Впервые встречается точка знак препинания. Какие существуют знаки препинания? Обзор всех существующих! Точка с запятой в России

Точка, точка, запятая…
(Из истории пунктуации)

Знаки препинания, дающие возможность сказать в письменной речи гораздо больше, чем можно записать буквами, помогающие выразить различные смыслы слов и чувства того, кто пишет, представляются настолько системными и привычными, что, кажется, существовали всегда и появились вместе с алфавитами. Но, конечно же, это не так.

Само слово пунктуация произошло от латинского punctus - ‘точка’. Но это слово первоначально имело совсем не тот смысл, который мы вкладываем в него сейчас. До середины XVII века пунктуацией называлось употребление точек около согласных для обозначения гласных звуков в тексте на иврите, в то время как написание знаков в латинском тексте называлось простановкой точек. И только в середине XVII в. слово пунктуация стало употребляться в привычном для нас значении.

Развитие пунктуационной системы в Европе

Первые свидетельства об употреблении знаков препинания относятся к V в. до н.э. Так, драматург Еврипид отмечал перемену говорящего лица остроконечным знаком, возможно, произошедшим от ламбды (<); философ Платон иногда заканчивал разделы своих книг знаком, аналогичным современному двоеточию.

Появление первого значимого знака препинания связано с именем философа Аристофана, жившего в IV в. до н.э. Это был параграфос - короткая горизонтальная линия внизу у начала строки. Употреблялся для указания на изменение смыслового значения и, следовательно, на новый, достаточно объемный раздел текста, который и в наши дни мы часто называем параграф, хотя обозначаем другим знаком (§).

Использование знаков пунктуации для разделения текста на меньшие смысловые отрезки началось примерно со II века до н.э.. Грамматик и лексикограф Аристофан Византийский, будучи главой Александрийской библиотеки, изобрёл систему трёх точек: точка внизу - комма - ставилась в конце самого короткого отрезка; точка вверху - периодос - делила текст на большие отрезки, а точка в центре - колон - на средние.

Есть предположение, что именно Аристофан изобрёл множество других пунктуационных знаков, например, дефис для написания составных слов, наклонную черту, которую ставил возле слов с неясным значением. Безусловно, эти знаки не получили широкого распространения, употреблялись спорадически и достаточно бессистемно.

Первая попытка ликвидировать эти неудобства была предпринята англосаксонским учёным Алкуином (735-804 гг.), руководившим придворной школой в Аахене (сейчас город в Германии). Реформируя систему Аристофана, Алкуин сделал несколько добавлений. Именно он ввёл в обиход punktum (.) и puktumversus (;) для обозначения пауз и изменения интонации. Но, несмотря на эти усовершенствования, системность в использовании знаков так и не была достигнута, и лишь в XV в. венецианский печатник Альд Мануций стал вводить в печатаемые им книги знаки пауз, вдоха, изменения интонации, а наиболее часто употребляемыми были точка, точка с запятой, двоеточие.

Первым человеком в Англии, заявившим о роли знаков препинания в синтаксическом плане, то есть об использовании их для определения структуры высказывания, был английский драматург Бен Джонсон. Сделал он это в работе «Английская грамматика» (конец XVI в.).

К началу XVII в. большинство современных знаков уже было введено в обиход. Первое издание В. Шекспира (1623) уже использует точку, запятую, точку с запятой, двоеточие, вопросительный и восклицательный знаки. В конце столетия в английской пунктуации появились кавычки.

История русской пунктуации

Русская пунктуационная система в начале своего развития ориентировалась на греческую, поэтому основным знаком препинания была точка.Первоначально точки ставились произвольно, ибо тексты довольно долго писались без деления на слова и предложения. Это могла быть одна точка (внизу, вверху или посередине строки) или их сочетание в разных вариантах. Каких-либо правил, естественно, не было. Ориентиром служил смысл высказывания, и точки ставились для выделения смысловых частей. Кроме точек, в древнерусских текстах ставились линии в низу строки (_), змийцы (~), а также разные сочетания линий и точек.

Впервые попытка упорядочения постановки знаков препинания на смысловой основе была предпринята М.Греком (XVI в.). Именно он в работе «О грамотике Инока Максима Грека святогорца объявлено на тонкословие» выказал стремление обозначить роль таких знаков, как точка,иподиастоли - запятая, иподиастоли с точкой - точка с запятой. Точкой предполагалось обозначать конец высказывания, иподиастоли должна была дать говорящему передышку при чтении, знаком иподиастоли сточкой рекомендовалось обозначать вопрос.

В эту же эпоху в рукописных сборниках появляются статьи анонимных авторов, в которых или только перечисляются знаки препинания, или даются немногочисленные советы по их употреблению. Здесь представлено описание таких знаков, как запятая, подостолия - запятая (чем они различались - установить трудно; кроме того, в некоторых работах подостолией называлась точка с запятой), кендема (знак ” в конце высказывания), статия (~ ,) и др.

Конец XVI - начало XVII вв. ознаменованы выходом печатных грамматик Лаврентия Зизания («Грамматика Словенска…» 1596 г.) и Мелетия Смотрицкого «Грамматики Словенския правильное синтагма» (в 1616 г. - первое издание, в Москве напечатана в 1648 г.), которые сыграли определённую роль в развитии русской пунктуационной системы.

Лаврентий Зизаний говорит о шести знаках препинания - это запятая (,), срока (ё), двосрочие (:), подстолия (;), съединительная (-), точка. В определении функций знаков препинания Л.Зизанием положен смысловой принцип, завершённость или незавершённость высказывания. Точка - в конце законченного целого. Запятую, сроку и двосрочие рекомендуется употреблять как разделительные знаки в середине предложения. Подстолия - знак выражения вопросительной интонации. Съединительная - знак переноса слов (кстати, ничего не говоря о слоговом членении слов, Л.Зизаний в приводимых примерах демонстрирует учёт их морфемной структуры).

И.И.Срезневский справедливо отмечал, что «в грамматике Л.Зизания нередко наблюдается смешение сроки, запятой и двосрочия, а в некоторых случаях не разграничены функции сроки и точки» . И всё же стремление определить место каждого знака в тексте - большая заслуга Л.Зизания в разработке пунктуационной системы.

Мелетий Смотрицкий выделяет уже десять «строчных препинаний» - это черта (/), запятая (,), двоточие (:), точка (.), разъятная, единитная (-), вопросная (;), удивная (!), вместная , отложная (). Как видим, именования знаков препинания уже несколько иные, чем у Л.Зизания.

В основе употребления «строчных препинаний» у М.Смотрицкого лежит интонационный принцип с учётом смысла высказывания. Так, черта - это короткий отдых при чтении; запятая позволяет говорящему сделать более длительную паузу; двоточие употребляется тогда, когда мысль высказана не вся, а лишь только её часть, но части предложения более самостоятельны, чем при разделении запятой; точка ставится в конце законченного высказывания, вопросная - в конце вопросительного высказывания; разъятная и единитная - знаки переноса.

М.Смотрицкий впервые в истории русской пунктуации выделил три новых знака: удивная, отложная и вместная, чётко определив их функции. Удивная - в конце предложения, произносимого с особой (восклицательной) интонацией; вместная - включает менее самостоятельную часть предложения; отложная - такую, которую можно полностью изъять из предложения.

Несмотря на некоторое несовершенство описания правил употребления знаков препинания, грамматика М.Смотрицкого долгое время была основным учебным пособием для изучающих грамматику, орфографию и пунктуацию русского языка той эпохи. Значение её неоднократно подчёркивали такие известные лингвисты, как В.А.Богородицкий, В.В.Виноградов и др.

Следующий серьёзный этап в развитии русской пунктуации связан с именем В.К.Тредиаковского. В 1748 году в Санкт-Петербурге выходит из печати его достаточно объёмная (460 листов), известная и в наши дни работа «Разговор между чужестранным человеком и российским об ортографии старинной и новой и о всем, что принадлежит к сей материи». Именно В.К.Тредиаковскому принадлежит заслуга формулирования правил употребления знаков с точки зрения синтаксических особенностей; им установлены отдельные случаи употребления знаков с учётом структуры простого или сложного предложения, с аргументацией каждого положения примерами. Кроме того, В.К.Тредиаковский ввёл в свой текст вопросительный знак (правда, описание его функции встречаем в «Российской грамматике» М.В.Ломоносова) и представил употребление точки с запятой в современном понимании - уже не в конце вопросительных предложений, а для разделения частей сложного предложения и (иногда) при обращении.

В середине XVIII в. выходит в свет «Российская грамматика» М.В.Ломоносова. В V главе этого труда великого учёного под названием «О правописании» представлена краткая теория пунктуации.

М.В.Ломоносов не вводит новых знаков, но определяет основной принцип их употребления: с учётом не только смысла предложения, но и расположениячастей, и значения союзов, которые служат «к сопряжению и сношению понятий». Таким образом, в пунктуации М.В.Ломоносов утверждает два тесно взаимосвязанных принципа: смысловой и синтаксический. Но М.В.Ломоносову не удалось представить полных и развёрнутых правил употребления знаков препинания. Так, функцию запятой он определяет лишь для разделения однородных («одинаких») членов предложения, других же правил использования данного знака не формулирует.

Кавычки появились в XVII веке в форме ковычька - «крюковой знак», современное произношение и написание с а появилось в результате развития аканья и закрепления его на письме.

Интересна история такого знака пунктуации, как тире. Введён в употребление Н.М.Карамзиным, описан в «Российской грамматике» А.А.Барсова, где и был именован молчанка, затем черта, позднее - знак мыслеотделительный (А.Х.Востоков). Всё это бывшие названия современного тире .

Дальнейшее развитие пунктуационной системы направлено на более детальную разработку её основ в разных направлениях: логическом (смысловом), грамматическом (синтаксическом) и интонационном. «Несмотря на расхождения во взглядах представителей разных направлений, общим у них является признание коммуникативной функции пунктуации как важного средства оформления письменной речи» .

Таким образом, знаки препинания возникли из потребности разделения письменного текста на самостоятельные отрезки (с большей или меньшей степенью самостоятельности) в соответствии со смысловой структурой высказывания. Первые знаки препинания обозначали паузы разной длительности; по мере развития письменности и распространения книгопечатания система пунктуационных знаков усложнялась и углублялась, пока не достигла того состояния, которое сохраняется в своих основных чертах в современных европейских языках.

В русском языке этимологически собственно славянскими терминами являются такие названия, как точка - термин образован с помощью суф. -ьк- (совр. -к-) от точь <…>, восходящего к тъчь, являющемуся производным посредством темы -ь- от основы тък-, выступавшей в тъкати, тъкнути <…>; к перед ь изменилось в ч; запятая - происхождение «от глагола запяти - «воспрепятствовать, задержать». Ср. запонка, путо, препятствие» (обращаем внимание на то, что слово запятая однокоренное со словами знак препинания, запинка и др.); скобки, кавычки (собственно-русское) - «ковычька» - образование с суффиксом -ьк- (совр. -к-) от ковыка; к изменилось в ч перед ь - до сих пор в говорах сохранилось слово ковыка - ‘помеха, заминка’; черта - образовано от той же основы, что и глаголы чьрсти, чьрту - ‘чертить’ . Неславянского происхождения современные названия таких знаков препинания, как тире, дефис, апостроф, астериск . Термин тире заимствован в XIX веке из французского языка. Впервые фиксируется в Словаре Даля. От франц. tiret - чёрточка, является производным от tirer - тянуть. Слово дефис пришло в русскую пунктуацию из немецкого Divis от латинского divisio - разделение, расчленение. Апостроф - из греческого apostrophos - обращённый в сторону или назад. Астериск (*) - из греческогоaster - звезда; этот знак у нас предпочитают называть собственно русским словом звёздочка .

В развитии русской пунктуации обращают на себя внимание две особенности

Несмотря на то, что знаки пунктуации широко используются во всём мире, в количественном отношении система знаков препинания не достигла своей завершённости. В нормативных документах, определяющих правила постановки знаков препинания в русском языке, представлены 10 канонических знаков: точка, запятая, точка с запятой, двоеточие, тире, вопросительный знак, восклицательный знак, многоточие, скобки, кавычки, хотя фактически их значительно больше. Как показывает практика письменной речи, в настоящее время широкоупотребителен дефис; редко, но всё же используются параграф, косая черта, астериск. В последние годы высказываются мнения об адекватности наименований таких знаков, как две запятые - как единый парный знак (в выделительной функции), два тире или двойное тире - как парный выделительный знак. Эти знаки служат для внутреннего членения предложения 10

Любому из нас в школе приходилось писать диктанты по родному языку. И, наверное, самым обидным было снижение итоговой оценки из-за пропущенной или лишней запятой. Давайте узнаем, почему этот символ и подобные ему так важны в языке, и какая наука специализируется на этом вопросе.

Что изучает пунктуация?

В конце предыдущего предложения стоит известный всем нам который сигнализирует каждому читателю, что это вопрос, а не утверждение. Именно на изучении подобных сигнальных элементов и концентрируется такая наука, как пунктуация.

Причем она специализируется не только на формировании и регулировании норм и правил постановки пунктуационных знаков, но также изучает их историю.

Для чего она нужна?

Узнав, что изучает пунктуация, стоит обратить внимание на ее практическую ценность. Ведь, к примеру, практическое значение орфографии понятно большинству из нас - если не приучать людей правильно писать, окружающим станет непонятно, что они хотят сказать: полет или помет и т. п. При этом многие "жертвы" школьных пунктуационных репрессий до сих пор недоумевают: какая разница, где ставить запятую, зачем она вообще нужна, и почему для изучения ее была сформирована целая наука.

Давайте разберемся. Итак, пунктуация важна для облегчения восприятия текста. С ее помощью предложения или их части отделяются друг от друга. Это позволяет пишущему сконцентрировать внимание на нужной ему мысли.

Чтобы более наглядно понять значение пунктуационных знаков, стоит вспомнить "бородатый" пример из мультфильма "В стране невыученых уроков" - "Казнить нельзя помиловать".

От того, в каком месте будет поставлена запятая, зависела жизнь главного героя - Вити Перестукина. Если бы он ее поставил таким образом: "Казнить, нельзя помиловать" - Вите грозила бы смерть. К счастью, мальчик правильно перенес знак: "Казнить нельзя, помиловать", и таким образом спасся.

Помимо акцентирования внимания на определенных частях предложения, именно пунктуация часто помогает понять его смысл.

Например, если в конце предложения "Наша мама пришла" поставить просто точку, это будет констатация факта прихода матери.

Если заменить ее на вопросительный знак - это будет уже не утверждение свершившегося факта, а вопрос: "Наша мама пришла?".

Этимология термина

Рассмотрев, что изучает пунктуация и для чего она нужна, можно обратить внимание на происхождение этого понятия.

Изучаемый термин был образован от латинского слова punctum, которое переводится как точка. Исходя из этого, можно предполагать, что первым знаком препинания в истории является именно точка (во всяком случае в русской пунктуации это так).

Считается, что древние греки стали первыми использовать ее, как знак окончания предложения или даже целого абзаца.

Знаки препинания

Зная, что изучает пунктуация, стоит более подробно остановиться на этом. Иначе говоря, давайте уделим внимание препинательным знакам. Также они именуются пунктуационными и являются элементами письменности, необходимыми для достижения таких целей.

Основные из них такие:

  • Разделение/выделение слов, словосочетаний, смысловых отрезков в предложении или целом тексте.
  • Указывают на грамматические, а иногда и логические связи между словами.
  • Указывают на эмоциональный окрас предложения и его коммуникативный тип.
  • Сигнализируют о законченности/незаконченности высказывания/мысли.

В отличие от слов, пунктуационные символы не являются членами предложения, хотя и выполняют в нем весьма важные функции.

Необходимость подобных знаков подчеркивается тем, что в большинстве текстовых редакторов при проверке правописания ошибки в пунктуации выделяются отдельным цветом - зеленым, в то время как орфографические - красным.

Виды знаков препинания, которые есть в русском языке

Чтобы вспомнить, какие именно разделительные символы применяются в русском, стоит вспомнить любой урок о пунктуации. На нем обязательно упоминалось о большинстве подобных элементов. Все они делятся на две категории: парные и непарные.

Первых значительно меньшее количество: кавычки "", скобки (), 2 запятые и 2 тире.

Они служат для выделения какого-то слова, словосочетания или части предложения и всегда применяются вместе, функционируя как единое целое.

При этом кавычки также используются для выделения названий на кириллице и как обозначение прямой речи.

Кстати, самые распространенные ошибки в пунктуации парных знаков - это забыть поставить второй из них.

Непарных пунктуационных символов значительно больше. Они делятся на группы, согласно своим прямым функциям. Причем некоторые из них способны выполнять не одну, а сразу две роли.


Анализируя вышесказанное, можно заметить, что ничего не было сказано об апострофе. Однако данный символ относится к орфографическим, а не пунктуационным. Поэтом речь о нем в данном контексте быть не может.

История русской пунктуации

В Российской империи пунктуации как таковой не существовало до второй половины XV в. И лишь в 80-х годах начала использовать точка.

Примерно через 40 лет в грамматике стали ставиться запятые.

Соединение этих символов в один (точку с запятой) произошло позже. Причем проверка пунктуации древних текстов показала, что изначально он выполнял функции вопросительного знака. Так что если при чтении документа, датируемого ранее XVIII в., будет стоять вопросительный знак, можно сделать вывод, что, вероятно, бумага является подделкой.

Однако с XVIII в. для обозначения вопроса стал применяться особый символ. Кстати, в тот же период в империи стал использоваться и восклицательный знак, который изначально сигнализировал об удивлении, а не о восклицании. Именно поэтому он носил название "удивительная".

Первым парным знаком в грамматике российского языка стали круглые скобки, впервые отмеченные при проверке пунктуации в документе 1619 г.

Тире, кавычки и многоточие появились тоже только в XVIII в. Причем одним из первых и главных их популяризаторов стал Николай Карамзин.

Необычные знаки препинания, которые не применяются в современном русском языке

Помимо хорошо известных нам символов, существует еще ряд знаков, которые не признаны русской и многими другими грамматиками. Если их попробовать поставить в текстовом редакторе, обязательно последует сообщение о необходимости исправления пунктуации в предложении.

  • Интерробанг - гибрид вопросительного и восклицательного знаков.
  • Риторический вопросительный знак, выглядящий как зеркальное отражение обычного символа такого рода. Он применялся в английском лишь несколько десятилетий в конце XVII в.
  • Иронический знак. Внешне похож на вышеупомянутый, но немного меньше и ставился в начале предложения. Возник во Франции XIX в.
  • Любовный символ, который советуют применять в поздравительных открытках. Он выглядит как вопросительный знак и его отражение, вместе образующие сердечко.
  • Согласительный символ выглядит как два восклицательных написанных от одной точки. Символизирует выражение доброй воли.
  • Знак уверенности. Выглядит как перечеркнутый в виде креста восклицательный символ.
  • Авторитетный. Похож на предыдущий, однако его перечеркивает не прямая, а лига. Применяется в приказах или советах.
  • Астеризм. Похож на три звездочки, размещенные в виде перевернутой пирамиды. Ранее служил для разделения смысловых глав, а также частей книг или обозначал незначительные перерывы в длинном тексте.
  • Восклицательная и вопросительные запятые. Предназначены для интонационного выделение слов или фраз внутри предложения.

Пунктуация (от лат. punctum - точка ) - это раздел русского языка, который изучает расстановку знаков препинания , а также сама система знаков препинания. Пунктуация в русском языке служит для того, чтобы максимально точно передавать на письме то, что хотел выразить автор. Правила пунктуации созданы для того, чтобы регулировать интонационный строй речи, а также синтаксические и смысловые отношения в языке.

Все мы помним о величии и могуществе нашего языка. Имеется ввиду не только его лексическое богатство, но и его гибкость. Это относится и к пунктуации - здесь имеются как строгие правила, так и указания, которые зависят от ситуации, особенностей стилистики и смысла текста.

Пунктуация в русской речи достигается с помощью расстановки знаков препинания. Знаки препинания - это графические символы, необходимые для того, чтобы передать интонацию и смысл предложения, а также расставить определенные акценты в речи.

В русском языке существуют следующие знаки препинания :

1) Знаки конца предложения : точка, вопросительный знак и восклицательный знак;

2) Знаки разделения частей предложения : запятая, тире, двоеточик и точка с запятой;

3) Знаки, выделяющие отдельные части предложения : кавычки и скобки.

Я пришел домой поздно. Почему до сих пор горит свет в спальне? Так и есть, она ждала меня! «Снова дела на работе?» - спросила она устало. В квартире пахло лекарствами (наверное, выпила настойку валерианы, чтобы не переживать), поэтому я постарался успокоить ее и поскорее лечь спать. Перед глазами пронеслись все события этого дня: скандал на работе; выговор от начальника, который несправедливо обвинил меня в случившемся; прогулки по ночному городу в раздумьях.

Знаки препинания могут повторяться и совмещаться. Например, употребление вопросительного и восклицательного знака одновременно говорит о том, что перед нами риторический вопрос (вопрос, не требующий ответа или ответ на который и так все знают):

Кто же знал, что все случится именно так?!

Доколе?!

Также могут сочетаться запятая с тире . Это сочетание позволяет соединять разные значения:

Подул прохладный ветер, в лесу стемнело, - наступал летний деревенский вечер.

Такое сочетание знаков препинания может еще объясняться употреблением разных конструкций, например, обращения в предложении с тире между подлежащим и сказуемым:

Ты, брат, - самый дорогой человек, который остался у меня на земле.

Несмотря на то, что в русском языке бывают случаи, когда нет строгих правил по употреблению тех или иных знаков препинания, даже в таких случаях существуют определенные рекомендации. Например, а таких случаях есть основной знак препинания , то есть, таковой, которому отдается преимущество. Например, основным знаком препинания при использовании вставных конструкций являются скобки:

После вчерашнего ливня мы все (кроме Анны, у которой оказался дождевик), заболели простудой.

При этом допускается выделение вставной конструкции с помощью тире (второстепенного знака препинания в этом случае):

Он задумчиво присел на лавку - она была мокрой после дождя - и задумался о том, что произошло сегодня.

Все правила расстановки знаков препинания и правила пунктуации мы рассмотрим подробнее в последующих статьях.

Любой школьник знаком с таким знаком препинания, как точка с запятой [;]. Он является отделительным непарным знаком. В русском языке он употребляется в следующих случаях:

Между частями сложного предложения;

При разделении распространенных однородных членов в предложении;

Между соподчиненными придаточными предложениями (в случае, когда они сильно распространены, не связаны сочинительными союзами и при наличии внутри них запятых).

Такой знак широко используется в современном русском языке в письменной речи. Точку с запятой начал использовать Альд Мануций. Итальянский печатник применил [;] для разделения частей в сложноподчиненном предложении, не зависимых друг от друга.

Известно, что В.Шекспир в своих сонетах использовал точку с запятой. Этот факт поспособствовал тому, что подобный знак стали чаще применять на письме.

В русских текстах такой знак препинания стали использовать с конца 15 века. Большую роль в этом сыграла греческая письменность. Но в то время значение точки с запятой было несколько иным. В церковнославянской письменности такой знак выполнял функцию вопросительного знака.

Внимание! Внимание! Мы знаки препинания!

Точки, палочки, крючки...
Неприметные значки,
А во время чтения
Требуют прочтения.

А. Шибаев

Знаки препинания! Что это? Это те точки и запятые, с которыми мы начинаем знакомиться в первом классе и которые доставляют нам столько хлопот в девятом! Но без них никуда! Они помогают более полно и точно выразить смысл письменной речи. «Знаки ставятся по силе разума», - писал основоположник русской грамматики.

Так давайте не будем походить на гимназиста, который в старые времена написал сочинение без знаков препинания, в конце изобразил множество запятых, тире и двоеточий, а под ними написал: «Марш по местам!» Хотя способ его очень оригинальный!

Без умения ставить знаки препинания невозможно овладеть письменной речью. А без освоения письменной речи, благодаря которой человеческие знания и опыт передаются из поколения в поколение, невозможно даже представить себе жизнь сегодня.

Тире ставят, если хотят показать, что в сообщении есть пропуск каких-то слов. Часто тире отмечает опущенную глагольную связку. Тире ставится, если нужно отметить, что одно событие следует за другим.

Из-за многозначности тире любят поэты и писатели, превращая его в главное средство авторской пунктуации.

Во времена «строчным знаком» (так называли знаки препинания) считался и дефис.

Многоточие

Рядом три

Сестрички-точки,

Значит, нет конца

У строчки.

Знак многоточие под названием „знак пресекательный“ отмечается в 1831 году в грамматике, хотя его употребление встречается в практике письма значительно раньше. В просторечии многоточие иногда называют «троеточием».

В многоточии кроются два оттенка - незаконченности и неуверенности.

Кроме того, с помощью многоточия обозначают пропуски в тексте. Владимир Набоков: «Многоточие изображает, должно быть, следы на цыпочках ушедших слов…»

Кавычки

Мы кавычки, мы сестрички,

Так у нас уж повелось

Интересна история появления этого знака. В значении знака препинания это слово стало употребляться только в конце XVIII века. Предполагают, что инициатива введения его в практику русской письменной речи тоже принадлежит. Учёные считают, что происхождение этого слова не до конца понятно. Сопоставление с украинским названием лапки даёт возможность предположить, что оно образовано от глагола кавыкать - „ковылять“, „прихрамывать“. В русских диалектах кавыш - „утёнок“, „гусёнок“; кавка - „лягушка“. Таким образом, кавычки - „следы от утиных или лягушачьих лапок“, „крючок“, „закорючка“.

Кавычки ставят, когда заключённое в них высказывание принадлежит не автору. Чаще всего их используют, чтобы обозначить границы прямой речи или цитаты. Иногда в кавычки заключают слова, от которых пишущий хочет «откреститься».

Абзац

Абзац – это и абзацный отступ; и часть текста от одного абзацного отступа до следующего абзацного отступа, связанная единой мыслью, темой, идеей, сюжетом.

Появление абзацных отступов связывают с техническим недоразумением. В прошлом текст обычно набирался безо всяких отступов. Знаки же структурного деления текста вписывались краской другого цвета уже после набора основного текста, и поэтому для них оставляли пустое место. Вероятно, однажды вписать знаки забыли, но получившийся текст с отступами читался не хуже, и с тех пор абзацы прочно вошли в типографскую практику.

Абзац придает книге или рукописи более эстетичный вид, облегчает глазу процесс чтения, его можно рассматривать как литературный прием, он делает отчетливыми группировки эмоций, идей, образов, красной строкой абзац подчеркивает логическую связь между идеями, отображает характер связи между эмоциями в лирическом произведении.

Употребление абзаца не предусматривается никакими строго установленными правилами. Единственное ограничение требует, чтобы начало и конец абзаца не приходились на середину фразы. В стихотворной речи абзац совпадает со строфой.

Абзац, как художественный прием, не исследован почти вовсе. Проблема поставлена в книжке Михаила Лопатина «Опыт введения в теорию прозы. Повести Пушкина».

Для Интернета смайлик, наверное, то же, что для человечества колесо. Он эволюционировал от веселого рисунка до набора знаков препинания: двоеточие и закрывающая скобка. С этимологической точки зрения все ясно: "smile" по-английски "улыбка".

Смайлики со скоростью гриппа распространились по миру. Зайдите на любой чат, и вы увидите, что половина информации передается посредством смайликов. Ученые, которые любят разложить все по полочкам и всему придумать определения, называют смайлики словами "эмограммма" или "эмотикон" (от слова "эмоция") и пишут что-то вроде "эмотикон - это стилизованное изображение мимики человеческого лица, реализованное в псевдографике, с целью передать оппоненту эмоциональный настрой говорящего".

По всему видно, что смайлики являются не новой пунктуацией, как думают некоторые, а самостоятельными семантическими единицами. Тем не менее, у смайликов совершенно определенно есть значение и способность транслировать информацию. Иначе говоря, смайлики – это невербальный код, адаптированный под письменную коммуникацию.

Библиография:

1. , Занимательная грамматика

2. Граник пунктуации, М., «Просвещение»,1987

3. Лингвистический энциклопедический словарь. - М., 1990

4. Лопатин М. Опыт введения в теорию прозы. Повести Пушкина.

5. Русский язык. Энциклопедия. - М., 2007

6. Энциклопедический словарь юного филолога, М., 1984

Уважаемые читатели! Предлагаем задание для эрудитов: определите, кто изображен на фотографиях в тексте статьи.

Материал подготовили участники команды «Фантазеры» в рамках проекта «Уделите внимание: Мы – знаки препинания!»