Редакция Радми.ру
Вконтакте
Строительные работы - это очень сложный технологический процесс, который включает в себя множество самых разных этапов. И, как и многие другие подобные процессы, этот никак не может обходиться без правильного ведения обширной документации. В случае ремонта "своими руками", составляется самостоятельно, но если вы решите , то исполнитель сам предоставляет рабочую документацию. Главным документом, в котором определены все виды строительных работ (включая монтажные и отделочные), обозначены объемы и цены, состав материалов, считается смета.
Проверка сметы, изготовленной подрядной организацией, необходима для того, чтобы исключить возможность фальсификаций. Часто подрядчик пытается занизить стоимость некоторых материалов или сознательно исключает часть работ из перечня. Проверка сметы позволит выявить факты этих нарушений. Все работы, которые не были включены изначально в документацию, обойдутся потом дороже практически в половину стоимости. Проверка сметы позволяет заказчику проконтролировать инженера-сметчика, работающего на подрядчика. Все недочеты и скрытые факты станут известны сразу же, когда проводится проверка сметы.
Один из значительных подводных камней - это обозначение объемов и видов материала, необходимых для выполнения обозначенного количества работ. Проверка сметы выявит, где именно подрядчик занизил либо завысил данные по объемам.
Необходимо знать, что проверка сметы по любому из видов проектной документации тщательно выявляет верность определения количества работ, трудозатрат, обозначает их необходимость в нужном количестве по инструкциям фирм-изготовителей. Проверка сметы учитывает и тот факт, что не всегда подрядчик включает в расчеты коэффициент тех потерь, которые трудно восполнимы.
Проверка сметы обязательно учитывает верность начисления транспортных расходов, при этом включаются и складские затраты. Случается, что подрядчики рассчитывают транспортные затраты от полной сметной стоимости материалов и работ, проверка сметы выявит это начисление. Ведь в результате сумма получается неоправданно завышенной.
Итак, проводить расчет следует от цены материалов. Обеспечивает проверка сметы и величину косвенных начислений (представленных в процентном соотношении): сюда относят плановые накопления и все выявленные накладные затраты. Анализируют - не больше ли они предельно допустимых значений. Иногда в сметной документации подрядчика можно увидеть в составе материалов такое оборудование, амортизация и износ которого учитывается в накладных расходах.
Бывают случаи, когда подрядные организации представляют смету с укрупненными данными, в них не указывается цена работ и материалов, либо она представлена в абсолютном значении, без расшифровки по позициям. В таких случаях проверка сметы проводится на основании дополнительной калькуляции, предоставленной подрядчиком, чтобы определить единичную цену каждой позиции. Выполненная экспертами аналитическая работа поможет заказчику узнать все тонкости, нюансы и недочеты предложенной документации.
Подробно разработанных сметных документов достаточно мало на строительном рынке. А ведь только детализация работ поможет обнаружить «случайно забытые» пункты и узнать, разбирается ли подрядчик в технологии строительных работ, верно ли он использует материалы. Проверка сметы определяет, или нет излишних работ, которые не будут производиться. Например, закладывается увеличенный объем демонтажных работ (снесение перегородок, снятие электропроводки, сантехнического оборудования и так далее), в таких случаях заказчик не всегда может проконтролировать верность начислений. Проверка сметы гарантировано показывает, как выполнены расчеты подрядчика - детализировано или нет, ведь без завышения цен работают лишь единичные компании. Основное количество предлагают укрупненные расчеты, обозначающие десяток основных видов работ, где указана их стоимость либо, что хуже, вычисляют среднее значение, если принять расходы на квадратный метр площади, проверка сметы позволяет обнаружить продуманные схемы.
Подрядчики, которые предлагают итоговую стоимость на работы и отделочные материалы, экономят в первую очередь на заказчике. Заменяют качественную продукцию аналогичными, более дешевыми предложениями. Проверка сметы четко определяет, за какую работу внесли завышенную стоимость. Например, в одном случае инженерами была обнаружена грубая ошибка - при проверке уровня шума в помещении обнаружили, что значение контрольных показателей было почти таким же, как и у той стены, у которой не выполнялись шумоизоляционные работы. Анализ показал, что вместо детализированного списка действий, представили укрупненный. В сметной документации, рядом с пунктом «звукоизоляция стены» указали - «звукоизоляционные материалы». Не профессиональные исполнители не подозревали, что проверка сметы легко обнаруживает такие нюансы, а потому, вместо многослойной шумоизолирующей плиты приобрели тончайший пенополистирол и уложили его на поверхность стены. Поэтому проверка сметы показала, что при недостойном качестве работ, полная сумма строительства у таких «великолепных мастеров» была выше, чем у организаций, обладающих лицензиями.
Четко расписанные затраты на материалы подрядчики обычно не выполняют, и это сразу же определяет проверка сметы. После небольшого перечисления позиций наблюдается удивительное - «неучтенное», «прочее», «в случае надобности», «накладные расходы» и так далее и тому подобное. Стоимость, показанная в документах, никогда не бывает меньше, но проверка сметы легко демонстрирует эти недочеты. Эксперты любой авторитетной компании подтвердят, что никогда на практике не сталкивались с ситуацией, в которой подрядная организация вернула средства за неверно указанный материал. Проверка сметы обнаружит несоответствие, опытные инженеры проконтролируют чеки, и если «случайно» приобрели излишний материал, его обязательно найдут и не допустят перевозку на другие объекты.
Только при приобретении подрядчиками черновых материалов часто выявляется столько приписок, несоответствия технологии, воровства и устранения брака за счет материалов, приобретенных заказчиком, все эти нюансы помогает обнаружить только проверка сметы. Часто в «новостроях» исполнители строительных работ предлагают соседям приобрести материалы, закупленные с излишком. Опытный инженер выявит жульничество очень просто, особенно если используются жидкие и (шпаклевки, грунтовки, гипсовые смеси…).
Иногда, чтобы победить в тендере, подрядчики занижают стоимость своих услуг, проверка сметы доказывает любые несоответствия. Зато после предоставления заказа фирме, вскрываются факты занижения, и заказчик вынужден понести дополнительные затраты. В результате деятельности по анализу документации, моно отметить, что бывают случаи, когда факты сокрытия реальных данных достигают 100% разницы от заявленной стоимости.
Следует знать, что проверка сметы поможет клиенту четко выяснить, что конкретно будет приобретено, куда направлено и соответствует ли это применению технологии. Для инвесторов, привыкших контролировать все самостоятельно, проверка сметы может не выполняться, им достаточно заказать в ответственной компании подробное описание технологических процессов ремонта или возведения здания. Оно предполагает указание стоимости на все услуги и материалы, согласно предоставленным размерам помещения. Подробно в инструкции разъясняются все нюансы по контролю над работами для возводимого объекта, хотя проверка сметы дает более качественный результат.
Но не только проверка сметы является основным профилем ответственных специалистов, они также должны осуществлять технадзор, контролируя затраты материалов и соответствие технологиям. Надо знать, что проверка сметы от подрядной организации никогда не будет излишней. Даже первоначальная проверка сметы может значительно сократить затраты, а также заранее обозначить возможные нарушения. При анализе сметной документации на материалы и работы все недочеты сразу выявляются. Так, если подрядчик при приобретении гипсокартона или элементов каркаса учитывает не отвечающие проекту и рабочей документации объемы, а затем применяет не те шпаклевочные смеси, то можно сделать вывод, что технологии работ ему не известны.
Любая ответственная строительная компания знает, что предоставление сметных услуг - это одно из наилучших решений для контроля над подрядчиком.
В общем, подытоживая вышесказанное, следует рассмотреть виды работ, которые обязана предоставлять своим клиентам любая авторитетная ремонтно-строительная фирма:
1). Разработка смет на строительство, тщательно проконтролированных по стоимости.
2). Анализ соответствия объемов проекту.
3). Подсчет договорных цен по всем работам.
4). Контроль верного использования коэффициентов, расценок и накруток - проверка сметы.
Услуги любой привлекаемой к строительству клиентами компании позволяют тщательно расписать каждый этап строительства, в результате расчета становится ясно, на что будут потрачены средства. Вся стройка разбивается на подробные детали - под учет попадает даже небольшой гвоздь.
Не все работы могут быть проведены человеком, который никогда не занимался разводкой труб, укладкой и подготовкой материала, и уж тем более полноценным строительным проектом. В таких случаях обращаются в ремонтно-строительные компании или к частным предпринимателям в строительной области, причем риск остаться обманутым остается в обоих случаях.
Прежде чем подписать договор о сотрудничестве, уточните предварительную стоимость работ или среднюю стоимость услуг бригады. После подписания начнется работа по составлению сметы. Проверить ее можно самостоятельно, но разобраться во всех нюансах будет сложно. В таких случаях, строительный контроль в строительстве частных или государственных объектах решает эту проблему. Вы просто обращаетесь к специалистам, которые проведут полный контроль проектной и рабочей документации.
Недобросовестные бригады нередко предоставляют смету уже после проведения работ и ни одни требования не могут на это повлиять, потому требовать смету необходимо при заключении договора и обязательно учесть наличие этого пункта в тексте договора.
Смета зачастую состоит из договорной цены, локальной сметы и ведомости ресурсов. Договорную стоимость составят общие расчеты по локальной смете, прямые и производственные расходы, ведомости ресурсов. Дополнительные расходы зависят от множества факторов, просчитать которые самостоятельно достаточно сложно, не имея специального образования. Проверка достоверности сметной стоимости должна быть поручена специалистам, если вы считаете, что стоимость слишком завышена или имеются не оговоренные пункты.
В локальной смете можно найти весь перечень планируемых работ, стоимость этих работ и материалов. В ведомости ресурсов должен быть указан полный список материалов с уже рассчитанными затратами на доставку и запасом. Запас необходим в любом материале, так как стандартные размеры и объемы строительных материалов в любом случае будут изменяться во время работы. Но и этот показатель может быть учтен заранее – для этого существуют специальные усредненные показатели расхода материала в пределах нормы.
Любой заказчик заинтересован в экономически обоснованной смете с минимальной ценой и при качественном проекте, а подрядчик в максимальной выгоде от строительного процесса. На этом фоне возникает множество споров и конфликтов. Независимая проверка смет призвана урегулировать недопонимание на любом уровне.
Экспертиза сметной стоимости способна своевременно выявить завышение или занижение сметы и минимизировать штрафы при проверке контролирующими органами. Это наиболее популярный вид анализа среди всех строительных экспертиз. Он выполняется перед заключением строительного договора или во время технического надзора.
Цели экспертизы нашего предприятия:
Независимая сметная экспертиза может проводиться, как в виде отдельного исследования, так и в комплексе с другими техническими экспертизами. Также ее можно заказывать перед обязательной государственной экспертизой объектов, которые юридически правомерна осуществлять только гос. экспертиза. Это удобно, если Вам нужно сократить сроки проверки и возвраты на доработку.
Справочно: «Объекты, подлежащие обязательной гос. экспертизе: уникальные здания свыше 100 м высоты, 100 м пролетов, особо опасные и технически - сложные объекты, военные объекты, объекты для утилизации опасных отходов, исторические ценности и памятники, объекты во внутренних морских водах континентальном шельфе РФ, объектов на территории 2-х и более субъектов РФ, источник финансирования которых федеральный»
Наше предприятие имеет аккредитацию для проведения негосударственной экспертизы стоимости проекта. Экспертиза смет нашей компании не отличается от государственной процедуры методами проверок и качеством конечного продукта. Результаты проверки имеют юридическую силу. Заключение экспертизы можно использовать в арбитражных судах России, следственных органах, пр.
По сравнению с государственной экспертизой нашим клиентам мы предлагаем полное отсутствие бюрократии и приятные условия сотрудничества с нами. Это:
Важно! Государственная экспертиза выполняется до начала строительства при разработке проекта. В то время как независимая проверка на любом этапе формирования стоимости и выполнения работ!
Мы готовы проанализировать документацию на стадии проектирования, заключении договора, проведения работ или консервации строительства.
Проверка сметной стоимости состоит из анализа смет, правильного понимания чертежей, исполнительной документации, бухгалтерских документов.
Перечень экспертизы сметной документации, которую проверяет наша организация:
Также наше предприятие может быть членом комиссии по приемке работ, если требуется экспертиза сметы по 44ФЗ для определения степени безопасности проекта.
По результатам наших внутренних исследований более 70% сметной документации завышено. Это могут быть намеренное «раздувание» цены на строительство или ошибки из-за невнимания, низкой квалификации. Также часто встречается ситуация, когда исполнитель, желая выиграть конкурсные торги, занижает объемы работ или вовсе исключает часть работ. По факту подписания актов это увеличивает стоимость, а заказчик несет убытки.
Наиболее часто встречающиеся ошибки:
Это не все хитрости, на которые чаще всего осознанно идут недобросовестные исполнители строительных работ. Неопытному специалисту или новичку в ремонте трудно определить источник ошибки. Поэтому лучше доверять работу экспертам.
Достоверность определения сметной стоимости также нужна подрядным организациям, которые заключают контракты с бюджетными организациями. Это убережет от лишних нервов и потраченного на доработку сметы времени.
Согласно действующего законодательства РФ сроки проведения экспертизы 3 месяца. Но наша команда профессионалов выполняет объемы работ в оговоренном порядке, исходя из особенностей проекта. Чаще всего сроки минимизируются в два, а то и в три раза.
Перед началом определения достоверности сметной стоимости мы обсуждаем с заказчиком цели проведения исследований, методы проверок, объемы работ и сроки.
Перечень документации для проведения экспертизы:
Наши действия:
Начальная цена за проверку одной строчки сметы составляет от 80 рублей. Стоимость услуги зависит от:
В зависимости от того, в каком виде предоставлена проектная документация можно судить о трудозатратах проверяющего эксперта. Исходная документация может быть:
Бывают случаи, когда проверяются фактически выполненные работы, а исполнительная документация полностью отсутствует или проект разработан некачественно. Тогда наш специалист может выехать на объект и произвести уточняющие замеры.
Перечень услуг по проверке проектно - сметной документации:
Определение достоверности сметной стоимости – это кропотливый и высококвалифицированный труд, который нужно доверять профессионалам. Мы имеем большой опыт проверок во всех отраслях строительства, а наши эксперты проходят ежегодную переаттестацию и постоянно следят за изменением ценообразования. Каждый работник имеет свою узконаправленную деятельность (сантехника, общестрой, электрика, пр), что положительно сказывается на качестве и сроках работы.
Проверенные нами сметы можно прилагать в качестве доказательств в Арбитражных судах, при спорных ситуациях с бюджетными организациями. Нашим клиентам мы гарантируем:
Заказ проверки сметы на любом этапе работ убережет Вас от лишних штрафов и сохранит средства для дальнейшего развития бизнеса, других целей. Это процедура, которая одинаково необходима строительной фирме или частному лицу при строительстве, ремонте. Стоимость услуг нашей компании экономически обоснована, и Вы останетесь только в выигрыше от сотрудничества с нами.
Обращайтесь. Мы экономим Ваши деньги как свои!
В процессе проверки составленной подрядчиком сметы можно выделить три основных этапа:
Объем работ
Первый этап, касающийся объемов работ, не отличается особой сложностью и предполагает наличие базовых знаний геометрии и математики. Проверка смет касается расчетов площадей поверхностей, требующих отделки, объемов железобетонных конструкций, длины коммуникационных трубопроводов и так далее. Очень просто проводить проверку на объекте или при наличии проекта. Могут возникать сложности, когда выполняется комплекс работ, где учитывается отдельно каждый этап. Например, прежде чем окрасить стены, их нужно должным образом подготовить, то есть прогрунтовать, нанести шпаклевку, выровнять и зашлифовать поверхность, только затем приступить к окрашиванию. В таких случаях проверяющий должен точно знать всю технологию правильного выполнения той или иной работы, а чтобы подрядчик не мог обмануть заказчика, нужно лично контролировать процесс на каждом этапе. Это даст возможность убедиться, что все работы выполняются в полном объеме, даже те, результат которых не виден в конечном итоге. В условиях проведения масштабных строительных работ, заказчику выгоднее обратиться за помощью к специалистам по техническому надзору.
Расход и стоимость материалов
Второй этап проверки также довольно прост и связан с математическими вычислениями и знаниями в области расценок на основные виды строительных материалов. Учитывается тот факт, что при закупках больших партий материалов, клиент может рассчитывать на приличную скидку. Нередко подрядчик пользуется таким преимуществом и оставляет сэкономленную сумму средств себе, в качестве дополнительного дохода. Выяснить условия магазина, в котором предполагается закупать материалы, можно по телефону. Стоимость доставки также может быть уже включена в стоимость материалов, особенно в случае приобретения всей партии необходимых материалов в одном месте. В противном случае стоимость доставки на объект может составлять от 7-13% стоимости заказа. На данном этапе проверки рассчитывается реальный расход материалов, что зависит от особенностей объекта. Примерный расход каждого вида строительного материала может быть указан на упаковке, а также информацию по данному вопросу можно найти в интернете. Также учитывается определенный расход на отходы и остатки, коэффициент которого составляет от 5-20%. В случае работы с твердыми материалами небольшого размера, например, керамической плиткой, процент отходов составит до 5%.
Стоимость работ
Расценки на работу мастеров зависят от региона, специфики поставленной задачи, трудоемкости операции, квалификации специалиста и многих других факторов. Поэтому проверка проводится с учетом тех критериев, которые в вашей ситуации имеют большее влияние на стоимость работы специалистов.
Соблюдение казенными учреждениями требований к составлению и исполнению бюджетной сметы является одним из объектов проверки финансово-хозяйственной деятельности учреждений. О порядке проведения такой проверки читайте в статье.
Казенные учреждения (в том числе являющиеся органом государственной власти (государственным органом), органом управления государственным внебюджетным фондом, органом местного самоуправления, осуществляющим бюджетные полномочия главного распорядителя бюджетных средств) в силу норм ст. 221 БК РФ составляют бюджетную смету, а затем следят за исполнением показателей, отраженных в ней. Общие требования к составлению и утверждению бюджетной сметы утверждены Приказом Минфина РФ от 20.11.2007 № 112н (далее – Общие требования). Главный распорядитель средств бюджета в соответствии с Общими требованиями устанавливает порядок составления, утверждения и ведения смет подведомственных учреждений. Соблюдение казенными учреждениями требований к составлению и исполнению бюджетной сметы является одним из объектов проверки финансово-хозяйственной деятельности учреждений.
Бюджетная смета казенного учреждения составляется с учетом объемов финансового обеспечения для осуществления закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных (муниципальных) нужд, предусмотренных при формировании планов закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утверждаемых в пределах лимитов бюджетных обязательств на принятие и (или) исполнение бюджетных обязательств на закупку товаров, работ, услуг для обеспечения государственных (муниципальных) нужд (п. 2 ст. 221 БК РФ). Этот документ составляется, утверждается и ведется в порядке, определенном главным распорядителем бюджетных средств, в ведении которого находится учреждение. Для того чтобы установить правомерность действий учреждения в отношении составления, утверждения и исполнения бюджетной сметы (объекта проверки), перед началом проведения контрольных мероприятий проверяющие должны изучить законодательную базу, устанавливающую:
Обычно при проведении внешних контрольных мероприятий проверке подлежат предыдущие отчетные периоды (например, при проверке, осуществляемой в 2016 году, объект проверки – финансово-хозяйственная деятельность учреждения 2013 – 2015 годов), однако в зависимости от программы проверки могут проверяться документы и текущего финансового года. Принимая во внимание практику проверок, можно с большой долей вероятности утверждать, что, скорее всего, в 2016 году проверяющие не будут обращать внимание на правильность составления, исполнения и утверждения бюджетной сметы этого года, тем не менее полностью исключить возможность проверки бюджетной сметы 2016 года нельзя. В связи с вышесказанным автор посчитал необходимым в рамках данного материала рассмотреть новые положения порядка составления бюджетной сметы этого года. Эта информация позволит при необходимости своевременно внести изменения в смету.
Причиной корректировки Общих требований послужили изменения, внесенные в Указания о порядке применения бюджетной классификации РФ . Начиная с 2016 года такие указания применяются с учетом положений приказов Минфина РФ от 08.06.2015 № 90н и от 01.12.2015 № 190н. С целью обеспечения сопоставимости сведений, содержащихся в данных указаниях и Общих требованиях, в последний из названных приказов Приказом Минфина РФ от 17.12.2015 № 201н были внесены правки, которые распространяются на правоотношения, возникшие при составлении, утверждении и ведении бюджетных смет казенных учреждений на 2016 год (п. 10 Приказа Минфина РФ № 201н).
Суть изменений заключается в следующем. Показатели бюджетной сметы на 2016 год формируются в разрезе кодов классификации расходов бюджетов бюджетной классификации РФ с детализацией до кодов подгрупп и элементов видов расходов классификации расходов бюджетов (п. 4 Общих требований). В связи с этим из форм «Бюджетная смета», «Проект бюджетной сметы», «Изменение показателей бюджетной сметы», приведенных в приложениях 1 – 3 Общих требований, исключена графа 7 «КОСГУ». То есть с учетом произошедших изменений форма бюджетной сметы начиная с 2016 года предусматривает отражение раздела, подраздела, целевой статьи, вида расходов бюджетной классификации и кода аналитического показателя в случае, если порядком составления, ведения и утверждения бюджетных смет, утвержденным главным распорядителем бюджетных средств, указанный код предусмотрен для дополнительной детализации расходов бюджета.
Здесь же отметим, что казенные учреждения в составе квартальной и годовой отчетности начиная с отчетности за 2016 год будут составлять и представлять главному распорядителю бюджетных средств отчет о движении денежных средств (ф. 0503123), в котором за отражаются показатели поступления, выбытия, изменения остатков средств в разрезе КОСГУ (Приказ Минфина РФ от 31.12.2015 № 229н «О внесении изменений в приказ Министерства финансов Российской Федерации от 28.12.2010 № 191н «Об утверждении Инструкции о порядке составления и представления годовой, квартальной и месячной отчетности об исполнении бюджетов бюджетной системы Российской Федерации»). В бухгалтерском учете казенных учреждений КОСГУ также подлежит применению (п. 21 Инструкции № 157н). Поскольку КОСГУ казенными учреждениями применяются в бухгалтерском учете и в отчетности, удобно, чтобы направления расходования средств в бюджетной смете отражались с детализацией по КОСГУ. Поэтому, несмотря на то что КОСГУ убрали из форм «Бюджетная смета», «Проект бюджетной сметы», «Изменение показателей бюджетной сметы», приведенных в приложениях 1 – 3 Общих требований, главные распорядители бюджетных средств в своем ведомственном документе, устанавливающем порядок составления, утверждения и согласования сметы, могут предусмотреть КОСГУ в рекомендуемой для применения подведомственными учреждениями форме бюджетной сметы КОСГУ.
Приказом Минфина РФ № 201н внесены поправки в правила утверждения бюджетных смет. В новой редакции п. 8 Общих требований установлено, что смета учреждения, не являющегося главным распорядителем средств бюджета, утверждается руководителем учреждения или иным уполномоченным им лицом, если иной порядок не предусмотрен главным распорядителем средств бюджета. Согласно ранее применявшейся редакции данного пункта утверждение бюджетной сметы возлагалось на руководителя главного распорядителя средств бюджета, который мог в установленном им порядке предоставить руководителю учреждения право утверждать смету учреждения.
Смета учреждения, являющегося главным распорядителем средств бюджета, теперь может утверждаться не только руководителем главного распорядителя средств бюджета, но и иным уполномоченным руководителем лицом.
Общими требованиями предусматривается возможность внесения изменений в бюджетную смету (п. 11 – 14 данного документа). Поправки в смету вносятся путем утверждения изменений показателей – сумм увеличения, отражающихся со знаком плюс, и (или) уменьшения объемов сметных назначений, отражающихся со знаком минус. Поскольку начиная с 2016 года бюджетная смета составляется без детализации по КОСГУ, внесение изменений в бюджетную смету для перераспределения средств между статьями, подстатьями КОСГУ не требуется (новая редакция п. 11 Общих требований). После внесения изменений смета утверждается в порядке, установленном п. 8, 13 Общих требований.
Ведомственные приказы главных распорядителей бюджетных средств, устанавливающие порядок составления, утверждения и исполнения бюджетных смет подведомственными учреждениями, должны быть скорректированы в соответствии с требованиями новой редакции Приказа Минфина РФ № 112н.
При проверке правильности составления бюджетной сметы казенного учреждения исследуются:
При проверке правильности составления и утверждения сметы необходимо руководствоваться требованиями БК РФ, ГК РФ, Указаниями о порядке применения бюджетной классификации РФ, Общими требованиями, ведомственным приказом, устанавливающим порядок составления, утверждения и исполнения смет проверяемым учреждением, Приказом Минфина РФ от 06.12.2010 № 162 «Об утверждении Плана счетов бюджетного учета и Инструкции по его применению».
Проводя анализ исполнения учреждением сметы, проверяющие определяют:
Основными задачами анализа исполнения бюджетной сметы являются:
Источником анализа исполнения бюджетной сметы учреждения служит информация, как непосредственно характеризующая уровень расходов, так и позволяющая выявить факты их изменения.
В статье 70 БК РФ содержится перечень расходов, финансовое обеспечение которых включает в себя обеспечение выполнения функций казенного учреждения. Среди таких расходов названы расходы:
Бюджетная смета каждого казенного учреждения включает в себя направления данных расходов. При проведении проверок сметы 2013 – 2015 годов проверяющими обращается внимание на соблюдение учреждением сметных назначений в целом, а также в разрезе отдельных статей и экономических элементов расходов (проверка проводится путем сопоставления показателей бюджетной сметы и видов платежей, отраженных в выписке с лицевого счета учреждения). При анализе сметы за 2013 – 2015 годы в части состава и структуры кассовых и фактических расходов учреждения в разрезе статей и групп КОСГУ проверяются:
Так, в ходе проверки правильности ведения учета и расходования средств по оплате труда (подстатьи 211 «Заработная плата», 212 «Прочие выплаты» КОСГУ ) на основе договоров (контрактов), дополнительных выплат и компенсаций, обусловленных условиями трудового договора, устанавливаются:
При проверке расходов по начислениям на заработную плату (подстатья 213 «Начисления на выплаты по оплате труда») обращается внимание наполноту начислений и своевременность уплаты страховых взносов в территориальные государственные внебюджетные фонды, а также устанавливаются правильность и своевременность выплаты пособий, принятия в зачем сумм страховых взносов при расчете пособий и других расходов за счет средств ФСС.
При проверке расходов на приобретение нефинансовых активов (статьи 310 «Увеличение стоимости основных средств», 340 «Увеличение стоимости материальных запасов») устанавливаются:
При анализе использования бюджетных средств на приобретение оборудования и прочего имущества обращается внимание на использование этого оборудования по целевому назначению, а также предоставление его в аренду с получением последующей оплаты.
При проверкеправильности совершения учреждением командировочных расходов (подстатьи 212 «Прочие выплаты», 222 «Транспортные услуги», 226 «Прочие работы, услуги») обращается внимание:
При анализе расходов по прочим услугам и работам (подстатьи 225 «Работы, услуги по содержанию имущества», 226 «Прочие работы, услуги», статья 290 «Прочие расходы») проверке подлежат следующие расходы:
Среди нарушений составления, утверждения и исполнения бюджетных смет можно выделить следующие нарушения требований законодательства:
В завершение сделаем следующие выводы:
1. Проверка правильности составления, утверждения и исполнения бюджетной сметы является одним из объектов проверки финансово-хозяйственной деятельности казенного учреждения.
2. Общие требования к составлению и утверждению бюджетной сметы утверждены Приказом Минфина РФ № 112н. Главный распорядитель средств бюджета в соответствии с данными требованиями устанавливает порядок составления, утверждения и ведения смет подведомственных учреждений.
3. При проверке контролеры обращают внимание:
4. Начиная с 2016 года бюджетная смета составляется в разрезе кодов классификации расходов бюджетов бюджетной классификации РФ с детализацией до кодов подгрупп и элементов видов расходов классификации расходов бюджетов. Изменения в Приказ Минфина РФ № 112н были внесены Приказом Минфина РФ № 201н.
Утверждены Приказом Минфина РФ от 01.07.2013 № 65н.
Инструкция по применению Единого плана счетов бухгалтерского учета для органов государственной власти (государственных органов), органов местного самоуправления, органов управления государственными внебюджетными фондами, государственных академий наук, государственных (муниципальных) учреждений, утв. Приказом Минфина РФ от 01.12.2010 № 157н.
Кассовые расходы показывают сумму средств, полученных учреждением из бюджета.
Фактические расходы – это начисленные расходы учреждения, подтвержденные соответствующими первичными документами.