Что является причиной природных явлений. Природные явления. Погодные явления природы

Природа- наш мудрый Учитель! “

“Вместе мы сила!”

академик Дудышев В.Д.

Введение

Природные явления пока наукой по–существу не познаны. Природные стихийные явления по–прежнему неподвластны цивилизации и ежегодно наносят огромный многомиллиардный материальный урон странам и неисчислимые страдания миллионам людей на планете. Проблема изучения природных явлений планеты, с методиками их прогнозирования и снижение ущерба от них на основе точного прогноза, а тем более методики ослабления и предотвращения многих природных стихий, является нерешенной проблемой естествознания, и ключевой проблемой во всех науках о земле, в глобальной экологии и многих иных науках.
Парадоксально, но факт, что и в 21 веке пока ученые и специалисты в мире толком до сих пор глубоко не понимают многие природные явления планеты. В том числе, неясны причины вращения планеты, глобальной циркуляции атмосферы и океанических вод, магнитных бурь, землетрясений, вулканов, торнадо и многий других явлений.
Космонавтика, астрономия, геофизика и сравнительная планетология предоставила цивилизации много ценной информации о геофизике, климате и погоде на планеты.
В итоге, все старые гипотезы о природных явлениях, в частности по объяснению вращения планеты, цикличности чередования времен года на планете, и многие иные уже морально устарели, и появилось много новых накопленных фактов, которые не укладываются в рамки прежнего миропонимания. Тем более? пока неясны многочисленные и глубинные взаимосвязи природных явлений и их первопричина. Интуитивно понятно, что все природные явления планеты обусловлены влиянием на нее Солнца и космоса, однако эти важнейшие взаимосвязи пока естествознанием еще не раскрыты в должной мере. Многие природные явления по своей сущности и главным причинам, мировой наукой даже толком еще не познаны, например, землетрясения, вулканы, глобальное потепление климата и прочее. Однако Природа едина и в ней все взаимосвязано.Но пока наука еще далека от понимания этого единства и взаимосвязи всех природных явлений нашей планеты.
Вполне понятно, что в силу этого “застоя” в естествознании, нет пока и единой теории природных явлений планеты Земля. Все науки о Земле –пока разрозненны. Именно поэтому так трудно специалистам и ученым-естествоиспытателям, всесторонне изучающим нашу планету с позиции разных дисциплин –до сих пор понимать друг друга и говорить на одном языке.

Соответственно, к примеру, пока у ученых-климатологов и специалистов –метеорологов нет полной ясности даже о истинных причинах формирования погоды и климата планеты, и они часто ошибаются в прогнозах, особенно в долгосрочном прогнозе. Однако, процесс накопления важной информации и ее осмысления, по мере развития естествознания, особенно при изучении нашей планеты с космоса, идет непрерывно.
Но эту огромную накопленную многими учеными и специалистами информацию о нашей планете и ее средах, и ее природных явлениях, ее взаимосвязи с Солнцем, еще только предстоит систематизировать и осмыслить с единой точки зрения и я, один из первых, сделал такую попытку этого осмысления, и создал начальный вариант Единой теории природных явлений и новейшую теорию Апокалипсиса.
Первую попытку анализа взаимосвязи природных и социальных явлений в системе “Солнце-Земля” сделал блестящий ученый, наш соотечественник, академик Чижевский А.Л. В своей исторически значимой статье он установил четкую взаимосвязь эпидемий, революций и смут, состояния здоровья людей от Солнечной активности.

Однако он только приоткрыл завесу над этой великой тайной. И только мною и профессором Копыловым И.П. были проведены разносторонние фундаментальные исследования электромагнитных взаимосвязей планеты Земля и Солнца.
Для выяснения первопричины всех природных явлений нашей планеты над всем этим морем накопленных фактов нужен Гений, ясно понимающий язык Природы.
Нужна принципиально новая концепция естествознания, иная единая точка зрения на все природный явления Земли, как звенья одной цепи, ведущей к Солнцу. А для этого Нужно вначале ясно понять в главном,механизм работы Солнечной системы, частью которой и является наша планета.

Земля –Солнце –вид из космоса – фото

ПОСТАНОВКА ЗАДАЧИ

Для приведения всех этих накопленных знаний о природных явлениях планеты в стройную логическую систему, нужна была основополагающая центральная объединяющая идея-открытие, на основе которой и можно только было создать Единой теорию природных явлении планеты. Постижение единой сущности всех природных явлений Земли -это крайне сложная творческая работа, подвластная только гениям науки. Также, как в свое время была в результате систематизации многих фактов в химии, возникло прозрение и потом была создана Периодическая система элементов гением Менделеевым Д.И.

Сущность многочисленных сложных природных явлений Земли конечно же обусловлена многочисленными Солнечно-Земными связями, важнейшей из которых является их электромагнитная связь.

Именно Солнце ответственно за все природные явления планеты. Солнце приводит во вращение Землю и всю солнечную систему! И эту космическую электромеханику я анализирую в своей Единой теории природных явлений.

Ниже я формулирую основные открытые мною закономерности этих важнейших взаимосвязей, которые мною и заложены в основу Единой Теории Природных явлений нашей планеты.

Пока многие науки о земле еще разрознены и зиждутся на разных разделах физики, в то время как Природа едина и все природные явления на нашей планете взаимосвязаны.

Эта разрозненность наук о Земле — одна из причин того, что ученым — естествоиспытателям и специалистам трудно понимать друг друга. Именно разрозненность, несистемность и малая глубина знаний о планете не позволяют метеорологам делать долгосрочные прогнозы погоды, климатологам — прогнозировать изменение климата, а сейсмологам и вулканологам — прогнозировать явления: землетрясения и извержение вулканов.

МОЕ ГЛАВНОЕ ОТКРЫТИЕ В ЕСТЕСТВОЗНАНИИ – ЕСТЬ ДОКАЗАТЕЛЬСТВО ТОГО, ЧТО ПЛАНЕТА ЗЕМЛЯ — ПРИРОДНАЯ ЭЛЕКТРИЧЕСКАЯ МАШИНА.

Действительно, давно известно, что Земля обладает и магнитным и электрическим полем. А электрические токи протекают во всех ее сферах, причем значительную часть природного электрического тока Земля получает в виде солнечного ветра.

Однако мною доказано, что все эти процессы взаимосвязаны и именно через эти поля Солнце и оказывает влияние на все ее природные явления. Планета Земля – природный электромагнитный и электромеханический преобразователь энергии Солнца. Наша планета связана с Солнцем единым магнитным и электрическим полем, образуя с ним единую природную электромагнитную и электромеханическую систему.

Более подробно это открытие я рассматриваю в своих опубликованных статьях и в разделах сайта Открытия, Природные явления http://new-energy21.ru/prirodnyie-yavleniya/index.php

Планета – это природная электрическая машина постоянного тока

Именно это фундаментальное открытие оказалось ключом для понимания сущности большинства Природных явлений планеты и для выяснения мною первопричины всех природных явлений: их иерархии и важных их взаимосвязей.

Это фундаментальное открытие и его многочисленные следствия позволили мне создать основы Единой теории Природных явлений планеты.

Автор этого сайта уже в течении 27 лет занимается разработкой и созданием Единой теории Природных явлений планеты. Причем первая статья по этой теме “Земля – электрическая машина” опубликована мною в 1984 г в журнале “Техника молодежи ” 11/84.

Естественно, за эти годы, у меня накопилось много интересного материала по данному исследованию, о котором я и рассказываю в статьях на этом разделе сайта.

Простейшая физическая модель электромеханики Земли

?

Более сложная электроиеханическая модель Земли

ОСНОВНЫЕ ВЫВОДЫ О СУЩНОСТИ И ВЗАИМОСВЯЗИ

ВСЕХ ПРИРОДНЫХ ЯВЛЕНИЙ ЗЕМЛИ.

Самыми общими выводами и следствиями из этого Открытия, которые легли в основу Единой теории Природных Явлений, являются следующие:

1. Земля – природная униполярная электрическая машина в осевом вращении и ротор униполярной электрической машины при ее орбитальном вращении вокруг Солнца.

2. Земля получает природное электричество от Солнца через ионосферу планеты и ее радиационные пояса (Радиационные Пояса Ван Аллена).

Вся энергия Солнца, поступающая к планете Земля поступает, “закачивается” и “усваивается” ею разными способами и разными сферами планеты: в том числе тепловая, электромагнитная, лучистая энергия и энергия природного электричества Солнца — солнечная плазма (солнечный ветер), причем солнечная плазма захватывается исходно магнитными ловушками геомагнитосферы планеты и потом “закачивается” в ионосферу планеты и прочие ее среды.

3. Солнце и Земля образуют единую электромагнитную и электромеханическую системы.

Геомагнитное поле планеты и ее магнитосфера жестко сцеплены силовыми магнитными линиями с магнитным полем и магнитными силовыми линиями Солнца, а сама планета вращается как природная униполярная электрическая машина вокруг своей оси в этом относительно неподвижном в пространстве геомагнитном поле и одновременно, вращается как ротор иной униполярной электрической машины, статором которой является Солнце – вокруг Солнца.

4. Земля преобразует солнечную плазму в свое природное электричество, которое накапливается в ее околоземных природных электрических конденсаторах и подземных электрических конденсаторах.

Исходной причиной природного электричества планеты и существования планетарного почти сферического электрического поля Земли состоит в непрерывной работе супермощного околопланетного магнитогазодинамического генератора (МГД-генератора), работающего в околопланетном пространстве –в ионосфере нашей планеты. Именно VUL-генератор сортирует поток разноименных зарядов солнечной плазмы в геомагнитном поле с образованием природных сферических околопланетных и внутрипланетных электрических конденсаторов.

Непрерывно в околопланетном пространстве работают несколько природных магнитогазодинамических электрических генераторов огромной мощности, превосходящие на много порядков мощность всех электростанций мира вместе взятых. Именно магнитогазодинамический эффект Холла и порождает возникновение радиационных поясов планеты и ее ионосферы, и ответственен за существования электрического поля планеты и за возобновление природного электричества, природного магнетизма и всего спектра Природных явлений планеты.

5.Именно эти разнообразные виды энергии Солнца, поступающие в околопланетное пространство и на поверхность планеты, ответственны за все природные явления нашей планеты.

6. Электроэнергия закачивается во внутренние пласты Земли из ионосферы планеты и ее радиационных поясов электромагнитным и электродинамическим способами.

7.Глобальные циркуляция вод в Мировом океане в виде океанических течений и глобальная циркуляции атмосферы планеты есть следствие работы природной многороторной униполярной электрической машины, роторами которой являются и океаническое воды –природный электролит, и ионизированные слои атмосферы планеты.

Мировой океан –это природный электролит-жидкий электропроводящий ротор природной Магнито-гидродинамической электромашины планеты Земля

8.Цикличное чередование времен года на планете обусловлено цикличным изменением параметров ее геополей, в частности, напряженности геомагнетизма и геоэлектричества планеты и ее природного околоземного электричества, на ее эллиптической орбите вокруг Солнца, причем максимум напряженности геомагнитного поля геоэлектрического поля наблюдается именно в секторе максимального приближения Земли к Солнцу.Естественно, в периоды солнечных вспышек, напряженности данных геополей Земли значительно возрастают, что и приводит в конечном счете и к геомагнитным бурям и как следствие,к прочим многим аномальным природным явлениям (мощные циклоны, ураганы, торнадо, землетрясения и т.д.)

9. Природная машина холода планеты обусловлена именно ее геомагнитным полем, причем центры холода планеты расположены именно на ее геомагнитных полюсах.

10.Геомагнитное поле неподвижно в космосе, относительно гелиомагнитного поля Солнца. Поэтому зоны холода планеты сосредоточены внутри окружностей, образованных прецессией геомагнитных полюсов по движущейся относительно него, поверхности планеты, при ее осевом вращении.

11.По мере удаления магнитных полюсов планеты ее от географических полюсов, зона холода планеты уходит вслед увеличивается.

Однако в связи со снижением напряженности геомагнитного поля Земли усредненная температура поверхности планеты возрастает.

12.Главная причина Глобального потепления климата планеты состоит в снижении напряженности магнитного поля Земли.

По мере неуклонного снижения напряженности геомагнитного поля Земли, которая уже за последние 400 лет снизилась вдвое, климат планеты и далее будет теплеть. Именно эта глобальная инверсная геомагнитного поля Земли и есть главная причина глобального потепления на планете, а вовсе не экологические техногенные причины, включая парниковый эффект, как ошибочно и до сих пор считают многие ученые. Его влияние на глобальные процесс потепления ничтожно мал.

13. Скорость инверсии магнитного поля Земли нарастает.

За последние 100 лет скорость перемещения магнитных полюсов планеты (геомагнитной инверсии)возросла более чем в 4 раза.

14.Апокалипсис, включающий стадии Глобального потепления климата очередной всемирный потоп и резкое увеличение числа и интенсивности стихийных явлений планеты, -неизбежен, если не остановить очередную инверсию ее геомагнитного поля.

Вследствие инверсии магнитного поля Солнца началась и инверсии геомагнитного поля Земли.

15.При достижении магнитных полюсов плоскости экватора планеты, геомагнитное поле и атмосфера исчезнут. Планета на короткое время остановит свое осевое вращение. Затем Земля начнет вращаться в другую сторону.

16.Причина стихийных природных явлений состоит в излишках Солнечной энергии, захваченной магнитосферой Земли в период Солнечной активности.

Именно излишки электромагнитной, и электрической энергии поступающей в магнитосферу и ионосферу Планеты от Солнца, и далее поступающие внутрь планеты и вызывают по цепочке, начиная с геомагнитных бурь все прочие стихийные явления планеты.

Механизм и причины возникновения природных катастроф

17. Магистральный метод снижения мощности и частоты стихийных природных явлений состоит в стабилизации энергии магнитосферы и ионосферы планеты в периоды Солнечной активности. Этот метод может быть реализован путем отбора этих излишков энергии и ее преобразования различными предлагаемыми методами с последующим использованием в целях Мировой энергетики. Излишки природного электричества Земли можно снимать,например, путем электрической разрядки ее ионосферы по ионизирующему лучу с последующим полезным ее использованием

1. Ионосфера.

2. Ионизирующий луч.

3. Поток возобновляемой электроэнергии природного электричества из ионосферы, возникающий в результате работы установки.

4. Зарядо-сборное кольцо.

5. Лазер (создает ионизирующий луч).

6. Накопительный электроконденсатор.

7. Преобразователь напряжения.

8. Электроизолятор.

10. Высоковольтная мачта.

11. Электрический кабель.

12. Устройство управления-сканирования ионизирующего луча и лазера.

13. Высоковольтная мачта.

14. Электроизоляционные штанги.

Важные геофизические открытия Дудышева В.Д.

Геомагнитное поле Земли (ГМПЗ) — не только защитный экран планеты, но и природный “холодильник” нашей планеты

Глобальное потепление климата обусловлено именно снижением напряженности ГМПЗ по мере нарастания его инверсии

Центры холода расположены на геомагнитных полюсах планеты и перемещаются вместе с ними по поверхности планеты, но поскольку ось магнитного поля неподвижна в пространстве и наклонена к оси вращения, то при осевом вращении Земли образуются зоны-пояса холода, очерченные приполярной зоной

По мере перемещения -переворота геомагнитных полюсов перемещаются и центры холода Земли вместе с ними.

Природная геомагнитная машина холода «выключается» по мере ускорения инверсии ГМПЗ и снижения напряженности поля, значит глобальное потепление и жара на многих регионах планеты будет только нарастать

По мере движения магнитных полюсов Земли в процессе их переворота –инверсии будет перемещаться в ту же сторону и ось вращения планеты

В процессе нарастания инверсии ГМПЗ – наша планета, как природная электрическая машина, в осевом вращении будет тормозиться, причем возможно до полной остановки ее вращения

В процессе этого нарастающего электродинамического торможения Земли внутри нее будет выделяться огромное количество тепла, и возрастет механические и прочие напряжения, что приведет к нарастанию многочисленных природных катаклизмов (землетрясения, вулканы и пр) и к движению тектонических плит планеты

Конец Света (Новый Апокалипсис) для цивилизации может наступить весьма стремительно и именно в момент интенсивного быстрого переворота магнитных полюсов ГМПЗ, поскольку в этот краткий период исчезнет магнитосфера ГМПЗ, а солнечный ветер сдует и ионосферу, и атмосферу планеты, и космический холод завершит этот процесс

Путь спасения: срочное создания искусственного геомагнитного поля Земли

Что же нам делать и есть ли вообще выход из тупика и путь спасения Природы и в цивилизации? Да он есть и причем единственный! Нужно создать срочно искусственное геомагнитное поле Земли, которое и будет нашим новым защитным экраном.

Зачем планете нужно искусственное геомагнитное поле?

Геомагнитное поле Земли определяет протекание практически всех природных явлений планеты. И без нормально функционирующего ГМПЗ жизнь цивилизации станет невозможной даже в течении месяца, поскольку все живое погибнет от жесткого мощного излучения Солнца. Значит, по мере инверсии и убывания естественного ГМПЗ нам нужно срочно всем миром создавать искусственное геомагнитное поле и предельно стабилизировать суммарное геомагнитное поле на уровне хотя бы 60-70 годов прошлого века. Как только восстановим защитный электромагнитный экран вокруг нашей планеты, и снова заработает природная электромагнитная машина холода и только тогда закончится глобальное потепление климата. Пока не поздно и пока наше спасение еще возможно. Тем более что это реально достижимо и пока в нашей власти.

Как нам создать искусственное ГМПЗ

Уважаемые читатели!

Уверен, что теперь вы лучше понимаете критическую ситуацию цивилизации в условиях нарастающей скорости инверсии ГМПЗ. Надеюсь, что после моих кратких пояснений физики некоторых важных природных явлений и их связи с инверсией ГМПЗ, а также главных опасных следствий для Природы и всей цивилизации от прогрессирующей инверсии ГМПЗ многим читателям стало понятнее, что необходимо во что бы то ни стало приостановить ослабление ГМПЗ и хоть как то скомпенсировать это ослабление от инверсии геомагнитного поля планеты. А это можно сделать только всем вместе путем создания искусственного геомагнитного поля планеты. И таким способом создать новый защитный искусственный геомагнитный экран вокруг нашей планеты, который и спасет всех нас от гибели.

Сотовая структура искусственного ГМПЗ

?

Сферический сотовый пчелиный улей и элементарная магнитная сота на поверхности Земли

Вполне понятно, что это искусственное геомагнитное поле трудно сделать сразу и быстро, но надо начинать делать это. Давайте учиться у самой Природы! В частности у мудрых пчел. Ведь намного проще его создавать, если делать его по сотовому принципу. Например состоящего из многих сильных электромагнитов-сот, согласованных между собою, как в пчелином улье. Причем каждый регион и каждая страна по единой Программе цивилизации должны срочно создать и создадут вскоре свою систему таких электромагнитных сот, согласованных между собою в Единую искусственную геомагнитную систему. В итоге получим взаимосвязанную согласованную электромагнитную систему искусственного геомагнитного поля Земли, построенную по принципу сот.

ЗАЧЕМ НАМ И ПЛАНЕТЕ НУЖНО ИСКУССТВЕННОЕ ГЕОМАГНИТНОЕ ПОЛЕ

Есть такая версия, что причина ГМПЗ в ионосферных токах и электромагнитодинамических эффектах внутри Земли и внутри расплавленного и вращающегося электропроводящего ядра планеты. Но пока это все гипотезы и возможно даже эти эффекты и взаимосвязаны.

ГЛАВНЫЕ ВАЖНЫЕ СЛЕДСТВИЯ ОТ ИНВЕРСИИ ГМПЗ

Главное сейчас не в том как образовалось ГМПЗ, а в нарастающей инверсии этого поля и в том что напряженность ГМПЗ стремительно, по временным меркам космоса и даже по меркам времени жизни нескольких поколений, убывает по мере нарастания инверсии ГМПЗ. А ведь именно ГМПЗ удерживает и сохраняет все защитные экраны вокруг планеты и работает как ее природная машина холода

ГЕОМАГНИТНОЕ ПОЛЕ ЗЕМЛИ — ЭТО ПРИРОДНАЯ МАШИНА ХОЛОДА ПЛАНЕТЫ

Магнитное поле планеты — природный холодильник поверхности планеты и оно существенно влияет на погоду на планете. Значит, по мере ускорения инверсии ГМПЗ этот природный холодильник будет работать все хуже и, как следствие, будет нарастать жара на планете. Причем и далее будет нарастать на поверхности жесткое губительное излучение Солнца при дальнейшем ослаблении защитных экранов планеты.

А ЭТО УГРОЖАЕТ ЖИЗНИ ВСЕГО ЖИВОГО НА ПЛАНЕТЕ

Ну а это крайне опасно всем нам и всей живой Природе и приведет цивилизацию к неминуемой гибели. Однозначно с быстрым ослаблением ГМПЗ и машина холода планеты тоже перестает работать. А, значит наряду с возрастанием интенсивности жесткого рентгеновского и прочего Солнечного излучения на нас через ослабленную, продырявленную ионосферу при слабом, деградирующим от инверсии, планетарном геомагнитном поле планеты ГМПЗ и далее будет нарастать жара на планете, что крайне плохо для всех!

ВАЖНЫЕ ВЫВОДЫ ДЛЯ ВСЕЙ ЦИВИЛИЗАЦИИ:

Инверсия и ослабление ГМПЗ — смертельная угроза для цивилизации

Чтобы нам всем выжить в условиях ускорения инверсии ГМПЗ, нужно восстанавливать ГМПЗ путем создания сотового искусственного ГМПЗ на всей поверхности планеты

Нужен единый мировой план создания искусственного ГМПЗ

РАБОТАТЬ НАД ЭТИМ ДОЛЖНЫ БУКВАЛЬНО ВСЕ!!!

Нужно распределенное сотовое искусственное ГМПЗ: только его можно построить быстро и в сумме оно и даст нужный защитный электромагнитный экран планеты

Каждое государство и каждый регион должны СРОЧНО начать создавать свой искусственную электромагнитную соту. В каждом городе в каждом населенном пункте должен строиться свой сильный электромагнит — это мини ячейка этого общего электромагнитной соты области и т.д. Нужно много таких сот, которые потом надо объединять в единую систему искусственного ГМПЗ планетарного масштаба.

ОСНОВНОЙ ВЫВОД:

Срочное создание искусственного геомагнитного поля (ГМПЗ) — это и есть единственный путь спасения цивилизации, потому что от сохранности ГМПЗ зависит судьба Природы планеты и всех нас!

По сути, этот путь спасения всего один, но всем надо вначале понять его и потом начать работать для его быстрой реализации

ЛЮДИ ПОЙМИТЕ ЭТО БЫСТРЕЕ!

Поняв это нам всем миром надо срочно создавать искусственное ГМПЗ

Вот каков важный вывод ИЗ НАРАСТАЮЩЕЙ ИНВЕРСИИ ГМПЗ

Давайте быстрее объединяться во имя выживания. У меня уже есть эскизные проработки данного глобального проекта, но срочно нужна консолидация лучших умов и специалистов планеты, чтобы довести этот проект до совершенства и потом его срочно воплотить в жизнь.

Времени на спасение у нас осталось мало!

Только вместе мы сила!

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Последствия нарастающей инверсии ГМПЗ для цивилизации и всей Природы просто катастрофичны/ У нас есть только один путь для спасения – путь срочного создания искусственного ГМПЗ. В итоге только так, путем создания искусственного геомагнитного поля Земли мы сохраним свое существование и прекратим дальнейшее глобальное потепление климата! И предотвратим вместе глобальную природную катастрофу, которая уже совсем рядом!

СПАСЕМ ЦИВИЛИЗАЦИЮ И ПРИРОДУ НАШЕЙ ПЛАНЕТЫ — ВМЕСТЕ!!!

Тема: Общие понятия об опасных и чрезвычайных ситуациях природного характера.

Тема урока: Природные явления и их классификация.

Цель урока: Познакомить учащихся с природными явлениями и их разнообразием.

Задачи урока:

I . Образовательные задачи:

  • Вспомнить и закрепить знания об оболочках Земли.
  • Сформировать знания у учащихся о том, что образование любого природного явления связано с процессами, происходящими в оболочках Земли.
  • Дать общее представление, учащимся о видах природных явлений по месту их возникновения.

II . Развивающие задачи.

  • Развивать у учащихся способности и умения предвидеть природные явления своей местности, которые могут привести к тяжелым последствиям, а так же способы защиты от них.

III . Воспитательные задачи.

  • Воспитать у учащихся убеждение в том, что любое природное явление разрушительной силы приносит государству огромный ущерб различного вида, в первую очередь материальный и гибели людей. Поэтому государству необходимо направлять средства научным учреждениям, для того чтобы они занимались данной проблемой и в будущем смогли бы их предсказывать.

Ход урока

Учитель: Сегодня дети мы с вами поговорим о природных явлениях и их разнообразии. Некоторые вы конечно знаете, какие-то вы узнали из курса природоведения и географии, а если кто-то интересуется средствами массовой информации то и от туда. Если включить телевизор, радио или воспользоваться Интернетом, то можно сказать с уверенностью, что природные явления разрушительной силы происходят все чаще и чаще, а их сила становится все больше. Поэтому нам необходимо знать какие природные явления бывают, где всего чаще они возникают и как от них защититься.

Учитель: И так давайте с вами вспомним из курса географии, какие оболочки Земли существуют.

Всего выделяют 4 оболочки Земли:

  1. Литосфера – в нее входит земная кора и верхняя часть мантии.
  2. Гидросфера – водная оболочка, в нее входит вся вода в разных состояниях.
  3. Атмосфера – газовая оболочка, самая легкая и подвижная.
  4. Биосфера – сфера жизни, это область существования всех живых организмов.

Учитель: Во всех этих оболочках идут свои определенные процессы, в результате которых возникают природные явления. Поэтому, различные природные явления по месту их возникновения можно разделить:

Учитель: Из данной схемы мы видим, какое большое количество существует природных явлений. Теперь давайте рассмотрим каждое из них и выясним, что они из себя представляют. (В данной части дети должны принимать активное участие.)

Геологические.

1. Землетрясение – это природное явление, связанное с геологическими процессами, происходящими в литосфере Земли, оно проявляется в виде подземных толчков и колебаний земной поверхности, возникающих в результате внезапных смещений и разрывов в земной коре или в верхней части мантии.

Рисунок 1.

2. Вулкан – это коническая гора, из которой время от времени вырывается раскаленное вещество – магма.

Извержение вулкана – это выход поверхность планеты расплавленного вещества земной коры и мантии Земли, которое называется магмой.

Рисунок 2.

3. Оползень – это скользящее вниз смещение масс грунта под действием сил тяжести, возникающее на склонах при нарушении устойчивости грунта или горных пород.

Образование оползней зависит от различных факторов, таких как:

  • какие горные породы слагают данный склон;
  • крутизна склона;
  • грунтовые воды и др.

Оползни могут возникнуть как естественным путем (например, землетрясение, обильное выпадение осадков), так и искусственным путем (например, деятельность человека: вырубка лесов, изымание грунта).

Рисунок 3.

4. Обвал – это отрыв и падение больших масс горных пород, их опрокидывание, дробление и скатывание на крутых и обрывистых склонах.

Причины обвалов в горах могут быть:

  • породы, слагающие горы имеют слоистость или разбиты трещинами;
  • деятельность воды;
  • геологические процессы (землетрясение) и др.

Причины обвалов на побережье морей и рек, это подмыв и растворение нижележащих пород.

Рисунок 4.

5. Снежная лавина – это обвал массы снега на горных склонах, угол наклона должен составлять не менее 15°.

Причинами схода снежной лавины являются:

  • землетрясение;
  • интенсивное таянье снега;
  • длительный снегопад;
  • деятельность человека.

Рисунок 5.

Метеорологические.

1. Ураган – это ветер скорость которого превышает 30 м/с, приводящий к огромным разрушениям.

Рисунок 6.

2. Буря – это ветер, но с меньшей скоростью чем в урагане и составляет не более 20 м/с.

Рисунок 7.

3. Смерч – представляет собой атмосферный вихрь, образующийся в грозовом облаке и спускающийся вниз, имеет фору воронки или рукава.

Смерч состоит из ядра и стенки. Вокруг ядра происходит восходящее движение воздуха, скорость которого может достигать 200 м/с.

Рисунок 8.

Гидрологические.

1. Наводнение – это значительное затопление местности в результате подъема уровня воды в озере, реке и т.д.

Причины наводнения:

  • интенсивное таяние снега в весенний период;
  • обильное выпадение осадков;
  • загромождение русла рек горными породами во время землетрясения, обвала и т.д., а также льдом при заторах;
  • деятельность ветра (нагон воды из моря, залива в устье реки).

Виды наводнений:

Рисунок 9.

2. Сель – это бурный поток в горах носящий временный характер, состоящий из воды и большого количества обломков горных пород.

Образование селей связано с обильным выпадением осадков в виде дождя или интенсивного таяния снега. В результате чего происходит смывание рыхлых пород и движение их по руслу реки с большой скоростью, который подхватывает все на своем пути: валуны, деревья и т.д.

Рисунок 10.

3. Цунами – это разновидность морских волн, возникающие в результате вертикального сдвига значительных участков морского дна.

Цунами возникает в результате:

  • землетрясения;
  • извержения подводного вулкана;
  • оползней и т.д.

Рисунок 11.

Биологические.

1. Лесной пожар – это неконтролируемое горение растительности, стихийно распространяющийся по лесной территории.

Лесной пожар может быть: низовой и верховой.

Подземный пожар – это горение торфа в заболоченных и болотных почвах.

Рисунок 12.

2. Эпидемия – это распространение инфекционной болезни среди большого количества населения и значительно превышающий уровень заболеваемости, обычно регистрируемый в данной местности.

Рисунок 13.

3. Эпизоотия – это широкое распространение инфекционной болезни среди животных (например: ящур, чума свиней, бруцеллез КРС).

Рисунок 14.

4. Эпифитотии – это массовое распространение инфекционного заболевания среди растений (например: фитофтороз, ржавчина пшеницы).

Рисунок 15.

Учитель: Как видите, в мире существует огромное количество явлений которые окружают нас с вами. Так давайте же запомним их и будем предельно осторожны в момент их возникновения.

Некоторые из вас могут сказать: «А зачем нам их все знать, если основная часть для нашего района они не характерны?». С одной позиции вы правы, но вот с другой нет. Каждый из вас завтра, послезавтра или в будущем наверняка соберется в путешествие в другие уголки Родины и страны. А там как известно могут быть совершенного другие явления, не характерные для нашей местности. И вот тогда ваши знания помогут вам в критической ситуации выжить и избежать негативных последствий. Как говорится: «Береженого Бог бережет».

Литература.

  1. Смирнов А.Т. Основы безопасности жизнедеятельности. 7 класс.
  2. Шеманаев В.А. Педагогическая практика в системе подготовки современного учителя.
  3. Смирнов А.Т. Программа общеобразовательных учреждений основы безопасности жизнедеятельности 5-11 классы.

Урок 2

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ПРИРОДНЫХ ЯВЛЕНИЙ

Предмет: ОБЖ.

Дата проведения: «____» _____________ 20___ г.

Составитель: учитель ОБЖ

Цель: познакомиться с общей характеристикой природных явлений.

Ход уроков

I. Организация класса.

Приветствие. Проверка списочного состава класса.

II. Сообщение темы и цели урока.

III. Актуализация знаний.

Назовите оболочки Земли.

Объясните, что является причиной возникновения различных природных явлений на Земле.

Перечислите основные природные явления, которые оказывают влияние на безопасность жизнедеятельности человека.

IV. Проверка домашнего задания.

Заслушивание ответов нескольких учеников на домашнее задание (по выбору учителя).

V. Работа над новым материалом.

Геологические природные явления

Известно, что земная кора вместе с частью верхней мантии не является монолитным панцирем планеты, а состоит из нескольких больших блоков (плит) толщиной от 60 до 100 км. Всего выделяют 7 громадных плит и десятки плит поменьше. Большинство плит является основанием как материковой, так и океанической земной коры, то есть на этих плитах находятся материки, моря и океаны.

Плиты лежат на сравнительно мягком, пластичном слое верхней мантии, по которому они медленно перемещаются со скоростью от 1 до 6 см в год. Соседние плиты сближаются, расходятся или скользят одна относительно другой. Они плавают на поверхности верхней мантии, как куски льда на поверхности воды.

В результате перемещения плит в недрах Земли постоянно происходят сложные процессы. Так, например, при столкновении плит, являющихся основанием океанической земной коры, могут возникнуть глубоководные впадины, а при столкновении плит, являющихся основанием материковой земной коры, могут образоваться горные хребты. Если происходит сближение двух плит материковой земной коры, их края вместе со всеми накопленными на них осадочными породами смыкаются в складки, образуя горные хребты, а с наступлением критических перегрузок они смещаются и рвутся. Разрывы происходят мгновенно, сопровождаясь толчком или серией толчков, имеющих характер ударов. Энергия, выделившаяся во время разрыва, передаётся в толще земной коры в виде упругих сейсмических волн и приводит к землетрясениям.

Пограничные области между литосферными плитами называют сейсмическими поясами. Это самые беспокойные подвижные области планеты. Здесь сосредоточено большинство действующих вулканов и происходит не менее 95% всех землетрясений.

Таким образом, геологические природные явления связаны с движением и изменениями, происходящими в литосфере. К опасным геологическим природным явлениям относятся землетрясения, извержения вулканов, оползни, обвалы и снежные лавины.

Метеорологические природные явления

Эти явления с различными атмосферными процессами, и прежде всего с процессами, происходящими в нижнем слое атмосферы – в тропосфере. В тропосфере находится около 9/10 всей массы воздуха. Под влиянием солнечного тепла, поступающего на земную поверхность, вращения Земли вокруг своей оси и силы земного притяжения в тропосфере образуются облака, дождь, снег, ветер.

Воздух в тропосфере перемещается в горизонтальном и вертикальном направлениях. Сильно нагретый воздух вблизи экватора расширяется, становится легче и поднимается вверх. Происходит восходящее движение воздуха. По этой причине у поверхности Земли вблизи экватора образуется низкое давление. У полюсов из-за низких температур воздух охлаждается, становится более тяжёлым и опускается вниз. Происходит нисходящее движение воздуха. По этой причине у поверхности Земли вблизи полюсов давление высокое.

В верхней тропосфере, наоборот, над экватором, где преобладают восходящие потоки воздуха, давление высокое, а над полюсами – низкое. Воздух всё время движется из области повышенного давления в область пониженного. Поэтому поднявшийся над экватором воздух растекается к полюсам. Но вследствие вращения Земли вокруг своей оси движущийся воздух постепенно отклоняется в Северном полушарии к востоку, а в Южном – к западу и не доходит до полюсов. Охлаждаясь, он становится тяжелее и опускается примерно у 300 северной и южной широт, образуя в обоих полушариях области высокого давления.

Большие объёмы воздуха тропосферы, обладающие однородными свойствами, называются воздушными массами. В зависимости от места формирования воздушных масс выделяют четыре их типа: экваториальная воздушная масса, или экваториальный воздух; тропическая воздушная масса, или тропический воздух; умеренная воздушная масса, или умеренный воздух; арктическая воздушная масса, или арктический воздух; антарктическая воздушная масса, или антарктический воздух.

Свойства этих воздушных масс зависят от тех территорий, над которыми они сформировались. Перемещаясь, воздушные массы долго сохраняют свои свойства, а встречаясь, взаимодействуют между собой. Перемещение воздушных масс и их взаимодействие определяют погоду в тех местах, куда эти воздушные массы приходят. Взаимодействие различных воздушных масс приводит к образованию в тропосфере гигантских вихрей – циклонов и антициклонов.

Циклон – это область пониженного давления в атмосфере с минимумом в центре. Поперечник циклона составляет несколько тысяч километров. Погода при циклоне преобладает пасмурная, с сильными ветрами.

Антициклон – это область повышенного атмосферного давления с максимумом в центре. В области высокого давления воздух не поднимается, а опускается. Воздушная спираль раскручивается по часовой стрелке. Погода при антициклоне малооблачная, без осадков, ветер слабый.

С движением воздушных масс, с их взаимодействием связно появление опасных метеорологических явлений, которые могут стать причиной стихийных бедствий. Это тайфуны и ураганы, бури, снежные бури, смерчи, грозы, засухи, сильные морозы и туманы.

Гидрологические природные явления

Вода на Земле находится в океанах и морях, в реках и озёрах, в атмосфере в газообразном состоянии и в ледниках в твёрдом состоянии.

Все воды на Земле, не входящие в состав горных пород, объединяются понятием «гидросфера». Вес всей воды на Земле столь велик, что измеряют его не в килограммах или тоннах, а в кубических километрах. Кубический километр – это куб с размером каждого ребра в 1 км, полностью заполненный водой. Вес 1 км3 воды равен 1 млрд т. На Земле содержится 1,5 млрд км3 воды, 97% из них – это Мировой океан. В настоящее время принято разделять Мировой океан на 4 отдельных океана и 75 морей с заливами и проливами.

Вода находится в постоянном круговороте, при этом тесно взаимодействует с воздушной оболочкой Земли и с сушей.

Движущей силой круговорота воды является солнечная энергия и сила тяжести.

Под действием солнечных лучей вода испаряется с поверхности океана и суши (из рек, водоёмов , почвы и растений) и поступает в атмосферу. Часть воды сразу возвращается с дождями обратно в океан, часть переносится ветрами на сушу, где выпадает в виде дождя или снега. Попадая на почву, вода частично впитывается в неё, пополняя запасы почвенной влаги и подземных вод, частично стекает в реки и водоёмы. Почвенная влага частью переходит в растения, которые испаряют её в атмосферу, а частично тоже стекает в реки. Реки, питающиеся водой из поверхностных ручьёв и подземных вод, несут воду в Мировой океан, восполняя её убыль. Вода, испаряясь с поверхности Мирового океана, снова оказывается в атмосфере, и круговорот замыкается.

Такое движение воды между всеми компонентами природы и всеми участками земной поверхности происходит постоянно и беспрерывно в течение многих миллионов лет.

Круговорот воды в природе, как замкнутая цепь, состоит из нескольких звеньев. Выделяют восемь таких звеньев: атмосферное, океаническое, подземное, речное, почвенное, озёрное, биологическое и хозяйственное. Вода постоянно переходит от одного звена к другому, связывая их в единое целое. В процессе круговорота воды в природе постоянно возникают опасные природные явления, которые оказывают влияние на безопасность жизнедеятельности человека и могут приводить к катастрофическим последствиям.

К опасным природным явлениям гидрологического характера относятся наводнения, цунами и сели.

Биологические опасные природные явления

Живые организмы, в том числе и человек, взаимодействуют между собой и окружающей неживой природой. При этом взаимодействии происходит обмен веществ и энергии, идёт непрерывное размножение, рост живых организмов и их движение.

Среди наиболее опасных природных явлений биологического характера, оказывающих существенное влияние на безопасность жизнедеятельности человека, выделяют:

природные пожары;

– эпидемии;

– эпизоотии;

– эпифитотии.

Природные пожары включают в себя лесные пожары, пожары степных и хлебных массивов, торфяные пожары. Наиболее распространены лесные пожары, которые происходят ежегодно, приносят колоссальные убытки и приводят к человеческим жертвам.

Лесные пожары – это неконтролируемое горение растительности, стихийно распространяющееся по лесной территории. При сухой погоде и ветре лесные пожары охватывают значительные пространства.

При жаркой погоде, при отсутствии дождя в течение 15-20 дней лес становится пожароопасным. Статистика свидетельствует, что в 90-97% случаев причиной возникновения лесных пожаров является жизнедеятельность людей.

Эпидемия – широкое распространение инфекционной болезни среди людей, значительно превышающее обычно регистрируемый на данной территории уровень заболеваемости. Обычная (минимальная) заболеваемость для данной местности – это чаще всего не имеющие между собой связи единичные случаи заболеваний.

Эпизоотии – массовые инфекционные болезни животных.

Эпифитотии – массовые болезни растений.

Массовое распространение инфекционных болезней среди людей, сельскохозяйственных животных или растений представляет прямую угрозу безопасности жизнедеятельности человека и может приводить к возникновению чрезвычайных ситуаций.

Инфекционные болезни – это группа болезней, которые вызываются специфическими возбудителями (бактериями, вирусами , грибками). Характерными особенностями инфекционных болезней являются: заразность, т. е. способность передавать возбудителей от больного организма здоровому; стадийность развития (заражение, инкубационный период, течение болезни, выздоровление).

Космические опасные природные явления

Земля – это космическое тело, маленькая частица Вселенной. Другие космические тела могут оказывать сильное влияние на земную жизнь.

Каждый видел, как на ночном небе появляются и гаснут «падающие звёзды». Это метеоры – небольшие небесные тела. Мы наблюдаем кратковременную вспышку раскалённого светящегося газа в атмосфере на высоте 70-125 км. Она возникает, когда метеор с большой скоростью вторгается в атмосферу.

Если за время движения в атмосфере твёрдые частицы метеора не успевают полностью разрушиться и сгореть, то их остатки падают на Землю. Это метеориты.

Существуют и более крупные небесные тела, с которыми может встретиться планета Земля. Это кометы и астероиды .

Кометы – это быстро перемещающиеся на звёздном небе тела Солнечной системы, движущиеся по сильно вытянутым орбитам. С приближением к Солнцу они начинают светиться и у них появляется «голова» и «хвост». Центральная часть «головы» называется ядром. Диаметр ядра может быть от 0,5 до 20 км. Ядро представляет собой леденистое тело замёрзших газов и частиц пыли. «Хвост» кометы состоит из молекул газов и частиц пыли, улетучившихся из ядра под действием солнечных лучей. Длина «хвоста» может достигать десятков миллионов километров.

Астероиды – это малые планеты, диаметр которых колеблется в пределах от 1 до 1000 км.

В настоящее время известно около 300 космических тел, которые могут пересекать орбиту Земли. Всего, по прогнозам астрономов, в космосе существует примерно 300 тыс. астероидов и комет. Встреча нашей планеты с большими небесными телами представляет серьёзную угрозу для всей биосферы .

font-size:14.0pt">VI. Работа над изученным материалом.

Вопросы и задания:

1. Назовите основные группы опасных природных явлений.

2. Перечислите основные природные явления геологического характера и объясните причины их возникновения.

3. Назовите основные природные явления метеорологического и гидрологического характера, укажите их взаимозависимость.

4. Расскажите об опасных природных явлениях биологического характера и о причинах их появления.

5. Занесите в дневник безопасности основные природные явления геологического, метеорологического, гидрологического и биологического происхождения.

6. Выделите природные явления, наиболее характерные для вашей местности. Опишите наиболее опасные для населения и окружающей природной среды последствия имевших место природных явлений в вашем регионе.

VII. Итог урока.

Учитель. Сделайте вывод по уроку.

Обучающиеся. Мир окружающей нас природной среды постоянно изменяется, в нём идут процессы обмена веществ и энергии, и всё это, вместе взятое, порождает различные природные явления. В зависимости от интенсивности проявления и мощности происходящих процессов эти природные явления могут создать угрозу для жизнедеятельности человека и обстановку чрезвычайной ситуации природного характера.

VIII. Окончание урока.

1. Домашнее задание. Ситуационная задача. Сформулируйте правила своего поведения в повседневной жизни для обеспечения личной безопасности и безопасности окружающих в случае возникновения опасной природной ситуации, характерной для вашей местности.

2. Выставление и комментирование оценок.

Несмотря на то что люди уже давно дали описание и нашли рациональное объяснение тому, почему происходят те или иные природные процессы и явления, самые необычные и редкие из них до сих пор удивляют, восхищают и поражают, в частности огнедышащие горы, извергающие лаву, сметающую всё на своём пути; завораживающие дух вихри, мчащиеся на огромной скорости и поднимающие в небо камни, бревна, машины и даже целые дома; вздымающиеся на десятки метров ввысь из недр нашей планеты невероятные фонтаны кипящей воды.

Что представляет из себя природное явление

Явления природы представляют собой обычные, а в некоторых случаях сверхъестественные метеорологические и климатические процессы в результате которых природа естественным образом изменяется. При этом они могут быть довольно безобидными и не вызывать у людей абсолютно никакого удивления и восприниматься как нечто, само собой, разумеющееся, например, когда идет снег или падает дождь, а могут представлять собой самые настоящие стихийные бедствия, сея вокруг себя смерть и разрушения.

Классификация природных явлений

Необыкновенные проявления природного мира ученые начали изучать ещё с прадавних времен, а в последнее время, когда наука начала продвигаться вперёд семимильными шагами, его тайны постепенно стали приоткрываться всё больше и быстрее, например, уже в XVII ст. Гильберт доказал, что наша планета является огромным магнитом с полюсами, а через столетие Франклин открыл атмосферное электричество.

Поскольку явлений природы на нашей планете существует великое множество, известно о них до сих пор довольно мало. Поэтому нет ничего удивительного в том, что ученые сделали их описание, систематизировали и классифицировали. Благодаря этому появилась возможность не только изучать виды природных процессов по категориям, но и прогнозировать и даже предотвращать возможное появление опасных природных явлений, но удивительные проявления природного мира настолько непредсказуемы, что далеко не всегда это удаётся сделать даже при наличии новейшей аппаратуры.

Следующая классификация является довольно-таки условной, поскольку одно и тоже явление природного мира довольно часто соответствует сразу нескольким пунктам. Таким образом, явления природы различают:

По характеру воздействия – некоторые виды природных процессов или явлений могут иметь сразу несколько характеристик, например, сильное наводнение может иметь разрушительный характер в городе, парализовать движение на дорогах и истощить почву, сделав её малопригодной для хорошего урожая.

  • Стихийные природные явления разрушительного характера – ураганы, смерчи, землетрясения, даже нашествие насекомых-вредителей (саранчи);
  • Парализующие явления природы полностью или на долгое время останавливают движение транспорта (снегопад, гололед, туман);
  • Явления с истощающим воздействием, из-за которых понижается урожайность, плодородность грунта, истощаются подземные воды и уменьшается запас других природных ресурсов;

По происхождению:

  • Стихийные природные явления, вызывающие техногенные аварии – молнии, гололёд, биохимическая коррозия.
  • Климатические – эти виды являются самыми распространёнными. Их примерами могут служить тайфун, метель или дождь;
  • Геолого-геоморфологические – это такие стихийные природные явления, как цунами, землетрясение, извержение вулкана;
  • Биогеохимические – опасные природные явления этого типа являют собой в основном выбросы вредоносных газов из озер, болот и других водоёмов;
  • Биологические – их появление нередко вызывают объекты живой природы: усиленное размножение сельскохозяйственных вредителей, а также кровососущих насекомых, хищных и ядовитых животных, эпидемии, заболевания растений и домашнего скота.
  • Космические – прежде всего опасна для нашего мира чрезмерная активность солнца также влияет на наш мир и космическая погода. Например, вспышки и выбросы заряженных солнечных частиц и их взаимодействие с атмосферой и магнитными полями нашей планеты нередко приводят к чрезвычайным ситуациям.

По продолжительности:

  • Мгновенные – длятся недолго (в течении нескольких секунд или минут) и наиболее опасны (например, землетрясения);
  • Кратковременные явления природы длятся от нескольких часов до нескольких суток (шквал, наводнение, дождь, жара и что интересно – полнолуние);
  • Долговременные (период их действия более продолжительный и нередко составляет месяцы, а в некоторых случаях – годы) – к этому виду явлений относят природные процессы, длящиеся месяцы и даже годы (например, извержение вулканов, возникновение озоновых дыр, пересыхание водоемов);
  • Вековые – длятся не один десяток лет и способны растянуться на века (глобальное потепление).

По регулярности действия:

  • Суточные – например, закат Солнца и его восход;
  • Сезонные – осенью опадают листья, весной – на деревьях и кустах появляются почки.

По масштабам распространения:

  • Глобальные
  • Локальные
  • Региональные

Влияние природы на человека

Ученые давно заметили, что природа активно влияет не только на жизнь нашей планеты, но также на здоровье и самочувствие человека и даже на продолжительность его жизни. Немаловажная роль в данном случае отводится таким факторам, как качество воды, земли, чистота воздуха, климатические условия.

Например, если люди проживают на территории, неблагоприятной для проживания (слишком холодные температурные показатели зимой и высокие – летом, наличие повышенной влажности, чрезвычайно сильные ветра), то человеческому организму будет сложно выдержать, он быстро выйдет из строя и придет в негодность.

Влияния подобных природных условий на свой организм человек абсолютно не замечает, а обращает внимание только на самые необычные, (например, радуга, северное сияние, световые столбы), таинственные (вот уже долгое время не даёт людям покоя тайна Бермудского треугольника) или опасные природные явления, способные привести к серьезным техногенным авариям или человеческой смерти.

сайт про самые интересные явления

На нашем сайте сайт вы найдёте сведения про самые необычные и удивительные явления природы и их влияние на окружающий мир. Например, вам небезынтересно будет узнать о том, что радуга бывает не только солнечной, но также и лунной, туманной, огненной или перевернутой. Также узнаете, почему люди видят миражи, полярное сияние или гало.

Здесь вы прочитаете о том, что представляют собой опасные природные явления, поражающие своей красотой и мощью – смерч, извержение вулкана, цунами, землетрясения и другие проявления природного мира.

Урок 2
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ПРИРОДНЫХ ЯВЛЕНИЙ
Предмет: ОБЖ.

Дата проведения: «____» _____________ 20___ г.

Составитель: учитель ОБЖ Хаматгалеев Э. Р.
Цель: познакомиться с общей характеристикой природных явлений.
Ход уроков


  1. Организация класса.

Приветствие. Проверка списочного состава класса.


  1. Сообщение темы и цели урока.

  1. Актуализация знаний.

  • Назовите оболочки Земли.

  • Объясните, что является причиной возникновения различных природных явлений на Земле.

  • Перечислите основные природные явления, которые оказывают влияние на безопасность жизнедеятельности человека.

  1. Проверка домашнего задания.

Заслушивание ответов нескольких учеников на домашнее задание (по выбору учителя).


  1. Работа над новым материалом.

Геологические природные явления
Известно, что земная кора вместе с частью верхней мантии не является монолитным панцирем планеты, а состоит из нескольких больших блоков (плит) толщиной от 60 до 100 км. Всего выделяют 7 громадных плит и десятки плит поменьше. Большинство плит является основанием как материковой, так и океанической земной коры, то есть на этих плитах находятся материки, моря и океаны.

Плиты лежат на сравнительно мягком, пластичном слое верхней мантии, по которому они медленно перемещаются со скоростью от 1 до 6 см в год. Соседние плиты сближаются, расходятся или скользят одна относительно другой. Они плавают на поверхности верхней мантии, как куски льда на поверхности воды.

В результате перемещения плит в недрах Земли постоянно происходят сложные процессы. Так, например, при столкновении плит, являющихся основанием океанической земной коры, могут возникнуть глубоководные впадины, а при столкновении плит, являющихся основанием материковой земной коры, могут образоваться горные хребты. Если происходит сближение двух плит материковой земной коры, их края вместе со всеми накопленными на них осадочными породами смыкаются в складки, образуя горные хребты, а с наступлением критических перегрузок они смещаются и рвутся. Разрывы происходят мгновенно, сопровождаясь толчком или серией толчков, имеющих характер ударов. Энергия, выделившаяся во время разрыва, передаётся в толще земной коры в виде упругих сейсмических волн и приводит к землетрясениям.

Пограничные области между литосферными плитами называют сейсмическими поясами. Это самые беспокойные подвижные области планеты. Здесь сосредоточено большинство действующих вулканов и происходит не менее 95% всех землетрясений.

Таким образом, геологические природные явления связаны с движением и изменениями, происходящими в литосфере. К опасным геологическим природным явлениям относятся землетрясения, извержения вулканов, оползни, обвалы и снежные лавины.
Метеорологические природные явления
Эти явления с различными атмосферными процессами, и прежде всего с процессами, происходящими в нижнем слое атмосферы – в тропосфере. В тропосфере находится около 9/10 всей массы воздуха. Под влиянием солнечного тепла, поступающего на земную поверхность, вращения Земли вокруг своей оси и силы земного притяжения в тропосфере образуются облака, дождь, снег, ветер.

Воздух в тропосфере перемещается в горизонтальном и вертикальном направлениях. Сильно нагретый воздух вблизи экватора расширяется, становится легче и поднимается вверх. Происходит восходящее движение воздуха. По этой причине у поверхности Земли вблизи экватора образуется низкое давление. У полюсов из-за низких температур воздух охлаждается, становится более тяжёлым и опускается вниз. Происходит нисходящее движение воздуха. По этой причине у поверхности Земли вблизи полюсов давление высокое.

В верхней тропосфере, наоборот, над экватором, где преобладают восходящие потоки воздуха, давление высокое, а над полюсами – низкое. Воздух всё время движется из области повышенного давления в область пониженного. Поэтому поднявшийся над экватором воздух растекается к полюсам. Но вследствие вращения Земли вокруг своей оси движущийся воздух постепенно отклоняется в Северном полушарии к востоку, а в Южном – к западу и не доходит до полюсов. Охлаждаясь, он становится тяжелее и опускается примерно у 30 0 северной и южной широт, образуя в обоих полушариях области высокого давления.

Большие объёмы воздуха тропосферы, обладающие однородными свойствами, называются воздушными массами. В зависимости от места формирования воздушных масс выделяют четыре их типа: экваториальная воздушная масса, или экваториальный воздух; тропическая воздушная масса, или тропический воздух; умеренная воздушная масса, или умеренный воздух; арктическая воздушная масса, или арктический воздух; антарктическая воздушная масса, или антарктический воздух.

Свойства этих воздушных масс зависят от тех территорий, над которыми они сформировались. Перемещаясь, воздушные массы долго сохраняют свои свойства, а встречаясь, взаимодействуют между собой. Перемещение воздушных масс и их взаимодействие определяют погоду в тех местах, куда эти воздушные массы приходят. Взаимодействие различных воздушных масс приводит к образованию в тропосфере гигантских вихрей – циклонов и антициклонов.

Циклон – это область пониженного давления в атмосфере с минимумом в центре. Поперечник циклона составляет несколько тысяч километров. Погода при циклоне преобладает пасмурная, с сильными ветрами.

Антициклон – это область повышенного атмосферного давления с максимумом в центре. В области высокого давления воздух не поднимается, а опускается. Воздушная спираль раскручивается по часовой стрелке. Погода при антициклоне малооблачная, без осадков, ветер слабый.

С движением воздушных масс, с их взаимодействием связно появление опасных метеорологических явлений, которые могут стать причиной стихийных бедствий. Это тайфуны и ураганы, бури, снежные бури, смерчи, грозы, засухи, сильные морозы и туманы.
Гидрологические природные явления
Вода на Земле находится в океанах и морях, в реках и озёрах, в атмосфере в газообразном состоянии и в ледниках в твёрдом состоянии.

Все воды на Земле, не входящие в состав горных пород, объединяются понятием «гидросфера». Вес всей воды на Земле столь велик, что измеряют его не в килограммах или тоннах, а в кубических километрах. Кубический километр – это куб с размером каждого ребра в 1 км, полностью заполненный водой. Вес 1 км 3 воды равен 1 млрд т. На Земле содержится 1,5 млрд км 3 воды, 97% из них – это Мировой океан. В настоящее время принято разделять Мировой океан на 4 отдельных океана и 75 морей с заливами и проливами.

Вода находится в постоянном круговороте, при этом тесно взаимодействует с воздушной оболочкой Земли и с сушей.

Движущей силой круговорота воды является солнечная энергия и сила тяжести.

Под действием солнечных лучей вода испаряется с поверхности океана и суши (из рек, водоёмов, почвы и растений) и поступает в атмосферу. Часть воды сразу возвращается с дождями обратно в океан, часть переносится ветрами на сушу, где выпадает в виде дождя или снега. Попадая на почву, вода частично впитывается в неё, пополняя запасы почвенной влаги и подземных вод, частично стекает в реки и водоёмы. Почвенная влага частью переходит в растения, которые испаряют её в атмосферу, а частично тоже стекает в реки. Реки, питающиеся водой из поверхностных ручьёв и подземных вод, несут воду в Мировой океан, восполняя её убыль. Вода, испаряясь с поверхности Мирового океана, снова оказывается в атмосфере, и круговорот замыкается.

Такое движение воды между всеми компонентами природы и всеми участками земной поверхности происходит постоянно и беспрерывно в течение многих миллионов лет.

Круговорот воды в природе, как замкнутая цепь, состоит из нескольких звеньев. Выделяют восемь таких звеньев: атмосферное, океаническое, подземное, речное, почвенное, озёрное, биологическое и хозяйственное. Вода постоянно переходит от одного звена к другому, связывая их в единое целое. В процессе круговорота воды в природе постоянно возникают опасные природные явления, которые оказывают влияние на безопасность жизнедеятельности человека и могут приводить к катастрофическим последствиям.

К опасным природным явлениям гидрологического характера относятся наводнения, цунами и сели.
Биологические опасные природные явления
Живые организмы, в том числе и человек, взаимодействуют между собой и окружающей неживой природой. При этом взаимодействии происходит обмен веществ и энергии, идёт непрерывное размножение, рост живых организмов и их движение.

Среди наиболее опасных природных явлений биологического характера, оказывающих существенное влияние на безопасность жизнедеятельности человека, выделяют:


    • природные пожары;

    • эпидемии;

    • эпизоотии;

    • эпифитотии.
Природные пожары включают в себя лесные пожары, пожары степных и хлебных массивов, торфяные пожары. Наиболее распространены лесные пожары, которые происходят ежегодно, приносят колоссальные убытки и приводят к человеческим жертвам.

Лесные пожары – это неконтролируемое горение растительности, стихийно распространяющееся по лесной территории. При сухой погоде и ветре лесные пожары охватывают значительные пространства.

При жаркой погоде, при отсутствии дождя в течение 15-20 дней лес становится пожароопасным. Статистика свидетельствует, что в 90-97% случаев причиной возникновения лесных пожаров является жизнедеятельность людей.

Эпидемия – широкое распространение инфекционной болезни среди людей, значительно превышающее обычно регистрируемый на данной территории уровень заболеваемости. Обычная (минимальная) заболеваемость для данной местности – это чаще всего не имеющие между собой связи единичные случаи заболеваний.

Эпизоотии – массовые инфекционные болезни животных.

Эпифитотии – массовые болезни растений.

Массовое распространение инфекционных болезней среди людей, сельскохозяйственных животных или растений представляет прямую угрозу безопасности жизнедеятельности человека и может приводить к возникновению чрезвычайных ситуаций.

Инфекционные болезни – это группа болезней, которые вызываются специфическими возбудителями (бактериями, вирусами, грибками). Характерными особенностями инфекционных болезней являются: заразность, т. е. способность передавать возбудителей от больного организма здоровому; стадийность развития (заражение, инкубационный период, течение болезни, выздоровление).
Космические опасные природные явления
Земля – это космическое тело, маленькая частица Вселенной. Другие космические тела могут оказывать сильное влияние на земную жизнь.

Каждый видел, как на ночном небе появляются и гаснут «падающие звёзды». Это метеоры – небольшие небесные тела. Мы наблюдаем кратковременную вспышку раскалённого светящегося газа в атмосфере на высоте 70-125 км. Она возникает, когда метеор с большой скоростью вторгается в атмосферу.

Если за время движения в атмосфере твёрдые частицы метеора не успевают полностью разрушиться и сгореть, то их остатки падают на Землю. Это метеориты.

Существуют и более крупные небесные тела, с которыми может встретиться планета Земля. Это кометы и астероиды.

Кометы – это быстро перемещающиеся на звёздном небе тела Солнечной системы, движущиеся по сильно вытянутым орбитам. С приближением к Солнцу они начинают светиться и у них появляется «голова» и «хвост». Центральная часть «головы» называется ядром. Диаметр ядра может быть от 0,5 до 20 км. Ядро представляет собой леденистое тело замёрзших газов и частиц пыли. «Хвост» кометы состоит из молекул газов и частиц пыли, улетучившихся из ядра под действием солнечных лучей. Длина «хвоста» может достигать десятков миллионов километров.

Астероиды – это малые планеты, диаметр которых колеблется в пределах от 1 до 1000 км.

В настоящее время известно около 300 космических тел, которые могут пересекать орбиту Земли. Всего, по прогнозам астрономов, в космосе существует примерно 300 тыс. астероидов и комет. Встреча нашей планеты с большими небесными телами представляет серьёзную угрозу для всей биосферы.


  1. Работа над изученным материалом.

Вопросы и задания:


  1. Назовите основные группы опасных природных явлений.

  2. Перечислите основные природные явления геологического характера и объясните причины их возникновения.

  3. Назовите основные природные явления метеорологического и гидрологического характера, укажите их взаимозависимость.

  4. Расскажите об опасных природных явлениях биологического характера и о причинах их появления.

  5. Занесите в дневник безопасности основные природные явления геологического, метеорологического, гидрологического и биологического происхождения.

  6. Выделите природные явления, наиболее характерные для вашей местности. Опишите наиболее опасные для населения и окружающей природной среды последствия имевших место природных явлений в вашем регионе.

  1. Итог урока.

Учитель. Сделайте вывод по уроку.

Обучающиеся. Мир окружающей нас природной среды постоянно изменяется, в нём идут процессы обмена веществ и энергии, и всё это, вместе взятое, порождает различные природные явления. В зависимости от интенсивности проявления и мощности происходящих процессов эти природные явления могут создать угрозу для жизнедеятельности человека и обстановку чрезвычайной ситуации природного характера.


  1. Окончание урока.

  1. Домашнее задание. Ситуационная задача. Сформулируйте правила своего поведения в повседневной жизни для обеспечения личной безопасности и безопасности окружающих в случае возникновения опасной природной ситуации, характерной для вашей местности.

  2. Выставление и комментирование оценок.