император Наполеон примет русского генерала перед своей прогулкой.
После нескольких минут ожидания дежурный камергер вышел в большую приемную и, учтиво поклонившись Балашеву, пригласил его идти за собой.
Балашев вошел в маленькую приемную, из которой была одна дверь в кабинет, в тот самый кабинет, из которого отправлял его русский император. Балашев простоял один минуты две, ожидая. За дверью послышались поспешные шаги. Быстро отворились обе половинки двери, камергер, отворивший, почтительно остановился, ожидая, все затихло, и из кабинета зазвучали другие, твердые, решительные шаги: это был Наполеон. Он только что окончил свой туалет для верховой езды. Он был в синем мундире, раскрытом над белым жилетом, спускавшимся на круглый живот, в белых лосинах, обтягивающих жирные ляжки коротких ног, и в ботфортах. Короткие волоса его, очевидно, только что были причесаны, но одна прядь волос спускалась книзу над серединой широкого лба. Белая пухлая шея его резко выступала из за черного воротника мундира; от него пахло одеколоном. На моложавом полном лице его с выступающим подбородком было выражение милостивого и величественного императорского приветствия.
Он вышел, быстро подрагивая на каждом шагу и откинув несколько назад голову. Вся его потолстевшая, короткая фигура с широкими толстыми плечами и невольно выставленным вперед животом и грудью имела тот представительный, осанистый вид, который имеют в холе живущие сорокалетние люди. Кроме того, видно было, что он в этот день находился в самом хорошем расположении духа.
Он кивнул головою, отвечая на низкий и почтительный поклон Балашева, и, подойдя к нему, тотчас же стал говорить как человек, дорожащий всякой минутой своего времени и не снисходящий до того, чтобы приготавливать свои речи, а уверенный в том, что он всегда скажет хорошо и что нужно сказать.
– Здравствуйте, генерал! – сказал он. – Я получил письмо императора Александра, которое вы доставили, и очень рад вас видеть. – Он взглянул в лицо Балашева своими большими глазами и тотчас же стал смотреть вперед мимо него.
Очевидно было, что его не интересовала нисколько личность Балашева. Видно было, что только то, что происходило в его душе, имело интерес для него. Все, что было вне его, не имело для него значения, потому что все в мире, как ему казалось, зависело только от его воли.
– Я не желаю и не желал войны, – сказал он, – но меня вынудили к ней. Я и теперь (он сказал это слово с ударением) готов принять все объяснения, которые вы можете дать мне. – И он ясно и коротко стал излагать причины своего неудовольствия против русского правительства.
Судя по умеренно спокойному и дружелюбному тону, с которым говорил французский император, Балашев был твердо убежден, что он желает мира и намерен вступить в переговоры.
– Sire! L"Empereur, mon maitre, [Ваше величество! Император, государь мой,] – начал Балашев давно приготовленную речь, когда Наполеон, окончив свою речь, вопросительно взглянул на русского посла; но взгляд устремленных на него глаз императора смутил его. «Вы смущены – оправьтесь», – как будто сказал Наполеон, с чуть заметной улыбкой оглядывая мундир и шпагу Балашева. Балашев оправился и начал говорить. Он сказал, что император Александр не считает достаточной причиной для войны требование паспортов Куракиным, что Куракин поступил так по своему произволу и без согласия на то государя, что император Александр не желает войны и что с Англией нет никаких сношений.
– Еще нет, – вставил Наполеон и, как будто боясь отдаться своему чувству, нахмурился и слегка кивнул головой, давая этим чувствовать Балашеву, что он может продолжать.
Высказав все, что ему было приказано, Балашев сказал, что император Александр желает мира, но не приступит к переговорам иначе, как с тем условием, чтобы… Тут Балашев замялся: он вспомнил те слова, которые император Александр не написал в письме, но которые непременно приказал вставить в рескрипт Салтыкову и которые приказал Балашеву передать Наполеону. Балашев помнил про эти слова: «пока ни один вооруженный неприятель не останется на земле русской», но какое то сложное чувство удержало его. Он не мог сказать этих слов, хотя и хотел это сделать. Он замялся и сказал: с условием, чтобы французские войска отступили за Неман.
Наполеон заметил смущение Балашева при высказывании последних слов; лицо его дрогнуло, левая икра ноги начала мерно дрожать. Не сходя с места, он голосом, более высоким и поспешным, чем прежде, начал говорить. Во время последующей речи Балашев, не раз опуская глаза, невольно наблюдал дрожанье икры в левой ноге Наполеона, которое тем более усиливалось, чем более он возвышал голос.
– Я желаю мира не менее императора Александра, – начал он. – Не я ли осьмнадцать месяцев делаю все, чтобы получить его? Я осьмнадцать месяцев жду объяснений. Но для того, чтобы начать переговоры, чего же требуют от меня? – сказал он, нахмурившись и делая энергически вопросительный жест своей маленькой белой и пухлой рукой.
– Отступления войск за Неман, государь, – сказал Балашев.
– За Неман? – повторил Наполеон. – Так теперь вы хотите, чтобы отступили за Неман – только за Неман? – повторил Наполеон, прямо взглянув на Балашева.
Балашев почтительно наклонил голову.
Вместо требования четыре месяца тому назад отступить из Номерании, теперь требовали отступить только за Неман. Наполеон быстро повернулся и стал ходить по комнате.
– Вы говорите, что от меня требуют отступления за Неман для начатия переговоров; но от меня требовали точно так же два месяца тому назад отступления за Одер и Вислу, и, несмотря на то, вы согласны вести переговоры.
Он молча прошел от одного угла комнаты до другого и опять остановился против Балашева. Лицо его как будто окаменело в своем строгом выражении, и левая нога дрожала еще быстрее, чем прежде. Это дрожанье левой икры Наполеон знал за собой. La vibration de mon mollet gauche est un grand signe chez moi, [Дрожание моей левой икры есть великий признак,] – говорил он впоследствии.
– Такие предложения, как то, чтобы очистить Одер и Вислу, можно делать принцу Баденскому, а не мне, – совершенно неожиданно для себя почти вскрикнул Наполеон. – Ежели бы вы мне дали Петербуг и Москву, я бы не принял этих условий. Вы говорите, я начал войну? А кто прежде приехал к армии? – император Александр, а не я. И вы предлагаете мне переговоры тогда, как я издержал миллионы, тогда как вы в союзе с Англией и когда ваше положение дурно – вы предлагаете мне переговоры! А какая цель вашего союза с Англией? Что она дала вам? – говорил он поспешно, очевидно, уже направляя свою речь не для того, чтобы высказать выгоды заключения мира и обсудить его возможность, а только для того, чтобы доказать и свою правоту, и свою силу, и чтобы доказать неправоту и ошибки Александра.
Вступление его речи было сделано, очевидно, с целью выказать выгоду своего положения и показать, что, несмотря на то, он принимает открытие переговоров. Но он уже начал говорить, и чем больше он говорил, тем менее он был в состоянии управлять своей речью.
Вся цель его речи теперь уже, очевидно, была в том, чтобы только возвысить себя и оскорбить Александра, то есть именно сделать то самое, чего он менее всего хотел при начале свидания.
– Говорят, вы заключили мир с турками?
Балашев утвердительно наклонил голову.
– Мир заключен… – начал он. Но Наполеон не дал ему говорить. Ему, видно, нужно было говорить самому, одному, и он продолжал говорить с тем красноречием и невоздержанием раздраженности, к которому так склонны балованные люди.

Женский монастырь во имя Всемилостивого Спаса в г. Кобрине Брестской епархии

Возобновление обители как женского монастыря

29 июня года прошла официальная передача освободившегося здания и окрущающих вспомогательных строений Церкви. Также были переданы находящийся рядом пруд и посадка фруктовых деревьев.

20 ноября года Святой Синод Белорусской Православной Церкви (журнал № 122) благословил открытие здесь женского монастыря во имя Всемилостивого Спаса.

6 июня года в обитель прибыли первые насельницы - 4 сестры во главе с игуменией. 10 июня того же года состоялась первая после многолетнего перерыва Божественная литургия, которую возглавил епископ Брестский и Кобринский Иоанн . На следующий день была отслужена первая монастырская литургия и панихида.

В монастыре действуют воскресные школы для детей и для взрослых, а также организовано сестричество в честь иконы Божией Матери “Скоропослушница”.

Храмы

  • иконы Божией Матери "Скоропослушница" (домовой)

Настоятельницы

  • Евфросиния (Куракевич) (20 ноября 2010 - упом. 27 июня 2011)

1839 года закрыт. В 2010 году восстановлен в качестве качестве женского православного монастыря.

Монастырь
Спасский монастырь

Жилой корпус монастыря, главный фасад, 2014
52°12′51″ с. ш. 24°21′30″ в. д. H G Я O L
Страна Белоруссия Белоруссия
Город Кобрин
Конфессия Православие (по 1596 и с 2010), униатство (1596-1839)
Архитектурный стиль барокко
Первое упоминание 1465 год
Дата основания неизвестна
Реликвии и святыни список с
Настоятель игумения Евфросиния (Куракевич)
Состояние действующий
Сайт spas-kobrin.cerkov.ru
Медиафайлы на Викискладе
Объект Государственного списка историко-культурных ценностей Республики Беларусь
Код: 112Г000386

Из всего исторического монастырского комплекса до наших дней сохранился лишь двухэтажный жилой корпус - памятник архитектуры барокко . Ныне это здание является центральной постройкой восстановленного Спасского монастыря.

История

В литературе основание монастыря традиционно датируется 1497 годом . При этом известно, что ещё в 1465 году княжна кобринская Ульяна со своим сыном Иваном Семёновичем из своих владений передали церкви Святого Спаса Кобринского монастыря мельницу на реке Шевни (приток Мухавца) с прудом и землёй и некоторое движимое имущество местным священнослужителям .

В первой половине XVI века монастырь был переведён в архимандрию .

В 1512 году великий князь литовский Сигизмунд I Старый подтвердил право монастыря на пожалования Федоры. Позднее Федора перешла в католичество и передала часть монастырских земель в имении Быстрица боярам М. Жамбоцкому и Г. Х. Постригачу. В 1541 году после иска архимандрита кобринского Васиана эти земли были возвращены монастырю .

20 мая 1595 года в монастыре прошли переговоры о церковной унии между епископом Владимирско -берестейским Ипатием Потеем , епископом Луцким и Острожским Кириллом Терлецким с одной стороны и Киевским митрополитом Михаилом Рогозой с другой .

В разное время монастырь находился в управлении таких иерархов , как епископ Пинский Паисий (1603), архимандрит Кобринский Шатинский (1613), епископ Пинский Рафаил Корсак (1632), архимандрит Кобринский Бенедикт Глинский (1678), епископ Владимирский и Брестский, архимандрит Кобринский Леонид Залесский (1691) и архимандрит Андрей Бенецкий (1747) .

В 1626 году в монастыре проходил Кобринский церковный собор высшего униатского духовенства. В XVII веке монастырские земли находились в деревнях Корчицы , Лепесы , Ходыничи , Новосёлки , Кустовичи . Кроме того, монастырю принадлежали фольварки Гоголевка и Петьки , Толермонтовский застенок, Хильцевщина (деревня Быстрица) и некоторые другие земли .

Монастырь подвергался разрушению во время боевых действий и грабежей, неоднократно был перестроен. Так, например, во время Кобринского боя 27 июня 1812 года пожаром была уничтожена древняя деревянная монастырская церковь .

После войны здание было передано под горкомхоз, а с 1962 года здесь располагалось районное отделение внутренних дел (РОВД).

20 ноября 2010 года, после переезда милиции в новое здание, синод Белорусской православной церкви благословил открытие здесь женского монастыря во имя Всемилостивого Спаса. 22 ноября 2011 года в монастырь был доставлен список с иконы Божией Матери «Скоропослушница» .

После восстановления монастыря при нём было возведено одноэтажное знание келейной (новый жилой корпус), был проведён капитальный ремонт исторического здания жилого корпуса.

В 2015 году в монастыре отметили 550-летие со времени первого письменного упоминания.

Жилой корпус

Единственной постройкой, сохранившейся от исторического Спасского монастыря, является жилой корпус в стиле барокко, построенный, вероятно, во второй половине XVIII века . Двухэтажный прямоугольный в плане корпус накрыт высокой крышей с изломами и достигает 30-и метров в длину и 10 в ширину. Главный фасад симметричен, центральный

Кобринскому Спасскому монастырю исполняется 550 лет со времени первого письменного упоминания в октябре 1465 года. Древнейшую обитель Беларуси основали Кобринский князь Иоанн Семенович и его мать княгиня Иулиания при одноименной городской церкви. Праздничные мероприятия и богослужения пройдут 22 ноября 2015 года во второй престольный праздник обители — день иконы Божией Матери «Скоропослушница». Об этом сайт пресс-секретарь Брестской епархии Ольга Семенюк.

И вот новая дата в истории Спасского монастыря. Оказывается, в 2015 году женской обители в Кобрине исполняется 614, а не 550 лет, как считалось ранее. Об этом заявил в Кобрине 16 ноября на Международной научно-практической конференции доктор исторических наук, профессор культурологии, профессор кафедры истории славянских народов Брестского государственного университета им. А.С. Пушкина Андрей Горбацкий . И привел убедительные аргументы в подтверждение своего открытия.

Ученый передал настоятельнице женской обители игумении Евфросинии копию упомянутого документа. В соответствии с ним первое письменное упоминание о Спасском кобринском монастыре датируется 1401 годом, а 1465-м. Но и эта дата может быть не точной, считает ученый.

Кобринский Спасский женский монастырь.

Праздничные мероприятия в честь 550-летия обители

Подробности - на сайте .

Божественную литургию в Спасском женском монастыре г. Кобрина по случаю 550-летия обители в этот день совершат Преосвященные епископ Брестский и Кобринский Иоанн, епископ Гомельский и Жлобинский Стефан и епископ Лидский и Сморгонский Порфирий. Начнется богослужение в 8.30.

В рамках празднования 550-летия в городском Дворце культуры в 16.00 начнется благотворительный концерт «Восстановим святыню вместе» , подготовленный молодежным братством Александро-Невского собора г. Кобрина. Вырученные средства будут направлены на продолжающуюся реконструкцию монастыря.

История Спасского женского монастыря в Кобрине

До наших дней дошел келейный двухэтажный монастырский корпус в стиле барокко, который является памятником архитектуры XVII века.

В июне 2010 года монастырский корпус с прилегающей территорией на берегу Мухавца в центре Кобрина был передан Брестской епархии Белорусской Православной Церкви. В то время в монастыре находился местный райотдел милиции.

20 ноября 2010 года на заседании Синода БПЦ было принято решение о возрождении обители как женского монастыря во имя Всемилостивого Спаса. Настоятельницей была назначена игумения Евфросиния (Куракевич) .

Сейчас в отремонтированном здании разместились сестринские келлии, кухня, трапезная, просфорная, библиотека, рукодельная, и сердце монастыря — домовая церковь в честь иконы Божией Матери «Скоропослушница» .

В монастыре подвизаются 10 насельниц. Заложены монастырский сад, огород, обустроены птичник, пасека, зарыблен пруд. Выпекается хлеб, работает рукодельная. Начаты работы по капитальному ремонту главного исторического корпуса монастыря, памятника архитектуры середины XVII века.

При монастыре действуют воскресные школы для детей и взрослых. Организовано сестричество в честь иконы Божией Матери «Скоропослушница».

Первые насельницы, 4 сестры во главе с игуменией, прибыли в монастырь 6 июня 2011 года. Первая после многолетнего перерыва Божественная Литургия состоялась 10 июня. С тех пор за каждым богослужением поминаются князья-основатели монастыря и те наместники, имена которых сохранила история, с почившей православной братией монастыря.

Главный престольный праздник обители — 1/14 августа, когда Церковь совершает празднование Всемилостивому Спасу.

А еще у женской обители есть свой сайт http://spas-kobrin.cerkov.ru, на котором размещается информация о богослужениях.

Святыни Кобринского Спасского женского монастыря

Главной святыней женской обители является список с чудотворной иконы Божией Матери «Скоропослушница» , написанный для монастыря на св. горе Афон.

В монастыре находятся почитаемые иконы преподобной Евфросинии, игумении Полоцкой, святителя Луки, архиепископа Симферопольского, святителя Феофана, затворника Вышенского, и преподобного Кукши Одесского с частицами их мощей .

Знаковой вехой в истории монастыря было принесение из Греции 15-16 мая 2012 года честной десницы святителя Спиридона Тримифунтского. На память об этом событии главой греческой делегации обители была подарена икона святителя с частью облачения с его мощей, покоящихся на острове Корфу в одноименном храме.

Точный список афонской иконы Божией Матери «Отрада и Утешение» 14 августа 2014 года передал в дар обители Епископ Брестский и Кобринский Иоанн. Икона Афона восприняла благодатную силу у одноименного первообраза, который находится на св. горе в монастыре Ватопед.

22 ноября в рамках празднования 550-летия первого упоминания монастыря в летописях в обители появились три новые иконы.

Епископ Иоанн подарил на молитвенную память икону святого Онуфрия Великого .

Епископ Гомельский и Жлобинский Стефан и епископ Лидский и Сморгонский Порфирий вручили матушке игумении иконы святого праведного Иоанна Кормянского с частицей мощей и Всемилостивого Спаса .

Это его 550-е Рождество. В домовой церкви Спасского монастыря, тихо мерцая, горят у образов свечи, пахнет хвоей и ладаном. Так же величественно и кротко смотрели из алтаря на прихожан иконы Божией Матери и Спасителя полтысячи лет назад, и так же, как в глубоком Средневековье, звучат на том же месте сегодня слова вечной молитвы - «Отче наш...».

Здесь шума нет и сердце бьется глуше

И не болит.

Здесь много горя выплакали души

У древних плит.

Здесь люди Богу души поручали,

Здесь вечный след

Безвестных слез, несказанной печали

Забытых лет.

Старинный храм, - защита от бессилья,

Приют для битв,

Где ангел Божий смертным дарит крылья

Для их молитв.

У древних плит

ХV век, эпоха князей и магнатов Великого княжества Литовского. Кобринским княжеством правит потомок великого литовского князя Ольгерда из династии Гедиминовичей князь Иоанн Семенович Кобринский с матерью Иулианией и женой Феодорой. В центре княжества, городе Кобрине, в неспешные воды Мухавца смотрит башнями княжеский замок, а невдалеке, через речку Кобринку, ведет молитвенное служение Спасский мужской монастырь. Летописи повествуют, что Иоанн Семенович был последним представителем мужской линии князей Кобринских, позже местечком будут владеть иные «варяги» с Запада и с Востока, но именно во времена «своих», исконных правителей была основана обитель Всемилостивого Спаса.

Первое упоминание о монастыре датируется 1465 годом, но по всем приметам он намного старше, ведь княгиня Кобринская не случайно дала вошедший в историю наказ об имуществе его настоятелю игумену Варлааму, и усыпальница княжеского рода была здесь - в середине столетия уже известен был монастырь как намоленное место. И богата была обитель не только годами и насельниками, но и жертвователями. Оправленные в золото и серебро иконы, Евангелие, церковная утварь, множество книг значатся в ризнице согласно ревизии времен короля Сигизмунда I. А еще земельные имения в нескольких деревнях, пруды, пасеки, мельницы.

Но разве имущество определяет ценность? Словно облака, гонимые ветром над волнами Мухавца, плыли века над кобринским монастырем. Времена изобилия сменялись годами упадка, разорения, а то и полного уничтожения, как после пожара ХVII века. Однако Господь хранил Свою обитель, и она вновь возрождалась. В 1812 году генерал русской армии Александр Тормасов принимал капитуляцию генерал-майора наполеоновского войска Клингеля на крыльце каменного здания Спасского монастыря, чудом уцелевшего после многочасового боя у его стен. В 1828 году указом императора Николая I обитель была закрыта, позже вместо монахов здесь поселились ученики духовного училища. За 42 года работы в нем обучались будущие ученые и краеведы Иоанн Котович, Владимир Качановский, Платон Жукович, Александр Будзиллович, Лев Паевский, Ярослав Маркевич, Викентий Новицкий, Ипполит Кадлубовский. Пожар в конце ХIХ и война в начале ХХ веков сделали свое дело - от монастырских строений остались только каменные стены. Словно остов разрушенного, но не затопленного корабля стояли они на берегу реки, и казалось, дни обители сочтены, но духовные маяки на берегу жизни освещают путь не только человеку, но обществу. В середине 1920-х польские власти отреставрировали вековые своды. До 1939 г. здесь размещался суд, затем - горкомхоз и почти полвека - райотдел милиции. В 2010-м здание было вновь передано Церкви.

Возрождение святыни сродни святому Рождеству - в мир приходит свет веры. Одна из древнейших в Беларуси Кобринская обитель, пережив многие испытания, вернулась к своему исконному предназначению обновленной - как женский монастырь. А название у него осталось прежним - Спаса Всемилостивого.

Защита от бессилья

Почему женский? На этот вопрос настоятельница Евфросиния отвечает просто: «В 2010 году, когда здания передали Церкви, Брестская епархия уже имела 2 мужских монастыря и 1 женский. Правильнее было открыть женскую обитель».

Первые насельницы - игуменья и 4 монахини - прибыли сюда в июне 2011 года. Ни одно из зданий на территории бывшего РОВД не было пригодно для проживания. Поскольку главный корпус является памятником архитектуры и к тому же требует капитального ремонта, решили первоначально обустроить соседнее, сравнительно новое одноэтажное кирпичное здание. «В стиле баракко», шутили сестры.

Как небольшой родник способен напоить живительной влагой пересохшее русло, так и старинный монастырь стал наполняться жизнью благодаря трудам и молитвам хрупких, но стойких - верующих! - женщин, помощи епархии и прихожан.

За неполные 5 лет на территорию обители подведен газ, оборудована котельная, проложены коммуникации для отопления, водоснабжения, канализации. Жилой корпус отремонтирован, в нем находятся кельи, кухня, трапезная, библиотека, просфорная и рукодельная.

Но главная в этом здании - домовая церковь в честь иконы Божией Матери «Скоропослушница». Эта икона - особая радость и надежда монахинь и прихожан, поскольку была написана специально для Спасского монастыря с чудотворного образа, находящегося на Святой горе Афон, и доставлена в Кобрин 22 ноября 2011 года - в день празднования иконы. Сестры воспринимают это как знак, что Небесная Заступница приняла эту обитель под Свое покровительство.

Кажется, что Святая Мария смотрит на тебя как мама - любящими, понимающими глазами, словно утешает: «Потерпи, чадо, Я помогу тебе». И помогает. К Ней приходят с бедами, с просьбами, с мольбой - об исцелении, о рождении ребенка, о семейном благополучии... И чудо происходит - исчезают тяжкие недуги, женщины становятся матерями, выздоравливают дети и взрослые.

В благодарность за обретенную жизнь люди приносят Богородице дары - все они собраны рядом с образом как реальные свидетельства того, что икона Божией Матери «Скоропослушница» в кобринском монастыре действительно чудотворная. И не только для прихожан.

Казалось бы, возродить из небытия монастырь из нескольких зданий - задача для горстки монахинь непосильная, но дело движется! В 2014 году начался капитальный ремонт главного корпуса - исторического здания ХVII века, воссозданного около 100 лет назад по аутентичным рисункам. Только с чердака при замене крыши было вывезено 160 тонн строительного мусора! Впереди - колоссальный труд по внутреннему ремонту и реставрации фасада, но главное - строительство храма во имя Всемилостивого Спаса. Справятся ли? Сестры верят, что да, потому что для Бога нет ничего невозможного, а их укрепляет духом Матерь Божия.

Приют молитв

Почему становятся монахинями? Уходят из привычного окружения, современной жизни с ее радостями, например, замужества, материнства, карьеры, и - будем честными! - удовольствиями в аскетичный мир, наполненный трудом и ограничениями? Боль, отчаяние, душевная смута? На все эти вопросы ответ игуменьи Евфросинии один, и он прост, как вода: «В монастырь не уходят - в него приходят». Приходят те, кого позвала душа. Не страдания, не искания - Небо. Как? Почему? Тайна сия велика есть, как откровение, доступное для понимания только избранным. «Но уже то, что в наше время, среди всего этого «терния» - телевидения, более чем свободного Интернета, слоганов «Бери от жизни все», жизни, в которой о самопожертвовании мало кто вспоминает, - чья-то душа расслышала зов Господа и пошла за Ним, это само по себе уже чудо», - говорит настоятельница.

От прихода в монастырь до пострига в монахини проходит несколько лет - намерение должно быть проверено опытом жизни среди сестер, испытанием полного отречения от своей воли, послушания требованиям игуменьи. В кобринской обители уже состоялся первый иноческий постриг.

Сегодня в женском монастыре 10 сестер. Каждый их день начинается в 6 часов утра, через полчаса все собираются в домовом храме на утренние молитвы, в 8 - завтрак, затем сестры идут выполнять свои послушания. Послушание в монастыре - это работа. А работы здесь много, подсобное хозяйство немаленькое. Монахини заложили сад и огород, обустроили птичник и пасеку, зарыбили пруд - повсюду требуются заботливые руки. Сестры также пекут просфоры и хлеб, шьют и вышивают в рукодельной мастерской предметы для священнического облачения.

Заканчивается день в обители также общей молитвой в домовой церкви. На взгляд постороннего, жизнь монахинь тяжела и однообразна. Конечно, здесь бывают праздники, визиты гостей, значимые события. Но в основном бытие заполнено трудом и - молитвой. Именно молитва - фундамент монастыря и главное дело его насельниц. Ее читают на рассвете и на закате, во время Богослужений, до и после трапезы, перед началом и после окончания любого послушания, даже входя в келью.

О ком молятся сестры Спасской обители? Обо всех людях, о городе и стране, о Церкви и мире на всей земле. А еще - об основателях монастыря, об умерших и живущих его благодетелях. И Бог слышит эти молитвы. Монастырь возрастает материально, стенами, деревьями, цветами, и духовно - сестры организовали работу воскресных школ для детей и взрослых, создано сестричество, совместно проводятся благотворительные акции к Пасхе, началу учебного года, Рождеству. В 2014 году на престольный праздник - 14 августа - епископ Брестский и Кобринский Иоанн передал настоятельнице образ Божией Матери «Отрада и Утешение», также освященный в монастыре на Святой горе Афон.

Принимала Спасская обитель в своих стенах и одну из святынь христианского мира - частицу мощей святителя Спиридона Тримифунтского. Тогда за 23 часа поклониться честной деснице Божьего угодника пришло около 50 тысяч человек, причем среди них были паломники из Украины, Литвы, Польши, России. Это ли не явное воплощение заповеди «По вере вашей да будет вам» в наши дни?

Крылья ангела

Для чего нужны монастыри? Почему Господь бережет их сквозь столетия, и они стоят в городах, в лесах, в горах, под ветрами и дождями, наперекор пожарам и разрушениям, и возрождаются вновь и вновь? Потому что они - центры благодатной энергии, способной рассеивать тьму, которая поглощает землю, мощные ретрансляторы волн добра, очищающих души от проказы современного мира, гейзеры, способные генерировать и выплескивать импульсы космической силы, соединяя Небо и Землю. И потому что именно они, большие и малые светлячки в пространстве, хранят всех нас во времени.