В карелии часто встречаются гнилые камни ударьте. (г.Петрозаводск) Валунные насыпи на территории Карелии. Каменные сложения на сопредельных с карелией территориях

В природе происходит непрерывное разрушение поверхности Земли. Не избежали этой участи и самые твердые каменные породы (граниты, диабазы, кварциты и др.)р которые слагали когда-то горные цепи Карелии.

Процессы разрушения горных пород геологи называют выветриванием. С одной стороны, это процессы чисто физического и механического характера (физическое выветривание), с другой - активные химические процессы. изменяющие самый состав горных пород и их минералов (химическое выветривание). И, наконец, породы могут разрушаться под воздействием живых организмов (органическое выветривание).
Древние карельские горы были разрушены главным образом путем физического выветривания. Смена дня и ночи и времен года, вызываемая различным положением Земли в отношении Солнца,-первая причина разрушительной работы. Вследствие этого происходят резкие колебания температуры в течение суток и более спокойные ее сезонные изменения. Расширение камня от нагревания и сжатие от охлаждения на протяжении огромных промежутков времени, измеряемых миллионами и сотнями миллионов лет. в итоге ведет к образованию сначала почти невидимых трещин в скале, а зате\ и открытых, зияющих разломов, которые нарушают связность и монолитность породы. Рано или поздно скала оказывается с поверхности разбитой на угловатые глыбы, которые, в свою очередь, по трещинам раскалываются на мелкие обломки и щебенку.

Особенно легко разрушаются при резких колебаниях температуры воздуха грубозернистые породы и породы черного цвета.
В Питкярантском районе, например, можно встретить выходы гранитов, сложенных зернами (кристаллами) красных полевых шпатов до!-2 сантиметровв поперечнике, кварца и черной слюды (биотита). Каждый из этих минералов от дневного нагревания и последующего охлаждения расширяется и сжимается неодинаково, или, как говорят физики, имеет разные коэффициенты расширения и сжатия. На границе соприкосновения указанных минералов появляются тонкие трещины; процесс распада постепенно проникает все глубже и глубже, в результате чего глыба крупнозернистого гранита распадается в дресву. Такой гранит называют рапакиви , что значит по-фински «гнилой камень». Выветрившиеся граниты рапакиви дают прекрасный материал для строительства шоссейных дорог.

В окрестностях города Питкяранты часто встречаются крупные валуны гранита-рапакиви, которые сохраняют внешнюю форму цельного камня. Но стоит тронуть их молотком или даже лопатой, как они рассыпаются в грубый песок, состоящий из угловатых зерен полевого шпата, кварца и пластинок черной слюды.

Темноокрашенные и особенно черные породы, наиболее сильно нагреваемые днем, при ночном охлаждении отслаивают целые пласты, которые иногда с треском отделяются от коренного выхода. В пустынях с резкими колебаниями температуры воздуха днем и почыо такой вид физического выветривания наблюдается очень часто.

Итак, под воздействием беспрерывных резких изменений температуры на протяжении миллионов лет карельские горы - карелиды - превратились в каменные обломки, щебенку и дресву, из которых па поверхности гор образовалась каменная россыпь - элювий. Отдельные глыбы элювия под влиянием собственной силы тяжести скатывались вниз, и у основания склонов накапливались целые пирамиды из обломочного материала.

Трещины атакует и другой разрушитель гор - вода, которая при замерзании с неудержимой силой расширяется и разрывает породу.
Огромную разрушительную работу производят также текучие воды в виде ручьев и рек на поверхности Земли (наземные воды) или в виде потоков, проникающих внутрь земной коры (подземные воды). Непрерывный круговорот воды на протяжении нескольких геологических периодов влечет за собой на поверхности
и в недрах Земли более страшные разрушения, чем процесс разрывания скал замерзающей в их трещинах водой. Текучие наземные и подземные воды способны механически размывать любую горную породу (это явление называется эрозией, то есть размывом) или химически растворять ее. Разрушительную работу выполняют даже капли выпадающего дождя. Недаром в народе говорят «капля камень точит».

Река Суна, выработавшая русло в твердых диабазовых скалах и сотворившая водопад Кивач,- яркий пример размывающей деятельности воды. Стремительная в этом участке. Суна размыла и унесла валуны, гальку и песок ледниковых наносов, покрывавших скальные выходы зеленовато-черных диабазов, и стала обрабатывать скалы. Встречая на своем пути стенку обрыва диабаза, воды Супы надают с высоты 8 метров и ударами мощных вертикальных струн подмывают нижнюю часть уступа, постепенно разрушая ее.

Процесс разрушения крепкой и вязкой породы диабаза здесь усиливают песок и камни, подхваченные рекой в пути. Вооружившись каменными снарядами, Суна энергично долбит и разрушает у основания Кивача свое дно. Под действием водной лавины камни приходят во вращательное движение и буровят котлы и колодцы в диабазовом ложе. Их можно хорошо видеть па обнаженных участках диабазовых скал, которые теперь не заливаются водой.

Результаты размывающей деятельности древних рек, стекавших по склонам карелид, были грандиозными. Реки выносили с горных массивов бесчисленные массы обломочного каменного материала, подготовленного разрушительной работой солнца и замерзающей воды, перемещали и отлагали его в пониженных участках в виде валунов, гальки, речного песка и глины. Этот каменный материал обычно складывался в устьях рек на уровне озера или морского водоема, то есть в тех местах, где сила течения горных рек ослабевала.

Вековая работа таких всесокрушающих факторов, как колебания температуры воздуха (деятельность солнца), подрывная работа замерзающей в трещинах скал воды и эрозия горных пород наземными текучими водами привели к постепенному разрушению, сглаживанию и общему понижению древних горных цепей. Горные обвалы и оползни скал усиливали этот процесс.

Могучей разрушительной силой обладают прибойные волны морей и больших озер, а также подземные воды.
Пользуясь малейшей трещиной в скале и порами в рыхлой породе, вода легко проникает внутрь земной коры, размывает встречающиеся па пути горные породы.

Потоки подземных вод невелики по своим размерам, и их размывающая работа не была бы столь заметной, если бы на помощь им не приходили процессы химического растворения. Проникающая в глубь пород вода всегда насыщена газами воздуха и почвы, через которую она проходит. Из воздуха вода берет его активные газы (кислород и углекислый газ), из почвы получает огромное количество углекислого газа - продукта разложения остатков растений и жизнедеятельности почвенных бактерий. Кислород окисляет любой минерал, в составе которого его не содержится. Вооружившись такими химически активными веществами, подземная вода разрушает горные породы.

Хороший пример таких реакций представляют известные в Карелии марциальные воды в Кондопожском районе у деревни Дворцы. В залегающих здесь черных сланцах содержится серный колчедан (соединение серы с железом - FeS2). Просачивающиеся в породу атмосферные воды окисляют его и дают начало источнику минеральной воды, богатой кислородом, в состав которой входит железный купорос (FeS04).
Железный купорос марциальных вод подвергается процессу дальнейшего окисления: из прозрачного раствора купоросной воды выпадает бурый хлопьевидный осадок водной окиси железа - Fe(OH)3, который представляет собой вполне окисленное соединение железа - минерал бурый железняк (лимонит), используемый в качестве стойкой минеральной краски. Водный раствор углекислого газа обладает уже настоящими свойствами кислоты, способной растворять и разрушать большинство минералов и пород.

Особенно легко поддаются разрушительной работе известняковые породы. Они хороню растворяются в углекислой воде.
Все эти изменения в геологии носят название химического выветривания пород и их минералов.

Наконец сама вода для многих пород (например, для каменной соли и гипса) служит хорошим растворителем. В результате непрерывной размывающей, растворяющей и разлагающей деятельности подземных вод горные породы теряют огромное количество своего каменного материала. Трещины в них расширяются, образуя внутри полости и даже пещеры, в которые нередко обрушиваются массы покрывающих их пород.

Подземная вода, встречая на своем пути водоупорные слои пород, например, глины, задерживается здесь, размягчает и вымывает их. Вышележащие породы, лишившись устойчивой опоры, оседают или сползают по наклонной плоскости в речные долины или горные ущелья. В результате нередко образуются гигантские оползни и обвалы, особенно на крутоспадающих пластах.
Для иллюстрации широко распространенного в природе явления оползней можно привести такой пример. В 1911 году на Памире в долине реки Мургаб произошел горный обвал. С высоты 600 метров внезапно обрушилась в долину подмытая масса земли объемом в 3-4 тысячи миллионов кубических метров. Целиком запруженная огромным валом рыхлого материала река образовала большое озеро в 75 километров длиной и 1,5 километра шириной. Глубина озера доходила до 262 метров.
Так подземные воды помогают разрушению гор.

Судьба карельских древних горных цепей не в меньшей степени зависела и от воздействия на них твердой воды - льда. Приведенный в движение лед намного сильнее действует па горные породы, чем жидкая вода.
Кроме сплошного оледенения, в Карелии, как и во всякой высокогорной стране, существовали и отдельные ледники, спускавшиеся ледяными потоками crop в выработанные долины. Геологи нашли доказательство существования таких древних ледников в виде своеобразных горных пород «тиллитов» (погребенных ледниковых наносов). Эти породы представляют собой сильно уплотненные и измененные (перекристаллизоваиные) окаменевшие валунно-глинистые отложения (морены) древних карельских ледников. Их пластообразные скопления залегают среди других древних пород, которые относятся ко времени формирования карелид.

Большое разрушающее влияние на древние горы Карелии оказывали также ветер и живые организмы.
Ветер способен выдувать из выветрившейся ранее породы мелкие частицы, уносить их и при ослаблении своего движения отлагать в форме гряд песков и дюнных холмов. Дюнные пески в некоторых местах восточного побережья Онежского озера (в частности, между Повенцом и Медвежьегорском)-пример такой работы ветра в не столь отдаленные от нас времена.

Когда ветер песет в себе твердые частицы пород, его разрушительная сила удесятеряется. Процесс разрушения скал ветром, особенно резко выраженный при сухом климате, называется развеванием (дефляцией).
Многие растения (например, мхи и лишайники) селятся на поверхности скал. Своими кислыми соками они химически разрушают верхние слои камня. Корни древесных растений, закрепившихся в трещинах скал, механически разрушают их во время своего роста. Этот процесс разрушения горных пород носит название органического выветривания.

Карелиды, как все древние горные системы, под совокупным действием описанных геологических процессов должны были неминуемо погибнуть. Таким же образом разрушились древние горы Донбасса, среднего Урала и др.
Горные цени Карелии превратились в так называемый пенеплен - почти равнину, на которой мы сейчас находим только невысокие холмы, сложенные каменным материалом бывших карелид.

14.06.2010 - 15:34

Стоит только пересечь границу Карелии, как вы окажетесь в совершенно другом измерении, в зачарованном крае, где на каждом шагу ждут таинственные следы прошлого. В наше время многие части Карелии, куда ранее никого не пускали, стали доступными для туристов, которые находят здесь немало интересного, а порой и загадочного.

Самый большой

Природа здесь как будто является декорацией к съемкам исторического или фантастического фильма - огромные валуны, гранитные скалы, быстрые реки, прозрачные озера, девственные леса.

На огромной территории Карелии находится множество совершенно неизведанных мест, куда как будто не ступала нога человека. Вооружившись GPS и подробной картой местности, можно попасть в такие места, описания которых не встречаются в литературе. И найти там удивительные следы древних жителей – развалины, ямы, выложенные тысячелетними валунами, возвышения с цепочками камней.

А что это такое, спросить некого – вокруг на много километров ни одной деревни, лишь болота да леса. Ведь в Карелии такая низкая плотность населения на квадратный километр, что можно за целый день никого не увидеть.

А между тем, в этом тихом и безлюдном крае находится все самое-самое: самое большое в Европе озеро - Ладожское, самый высокий в Европе равнинный водопад - Кивач, самый большой в Европе национальный парк - «Водлозерский» и самое большое и древнее в Европе скопление наскальных рисунков-петроглифов.

Бесовы рисунки

Петроглифы (от греч. petros – камень и glyphe – резьба) – древние, высеченные на камне, изображения животных, птиц, рыб, лодок, людей, а порой совершенно загадочных и фантастических знаков и существ.

Археологи утверждают, что некоторые карельские петроглифы были сделаны еще в IV тысячелетии до нашей эры! То есть, на территории нашей страны существовала некая древняя цивилизация – задолго до шумерской и египетской…

Различные следы этой цивилизации остались во многих местах Карелии, но некоторые из них, те же петроглифы, были найдены совсем недавно – в отличие от давно изученных и описанных наскальных рисунков на территории других стран.

В Карелии петроглифы обнаружены в двух местах: на берегу Онежского озера и в низовье реки Выг. «Официальная» история карельских петроглифов началась только в прошлом веке - в 20-30-е годы. Но войны и различные социальные катаклизмы помешали более тщательному исследованию – и петроглифы Карелии до сих пор почти не изучены.

А между тем, они представляют собой поистине уникальный исторический памятник. Территория на берегу Онежского озера, где можно увидеть петроглифы, занимает около 20 километров! В основном рисунки нанесены на скалы, находящиеся на прибрежных островах и мысах.

Отличительная черта всех карельских петроглифов – обилие совершенно непонятных изображений и сюжетов. Конечно, основную массу занимают вполне реалистические картины – сцены охоты, рыбалки, сражений; звери, птицы, люди. Но над некоторыми картинами исследователи ломают головы – неизвестные знаки, люди с двумя шарами вместо головы, человеко-звери. Что значат эти странные изображения, ученые не могут объяснить…

Археолог Надежда Лобанова утверждает, что места, где находятся петроглифы, имели особое значение. «Здесь, в районах активных охотничье-рыболовных промыслов, на освоенных водных путях, люди могли собираться с определенной периодичностью как для коллективного промысла, так и для совместных празднеств.

Анализ наскальных рисунков дал нам основание предполагать, что в этих местах могли происходить таинственные обряды инициации, посвящения молодых людей во взрослую жизнь, а также ритуальная дефлорация».

Местные жители издавна не любят места, где находятся петроглифы, и стараются обходить их стороной. Неслучайно названия их несут в себе отрицательную оценку: Бесов Нос, Бесовы Следки…

Здесь ходят многочисленные легенды об исчезновении людей в этих местах, и даже существует современный фольклор, связанный уже с научным исследованием петроглифов – как исчезают целые экспедиции, гибнут родственники исследователей… И вывод напрашивается один – древние святыни не раскрывают свои тайны просто так.

Сейд - камень на ножках

Не меньший интерес вызывает и другая загадка Карелии – огромное количество сейдов. Сейд (или «сейде», «сейте», «сайво») переводится с саамского как «священный камень». Сейды – это огромные валуны, расставленные в определенном порядке и в определенной конфигурации. Иногда сейд представляет собой огромный тяжелый валун, поставленный на несколько небольших камней.

Иногда встречаются сейды в виде грубого скульптурного изображения верхней части человеческого туловища, на котором лежат камни, имеющие форму головы собак, птиц или людей. Основную часть сейдов представляют собой валуны, на которых сверху положены небольшие камешки.

Существуют целые пантеоны сейдов, например, в Кемском районе, на беломорских островах Немецкий и Русский кузов. Также сейдовые комплексы имеются на горах Вотоваара и Кивакка.

Сейды, как правило, устанавливаются на пологих склонах, с которых отлично видны море, проливы, самые рыбные или богатые зверем места.

Это дает основание полагать, что сейды были культовыми местами именно охотников и рыбаков. Сейдам поклонялись, им приносили жертвы для богатого улова, удачной охоты, хорошей погоды. Охотники отдавали в жертву ноги (крылья) и голову своей добычи. Рыбаки мазали сейды рыбьим жиром, и, когда он засыхал под лучами солнца, считалось, что жертва принята.

Но это всего лишь версии, и изучение сейдов практически зашло в тупик – неизвестно, в какое именно время они были установлены – ведь рядом нет никаких остатков человеческого жилья. Так что достоверно неизвестно, кто, когда и зачем устанавливал эти загадочные сооружения.

Самым привлекательным объектом для путешественников является архипелаг Кузовов, где находятся острова Русский и Немецкий Кузов. Интересно, что название архипелага не имеет никакого отношения к русскому слову «кузов». Оно происходит от финского слова kuusi – ель.

Острова архипелага находятся между устьем реки Кемь и Соловецкими островами. Культовые комплексы располагаются на ровных вершинах двух самых больших островов – Русского и Немецкого Кузовов, имеющих высоту 82 и 118 м над уровнем моря. На Русском Кузове выявлено 360 сейдов, а на Немецком – 339.

С сейдами Немецкого Кузова связана интересная легенда. В давние времена «немецкие люди» – так поморы называли шведов – решили захватить Соловки. По пути их застала буря, и «немцы» укрылись на Кузовах. С вершины горы они даже видели Соловецкий монастырь, но непрерывные бури так и не позволили им двинуться дальше. И однажды, когда они сидели вокруг костра, бог покарал захватчиков, превратив их в камни. И «окаменевшие немцы» с тех пор сидят на вершине горы. А остров стали называть Немецким Кузовом.

Любопытно, что эта легенда имеет историческое основание: в начале XVII века шведский отряд пытался совершить нападение на Соловецкий монастырь, но потерпел неудачу.

Лабиринт в иной мир

Еще большую загадку представляют собой каменные лабиринты Карелии. На нашей планете есть немало мест, где встречаются подобные сооружения. Расположены они только на севере Европы (в Эстонии, Швеции, Англии, Норвегии, Финляндии) и представляют собой сложные спирали от 5 до 30 метров в диаметре, составленные из небольших природных камней.

На территории Карелии тоже имеются свои лабиринты. Большинство ученых датирует их строительство III-II тысячелетием до нашей эры. До сих пор неизвестно, кто и зачем их строил, и споры о назначении лабиринтов не утихают среди археологов уже более ста лет.

В фольклоре сохранилось немало преданий, посвященных лабиринтам. Согласно легендам Ирландии и Англии, на спиралях лабиринтов в лунном свете танцевали феи; в Норвегии каменные гряды выкладывали ледяные великаны – «йотуны»; в Швеции лабиринты являлись входом в подземные дворцы карликов – двергов, владевших драгоценными камнями. Дверги изготовляли волшебные мечи, щиты и копья для героев саг.

В преданиях саамов говорится, что лабиринты создавались в честь божеств, а строили их некие мифические личности.

Ученые скептически относятся к этим сказаниям и видят связь лабиринтов с промысловой магией и обрядами похорон. По их мнению, лабиринты символизируют трудный и извилистый переход от жизни к смерти. Интересно, что некоторые этнографические обряды подтверждают эту версию.

Некоторые считают, что лабиринты ­– могильные знаки над местами погребений. Но эта версия имеет ряд противоречий. Под некоторыми из лабиринтов действительно находят кости людей, но другие оказываются совершенно пустыми. Исследователи карельских лабиринтов полагают, что они служили для запутывания душ умерших, дабы воспрепятствовать их возвращению на землю. Для этого иногда рядом с одним лабиринтом сооружался другой - если душа умершего все же выберется из одного лабиринта, то тут же попадет в следующий.

Это лишь маленькая часть карельских чудес. Некоторую трудность для их исследования представляет погода. В Карелии очень суровая и долгая зима, сырая весна и дождливая осень. Лишь в короткое северное лето можно попытаться проникнуть, к примеру, на Вотоваару, но если лето дождливое, то сделать это очень сложно. Создает препятствие и сложный рельеф местности. До части карельских сокровищ можно добраться только имея специально – оборудованный лебедками и шнорхелем, или же на катере или вертолете. Но если вы преодолеете все эти трудности, то попадете в места, где лежат нетронутыми нераскрытые тайны древних цивилизаций…

  • 5398 просмотров

Задачи:

  1. расширение кругозора учащихся;
  2. заинтересованность в познании нового;
  3. привитие навыков самостоятельной работы с дополнительной литературой;
  4. развитие находчивости, смекалки;
  5. интеграция знаний по географии с историей, биологией, физикой.

Жюри: учителя географии, биологии, физики, истории, старшеклассники.

Ход игры

I . Вопросы , предложенные участникам игры

  1. Известно, что география зародилась еще в глубокой древности. Кто первым употребил термин «география»?
  2. В Карелии часто встречаются «гнилые» камни (валуны).Ударьте такой камень палкой, и он рассыпится, превратится в красноватую труху. Почему «сгнила» эта крепчайшая горная порода гранит?
  3. Где на Земле может замерзнуть вода даже при положительной температуре?
  4. Какие широты принято называть «ревущими», какие «конскими»?
  5. Установлено, что дождевая вода всегда содержит некоторое количество солей. Откуда берутся соли в атмосфере?
  6. Многие знают, где находятся географические и магнитные полюса Земли, полюса холода и жары. Существует и полюс ветров, о котором один из путешественников писал: «Мы нашли здесь царство пурги и ветров (самое ветряное место на Земле), где порывы ветра - это мстительный кошмар. Средняя скорость ураганного ветра 80-240 км/ч. Где же находится полюс ветров?
  7. По безводной пустыне идет караван. Неожиданно впереди появляется большое озеро. Уставшие путешественники спешат к нему... Но проходит немного времени, и озеро исчезает. Как называется это явление?
  8. Почему облака не падают на Землю?
  9. Когда начинается лето «метеорологическое», «астрономическое», «природное»?
  10. Кто открыл хребет Московский и гору Кремль, находящиеся на северной окраине Тибета?
  11. Водится ли рыба в Луже? А в Тазе?
  12. Где в СНГ находятся остров Медный, гора Железная, мыс Золотой, море Гнилое, озеро Зеркальное, станция Оловянная, поселок Соломенное?
  13. В каком географическом названии надо поменять места ми две буквы, чтобы название вершины потухшего вулкана, расположенного в одной стране, превратилось в название горного хребта, расположенного в другой стране?
  14. Я оглянулся. Все, что произошло дальше, я до сих пор не могу представить себе как действительность. Море горело серебряным пламенем. Казалось, его дно состоит из хрусталя, освещенного снизу лунным сиянием. Свет разливался до горизонта, и там, где всегда сгущается тьма, небо сверкало. Я зачерпнул воду в ладонь. Сквозь пальцы полились с плеском струи жидкого «магического света». Как называется это явление?
  15. Почему летом сумерки в экваториальных областях короче, чем в полярных странах?

ОТВЕТЫ

  1. Греческий ученый Эратосфен. Он написал книгу «География», состоящую из трех томов. В ней даны размеры Земли, довольно близкие к действительности (длина земного меридиана, по вычислению Эратосфена, 39 500 км), и описание известных в то время частей суши и морей; говорится в книге и о форме нашей планеты.
  2. Камень «сгнил» под влиянием лишайников, которые на нем поселились. Эти растения выделяют вещества, разъедающие даже такие горные породы, как гранит.
  3. В тропических пустынях. Там большая сухость воздуха вызывает интенсивное испарение, что, в свою очередь, способствует сильному охлаждению верхнего слоя испаряющей поверхности. Ученые неоднократно наблюдали такое явление: термометр показывал температуру +3 °С, +5 °С, а вода в сосудах покрывалась тонким слоем льда.
  4. «Ревущие» широты (англичане называют их «рычащие сороковые») находятся в районе 40-й параллели Южного полушария, где большую часть года господствуют сильные западные ветры и циклоны. «Конские» широты расположены в зоне относительного затишья между 40° и 30° южной и северной широты. Это название дано испанцами после открытия Америки, так как при перевозке лошадей на вновь открытые земли в этих областях часто господствовал штиль, происходила задержка в пути.
  5. Ветер срывает с гребней морских волн брызги воды и уносит их в воздух. Вода при этом испаряется, а мелкие кристаллики солей долго носятся в воздухе. Этими солями и осолоняется атмосферная вода.
  6. В Антарктиде, на земле Адели.
  7. Мираж - явление аномального преломления и отражения световых лучей в атмосфере, при котором над или под предметом либо сбоку от него видны его мнимые изображения. Мираж вызывается необычным распределением плотности воздуха. При сильном солнечном нагревании земной поверхности и перегреве приземного слоя воздуха замедленное падение плотности с высотой создает нижний мираж: предмет кажется приподнятым и отражающимся в водной поверхности.
  8. Потому, что их поддерживает восходящий ток воздуха, постоянно наблюдающийся на земной поверхности.
  9. «Метеорологическое» лето начинается с 1 июня (календарное время), «астрономическое» - с 22 июня (со дня летнего солнцестояния), «природное» лето имеет разные сроки. Одни ученые считают, что началом лета является время цветения лиловой сирени и рассеивания плодов вяза, другие - цветение красного лугового клевера.
  10. Н. М. Пржевальский.
  11. В Луже - реке в бассейне Оки - и Тазе - реке, впадающей в одноименный залив Карского моря, - рыба водится.
  12. Остров Медный находится в группе командорских островов, гора Железная - недалеко от Пятигорска, мыс Золотой – на берегу Татарского пролива, море Гнилое - залив Азовского моря (Сиваш), озеро Зеркальное - в Республике Горный Алтай, станция Оловянная - в Читинской области, поселок Соломенное - на берегу Онежского озера.
  13. Эльбрус - вершина потухшего вулкана на Кавказе. Эльбрус - горный хребет, опоясывающий с юга Каспийское море в Иране.
  14. Свечение моря. Наблюдается оно тогда, когда в морской воде скапливается огромное количество светящихся микроскопических малых морских организмов, главным образом простейших.
  15. Обычно сумерками называют время, в течение которого солнце опускается за линию горизонта до 18°. Вблизи экватора видимый путь солнца представляет собой более крупную дугу, чем в полярных странах. Время, затрачиваемое солнцем для пересечения линии сумерек (18° за горизонтом), в экваториальных странах гораздо меньше, чем в умеренных, или, тем более, в полярных, отсюда и сумерки в странах, лежащих в экваториальной зоне, короче. Это необыкновенное природное явление носит название «брокенские призраки», которое оно получило по имени горы Брокен в горном массиве Гарц (в Германии), где его часто наблюдали. Долго оно внушало людям суеверный страх. Только в конце XVII века удалось раскрыть тайну «броненских призраков». Воздушные гигантские фигуры были тенями людей и животных, которые проецировались на небосвод. Они появляются, когда солнечные лучи освещают человека или какой-нибудь предмет и потом падают не на землю, а на облака, расположенные на противоположной от Солнца стороне. Размеры теней при этом во много раз увеличиваются по сравнению с ростом человека или размерами животных. Появление радужных кругов вокруг «призраков» объясняется дифракцией света, а объемный характер теней - объемным характером отражающей поверхности облаков или тумана.

Жюри подводит итоги.

II . «Загадочные страны».

Каждая команда получает конверт с буквами, из которых надо сложить название страны. Жетон получает та команда, которая сделает это быстро.

III . Блицтурнир «Угадай страну».

  1. Родина Олимпийских игр и марафонского бега.
  2. «Молочная ферма» Европы.
  3. «Стальное герцогство».
  4. Производитель почтовых марок, фешенебельный курорт,игорный рай.
  5. В 1990 г. эта страна увеличила свою площадь на 108 тыс.км2, а население - на 17 млн. человек.
  6. Страна тюльпанов.
  7. Страна-банкир.
  8. Государство - теократическая монархия.
  9. Страна, непрерывно воюющая с морем.
  10. Страна розового масла.
  11. «Лесной цех» Европы.
  12. Бывшая «мастерская мира».
  13. Страна, большая часть которой находится на полуострове, а столица - на острове.
  14. В стране работает фабрика «Кох-и-нор», выпускающая 1 млн. карандашей в день.
  15. Страна - родина паровозов и метрополитена.
  16. Страна 80 тысяч озер.

Жюри подводит итоги.

ОТВЕТЫ К БЛИЦТУРНИРУ

I. Германия, Словакия, Исландия, Норвегия.

  1. Греция.
  2. Швейцария.
  3. Люксембург.
  4. Монако
  5. Германия.
  6. Нидерланды.
  7. Швейцария.
  8. Ватикан.
  9. Нидерланды.
  10. Болгария.
  11. Финляндия.
  12. Великобритания.
  13. Дания.
  14. Чехия.
  15. Великобритания.
  16. Финляндия.

V . «Знаешь ли, кто «самый-самый»?»

Перед игрой класс делится на две половины, затем ведущий по очереди задает вопросы командам. За каждый правильный вопрос команда получает одно очко. Выигрывает команда, которая наберет большее количество очков.

Примерные вопросы:

  1. Назовите самое большое море, у берегов Российской Федерации? (Это Берингово море, площадь которого равна 2 млн. 300 тыс. км)
  2. Назовите самое маленькое море? (Это Азовское море, его площадь - 38 тыс. км)
  3. Назовите самое глубокое море у берегов Российской Федерации? (Это Берингово море, так как его средняя глубина более 1500 м, а максимальная равна 4473 м)
  4. Назовите самое мелкое море, омывающее Российскую Федерацию? (Это Азовское море, его средняя глубина около 8 м, а макси мальная равна 13 м)
  5. Назовите самое большое озеро в России (и в мире)? (Каспий ское море, площадь которого - 372 тыс. км 2)
  6. Назовите самое глубокое озеро в России (и в мире)? (Байкал, его глубина - 1620 м)
  7. Назовите самый большой полуостров на территории РФ?(Таймыр, его площадь равна 400 тыс. км 2)
  8. Назовите самый большой остров на территории РФ? (Сахалин, его площадь - 76,4 тыс. км)
  9. Назовите самую многоводную реку в России?(Енисей, его среднегодовой сток равен17400м /с)
  10. Назовите самый высокий действующий вулкан на территории России? (Ключевская Сопка, его высота - 4570 м)
  11. Назовите самый высокий действующий вулкан в Африке? (Килиманджаро)
  12. Назовите самую высокую вершину Алтая? (г. Белуха)
  13. Назовите самое пресное море в России? (Балтийское)

Жюри подводит итоги.

VI . «Отгадай, кто я?»

Оборудование: физическая карта мира.

Перед игрой на стене или школьной доске вешают две одинаковые карты. К картам вызывают по одному ученику, в руки им дают указки. Ведущий рассказывает историю происхождения географических названий, а ученики по очереди должны отгадать, о чем идет речь и показать на карте.

Примерные вопросы:

  1. Название ее произошло от слова «амасуну», которое на индейском языке означает «большая вода» (Амазонка)
  2. Этот водопад, открыт в 1935 г. венесуэльским летчиком и на звании его именем. (Анхель)
  3. С языка древних выходцев из Ирана и Индии это название переводится как «Белоснежная гора». (Кавказ)
  4. Он назван по скале на европейской стороне пролива. (Гибрал тарский)
  5. Название переводится с древнетюркского языка как «широкая, разливающаяся река». (Урал)
  6. С балкарского языка название ее переводится как «бурная река». (Терек)
  7. Название возникло из ненецкого языка и означает «конец Земли». (Ямал)
  8. С тибетского языка это название переводится, как «богиня - мать Земли». (Джомолунгма)
  9. В основе названия эвенкийский народный географический термин, означающий большая река. (Енисей)
  10. Это название образовалось из двух английских слов, переводится как «течение из залива». (Гольфстрим)
  11. Название какой реки образовано от названия народа коми, жившего в ее верховьях? (Кама)
  12. Древняя форма названия этой реки обозначает «глубокая река». (Днепр.)
  13. Это место в противоположность с окружающей территорией названо «земной страной». (Гренландия)
  14. Какое название, в переводе с якутского языка означает «море», «большая глубокая вода». (Байкал)
  15. Это название образовалось от инкского «анта», что означает - «медь». (Анды)
  16. В переводе с финского языка название переводится как «озеро, которое делает погоду». (Ильмень)
  17. В основе этого названия лежит слово из романского языка, на котором разговаривали в древней Италии, и означает «дым». (Везувий)

Жюри подводит итоги.

VII. «Географические ассоциации»

Участники делятся на две команды. Затем учитель читает по очереди задания, ассоциации каждой группе участников. Командам при этом необходимо угадать слово, используя предложенный логический ряд и объяснить ход своих рассуждений. Задания такого типа, как правило, очень нравятся детям.

Примерные задания:

  1. Волна, землетрясение, скорость, опасность, бедствия. (Цунами)
  2. Река, море, испарение, облака, осадки. (Мировой круговорот воды)
  3. Ветер; вода, бутылка, письмо, Гольфстрим. (Течения)
  4. Скалы, пороги, вода, зрелище, грохот. (Водопад)
  5. Океан, лед, гора, Титаник, опасность. (Айсберг)

Жюри подводит итоги.

VIII . «Пять подсказок»

Оборудование: географическая карта.

Учитель предлагает учащимся с помощью подсказок угадать какой-либо географический объект. Всего он прочитывает поочередно пять подсказок. Если после этого никто из ребят не отгадает и не поднимет руку, объявляется правильный ответ. При этом участники игры могут ответить после каждой подсказки. Ученик, который верно ответит на вопрос, должен так же показать названный им объект на карте.

Примерное задание:

1-я подсказка - площадь его примерно 7 млн. км 2 .

2-я подсказка - он расположен в Южной Америке.

3-я подсказка - здесь собирается вода примерно с половины территории континента.

4-я подсказка - на его площади находится река Амазонка и ее притоки.

5-я подсказка - это территория, с которой в реку Амазонку собирается вода.

(Бассейн реки Амазонки)

IX . Географические загадки - шутки

  1. Какой город Алтайского края «рожает волчат»? (Волчиха.)
  2. Какая река Тамбовской области «каркает»? (Ворона.)
  3. Какая река Рязанской области «плавает» и из воды выходит сухой? (Гусь.)
  4. Какой город Кировской области «рожает ежат»? (Ежиха.)
  5. Какой город Самарской области «едет по улицам мира»? (Жигули.)
  6. Какая станция самая холодная? (Зима.)
  7. Какой город Удмуртии «развлекает» не только детей, но и взрослых? (Игра.)
  8. Какой город Армении и река Красноярского края «носят популярное в Армении мужское имя»? (Кама.)
  9. Какой приток реки Онеги «покрывает тело человека, животного»? (Кожа.)
  10. Какой город Иркутской области «любят все»? (Мама.)
  11. Какой приток реки Волги «любит мед»? (Медведица.)
  12. Какой город Орловской области «летает»? (Орел.)
  13. Какой город Томской области имеет «2 конца»? (Палочка.)
  14. Какая река Пермской области «цвета сажи»? (Черная.)
  15. Каким городом татарские женщины «покрывают головы»? (Шали.)
  16. Какой город Ленинградской области мужчины «носят на голове»? (Шапки.)
  17. Какой приток реки Печоры «напоминает» русскую на родную сказку? (Щучье.)
  18. Какой полуостров «говорит о своей величине»? (Ямал.)
  19. Какой город Оренбургской области хорошо «видимый»? (Ясный.)
  20. Какой город Пермской области можно «нанизать на нить»? (Бисер.)
  21. Какой город Центрального района России «носит» мужское имя? (Владимир.)
  22. Какой город Тамбовской области можно «найти на дверях»? (Глазок.)
  23. Какой город Коми «имеется на шее некоторых животных»? (Грива.)
  24. Какой город Псковской области является «нижней частью посуды»? (Дно.)
  25. Какой город Павлодарской области носит имя покорителя Сибири? (Ермак.)
  26. Какой город Саратовской области является «неиссякаемым источников доходов» (Золотое.)
  27. Название какого города на Камчатке используется в народных загадках о карандаше? (Ивашка.)
  28. Назовите «сладкий» город. (Изюм.)
  29. Название какого города Воронежской области похоже на хлеб в форме замка с дужкой? (Калач.)
  30. Какая река Новосибирской области «говорит» о своей величине? (Карапуз.)
  31. Какой город Кировской области «смертельно жалит»? (Кобра.)
  32. Какой город Самарской области «ловит ведра в колодце»? (Кошки.)
  33. Какой город Краснодарского края - «символ христиан ского культа»? (Кресты.)
  34. Какой город на Камчатке «жжется»? (Крапивная.)
  35. Какая река Алтайского края «летает»? (Лебедь.)
  36. Какая река Якутии носит женское имя? (Лена.)
  37. Какой город в Якутии можно «найти на часах»? (Стрелка.)
  38. Какая река Томской области «хитрая»? (Лисица.)
  39. Каким мысом Камчатки можно «копать землю»? (Лопатка.)
  40. Какой остров Ленинградской области «указывает на свою силу»? (Мощный.)
  41. Какая гора Челябинской области «притягивает железо»? (Магнитная.)
  42. В какой реке Амурской области «живет» лиса? (Нора.)
  43. Какой город Пермской области «жалит»? (Оса.)
  44. Какую реку Хабаровского края особенно «любят охотники»? (Охота.)
  45. Какой город Магаданской области «атрибут туриста в походе»? (Палатка.)
  46. Какой город Кировской области «горит и светится»? (Свеча.)
  47. Какой город Магаданской области «летает»? (Сокол.)
  48. Какую реку Оренбургской области можно «выжать»? (Сок.)
  49. Какой город Пензенской области «живет рядом»? (Соседка.)
  50. Какую реку Тюменской области можно «перенести с водой»? (Таз.)
  51. На каком городе Ставропольского края можно «отдохнуть и выспаться»? (Тахта.)
  52. Какая река Амурской области «бежит по проводам»? (Ток.)
  53. Какой город Хабаровского края «дружно поет»? (Хор.)
  54. Какой город Красноярского края «поднимет шум»? (Шумиха.)
  55. Какой город Свердловской области «не боится огня»? (Асбест.)
  56. Какой город Амурской области «не имеет имени»? (Бе зымянный.)
  57. Какая река Сахалинской области «вращается»? (Вал.)
  58. Какой город Смоленской области является «первым ростком посевов»? (Всходы.)
  59. Какой город Смоленской области «сочинял музыку»? (Глинка.)
  60. Какой город Вологодской области «символ мира»? (Голуби.)
  61. Какой город Тульской области - «русская народная игра»? (Горелки.)
  62. Какой город Саратовской области «написал известную сказку»? (Ершов.)
  63. Какой город Свердловской области - «драгоценный камень зеленого цвета»? (Изумруд.)
  64. Какой город Красноярского края «зовет на помощь»? (Караул.)
  65. Какой город Московской области «вышибаешь»? (Клин.)
  66. По какому городу Алтайского края «трудно ездить»? (Кочки.)
  67. Какая река Московской области «ценится дорого»? (Лама.)
  68. Какую реку Ленинградской области «косят»? (Луг.)
  69. Какой город Мурманской области «трудно плавится»? (Никель.)
  70. Какая река Красноярского края может «заменить все существительные женского рода»? (Она.)
  71. Какой город Бурятии имеет «кличку лошади»? (Орлик.)
  72. Название какой реки Оренбургской и Самарской областей при чтении слева направо - «бежит по проводам», а справа налево - «домашнее животное»? (Ток.)

Подведение итогов. Награждение победителей медалями: «Лучшему знатоку географии».

Список используемой литературы:

  1. Предметные недели в школе: География. Сост. А.Ф. Романова. – Волгоград: Учитель, 2007г.
  2. Занимательная география на уроках географии и внеклассных мероприятиях. 6-9 классы. Сост. С.Г. Зубанова, Ю.В. Щербакова. – М.: Глобус, 2007г.
  3. Журналы «География в школе», «Воспитание школьника»
  4. Максимов Н. А. За страницами учебника географии. М.: Просвещение, 1996.

6 класс

(школьный этап).

Задание № 1.

Представьте, что перед вами лежат три плана местности, которые были составлены вашими друзьями - школьниками из других городов. Какие из перечисленных условных знаков могут встретиться на каждом из планов?

Условные знаки: а) болото; б) солончак; в) вырубка; г) лиственный лес; д) пашня; е) пески барханные; ж) фруктовый сад); з) хвойный лес.

Города: Архангельск, Воронеж, Ашхабад.

Задание № 2.

Расположите перечисленные ниже объекты в порядке удаления от аудитории, в которой вы находитесь в настоящее время:

а) точка с нулевыми географическими координатами;б) высочайшая гора мира;в) столица России;г) самая южная точка Африки.

Задание №3.

Этот венецианский купец первым из европейцев в XIII веке смог проникнуть в глубинные районы Азии. Путешествуя многие годы, он собрал сведения о природе Памира, муссонах Индии, неизвестных растениях Китая. Назовите имя путешественника.

Задание №4.

Расположите карты в порядке уменьшения степени подробности изображаемой территории:

а) 1: 5 000 000 б) 1: 10 000 000 в) 1: 100 000 г) 1: 200 000

Задание №5.

Писатель Н.Н. Михайлов (он был географом) в своей книге «Иду по меридиану» пишет, что день длился 180 суток.

«Солнце ходило по кругу почти на одной высоте, и невозможно было ни угадать, который час, ни сообразить, в какой стороне юг».

О каком месте пишет автор?

Задание №6.

Моряки нашли в море бутылку, в которой находилась бумага с просьбой о помощи. Но проникшая в бутылку вода уничтожила некоторые буквы и цифры, поэтому вместо точного указания места трагедии в записке сохранились только следующие обрывки:

«8º….ш. и ….º в…. на остр. Ш….нк….Помогите!»

Прочитайте записку моряков.

Задание №7.

«Посреди нашей страны, словно пояс узорный, протянулся хребет. Тысячу лет назад его называли Каменный пояс. Реки стекают с хребта и на запад - в Европу, и на восток - в Азию». О каких горах идёт речь?

Задание № 8.

Зная широту точек А, Б, В, Г, определите, как они расположены, какая из них:

1) ближе всего к экватору; 2) ближе всего к топику;

3) ближе всех к Южному полюсу; 4) самая северная точка.

А. (43º ю.ш.), Б. (19º ю.ш.), В. (7º с.ш.), Г. (34ºс.ш.).

Задание № 9.

Какие меридианы Западного полушария являются продолжением 20-го, 40-го, 70-го меридианов в Восточном полушарии?

Всероссийская олимпиада школьников по географии

7 класс

(школьный этап).

Задание №1

Составьте пары правильных ответов « прибор - единица измерения, которой характеризуется измеряемая прибором величина». Какой прибор остался без пары? Что он показывает?

Приборы: анемометр, барометр, гигрометр, осадкомер, термометр, эхолот.

Единицы измерения: миллиметр, метр, м/с, мм рт.столба, процент.

Задание №2

Выберите из перечисленных ветров те, которые называют сезонными.

Пассаты, муссоны, западные ветры, бризы.

Задание №3

Город Краснодар находится на параллели 45º с.ш. К чему он ближе расположен - к экватору или Северному полюсу? Почему?

Задание №4.
Рыбаки на плоту терпят бедствие, их координаты 40º ю. ш. и 120º з. д. В какое течение попал флот? Поможет ли оно людям добраться до берега?

Задание №5.

Определите климатические пояса по описанию.

А. 1) температура июля +30…+35 º С,

2)температура января +15…+20 º С,

3) осадков менее 300 мм/год,

4) преобладает высокое давление.

Б. 1) температура января около 0 º С,

2) температура июля -15…-20 º С,

3) осадков 400-500 мм/год (больше в декабре - феврале).

В. 1) температура января около +10 º С,

2) температура июля +25…+30 º С,

3) осадков 800-900 мм/год (больше в июле - августе)

Задание №6.

Если плыть вдоль берегов этого материка, то можно пересечь три океана. Что это за материк? Назовите дату и имена его первооткрывателей.

Задание №7.
Эти две страны расположены на одном материке. Часть границы между ними проходит по реке. Их берега омывает один залив, название которого одноимённо с названием одной из стран. Назовите все эти географические объекты.

Задание №8

Почему реки Амазонка и Конго являются самыми полноводными в мире?

Задание №9.

Назовите неизвестное в этих физико-географических пропорциях:

1) Эверест / Евразия = ? / Южная Америка;

2) Африка / Нил = ? / Миссисипи;

3) Северная Америка / Ниагарский водопад = ? / водопад Виктория;

4) Африка / Сахара = ? / Атакама

Задание № 10.

«Могучая грудь океана словно дышит, поднимаясь и опускаясь примерно через каждые шесть часов. Может стоять безветрие, а в положенную пору волны всё равно будут наступать на сушу, затопляя отмели и прибрежные камни, разбиваясь пеной у высоких скал. Пройдёт ещё шесть часов, и океан начнёт отступать от берега, оставляя на морском песке или гальке рачков, мелких рыбок, червей, водоросли». Что это за природное явление? Объясните его происхождение.

Всероссийская олимпиада школьников по географии

8 класс.

(школьный этап).

Время выполнения работы - 1час.30 мин. (2 урока).

1 раунд. Тест. З а каждый правильный ответ 1 балл. Всего 25 баллов

1.Какой материк пересекается экватором в северной части?

А) Северная Америка; Б) Южная Америка; В) Австралия; Г) Евразия.

2. Относительно устойчивые и выровненные участки земной коры, лежащие в основании современных материков - это:

А) материковые отмели; Б) платформы; В) сейсмические пояса; Г) острова.

3. Зеленые растения поглощают углекислый газ, а выделяют кислород. Это пример взаимодействия:

А) гидросферы и литосферы; Б) атмосферы и литосферы;

В) биосферы и гидросферы; Г) биосферы и атмосферы.

4. Природные зоны изменяются от экватора к полюсам, так как изменяется:

А) рельеф; Б) климат; В) почва; Г) характер деятельности человека.

5. Какое растение или животное НЕ ХАРАКТЕРНО для зоны саванн?

А) бегемот; Б) горилла; В) акация; Г) баобаб.

6. Почему Аляску раньше называли «Русская Америка»?

А) ее природа похожа на природу России;

Б) она была открыта и исследована русскими мореплавателями;

В) ее коренные жители разговаривали на русском языке;

Г) Аляска - в переводе означает «русский».

7.Какие координаты имеет восточная точка России - остров Ратманова?

А. 75°30´ с.ш. 169° 00´ в.д. Б. 55°30´ с.ш. 189° 00´ в. д

В. 65°30´ с.ш 169° 00´ з.д. Г. 175°30´ с.ш. 169° 00´ з.д.

8.Каково ГЛАВНОЕ значение озонового слоя для планеты Земля?

А) защищает Землю от падения метеоритов;

Б) защищает от перегревания и переохлаждения;

В) нужен организмам для дыхания;

Г) задерживает вредное ультрафиолетовое излучение.

9. Потомков от браков негров и белых называют:

А) метисами; Б) самбо; В) мулатами; Г) индейцами.

10. В каком из названных морей Атлантического океана добывают нефть?

А) в Саргассовом; Б) в Северном; В) в Балтийском; Г) в море Уэдделла.

11.Сколько приблизительно % пресной воды Земли «заморожено» во льдах Антарктиды?

А) 40%; Б) 50% ; В) 80% ; Г) 90%.

12. Какова протяженность материка Евразия с запада на восток в градусах, если долгота самой западной точки материка 9° з.д., а самой восточной - 170 ° з.д.?

А) 161°; Б)179 °; В)199 °; Г)189 °.

13.Чем отличается национальный парк от заповедника?

А) у него большая территория; Б) в нем охраняют только животных;

В) его могут посещать туристы; Г) все перечисленное.

14. Для какой природной зоны характерно следующее сочетание природных компонентов: черноземные почвы, злаковая растительность, суслики, лисицы, мыши, зайцы, дрофы:

А. Тундра; Б. Тайга; В. Степи; Г. Пустыни.

15. С каким государством Россия имеет наименьшую сухопутную границу?

А. с КНДР; Б. с Польшей; В. с Норвегией; Г. с Латвией.

16. Слова: « Могущество Российское прирастать будет Сибирью» принадлежит:

А. Петру І; Б. М.В. Ломоносову; В. Н.М. Пржевальскому; Г. В. Татищеву.

17. Гейзеры Дальнего Востока расположены:

А. на о. Врангеля; Б. на Чукотке; В. На Камчатке; Г. на Таймыре.

18 . Выберите неправильный ответ: Благоприятными для жизни условиями являются:

А. Обилие осадков; Б. Невысокая относительная влажность;

В. Теплое солнечное лето; Г. Умеренно холодная зима.

19. Площадь какого из материков наиболее близка к площади, занимаемой Россией?

А. Австралия; Б. Антарктида; В. Северная Америка; Г. Южная Америка.

20. На Долю Байкала приходится 20% запасов пресной воды…..:

А. России; Б. Сибири; В. Евразии; Г. Мира.

21. Укажите пару стран, НЕ имеющую с Россией общую границу:

А. Казахстан - Узбекистан; Б. Киргизия - Молдавия;

В. Армения - Белоруссия Г. Грузия - Болгария.

22. В этой горной республике берут начало два рукава самой полноводной реки России.

А.Тува; Б. Бурятия; В.Коми; Г. Алтай.

23. Какие из перечисленных гор в России являются наиболее высокими?

А. Хибины; Б.Урал; В. Алтай; Г. Сихотэ- Алинь?

24. Какой субъект России является полуанклавом:

А. Чукотский АО. Б. Ненецкий АО. В. Калининградская область. Г. Адыгея.

25. По какому проливу проходит граница между Россией и Японией:

А. Берингов. Б. Шокальского. В.Корейский. Г. Кунаширский.

Дайте краткий ответ .

. 1 . Известно, что каждый новый день, новый год первыми на земле встречают жители мыса Дежнева и о. Ратманова. С какой скоростью приближается новый год к Москве? Может ли самолет, летящий со скоростью 900 км/ч, перегнать приближение нового года? Ответ обоснуйте.

2. Что общего у карьеров и терриконов? Где они встречаются?

3. В Карелии часто встречаются « гнилые» камни. Ударьте такой валун палкой, и он рассыплется, превратится в красноватую труху. Почему «сгнила» эта крепчайшая горная порода - гранит?

4 . Когда начинается лето « метеорологическое», «астрономическое», «природное»? Ответ обоснуйте .

Итого: Максимум - 37 баллов.

Бланк ответов. 1 раунд. Тест.

Ф.И. _____________________ ________ класс.

вопроса

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

Вариант ответа.

вопроса

14

15

16

17

18

19

20

21

22

23

24

25

Вариант Ответа

Ключи.

География 8 класс.

1 раунд. Тест. Максимум - 25 баллов.

вопроса

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

Вариант ответа.

вопроса

14

15

16

17

18

19

20

21

22

23

24

25

Вариант Ответа

2 раунд. Аналитический. Максимум - 12 баллов.

Дайте краткий ответ . За каждый правильный ответ 3 балла.

1. Скорость вращения отдельных точек земного шара различна. Чтобы определить скорость приближения нового года на параллели Москвы, нужно длину параллели (22 000 км) разделить на 24 (22000:24). Получится 917 км/час. Эта скорость несколько больше скорости полета «нашего» самолета и «догнать» новый год этот самолет не в состоянии.

2. Антропогенные формы рельефа. Строительные площадки и места добычи полезных ископаемых открытым способом; возле шахт терриконы образуются из отработанной породы.

3. Камень «сгнил» под влиянием лишайников, которые на нем поселились. Эти растения выделяют вещества, разъедающие такие прочные породы, как гранит. А дальше идет процесс формирования почвы, когда на разрушенных каменных породах поселяются вначале мхи. Потом кустарники, затем деревья.

4. «Метеорологическое» лето начинается с 1 июня (календарное);

«Астрономическое» лето- 22 июня (со дня летнего солнцестояния);

«Природное» имеет разные сроки - ботаники считают от начала цветения лиловой сирени; рассеивания плодов вяза; цветение лугового клевера.

Всероссийская олимпиада школьников по географии

9 класс.

(школьный этап).

Время выполнения работы - 1 час. 30 мин. (2 урока).

1 раунд. Тест. З а каждый правильный ответ 1 балл. Всего 25 баллов.

1. На какой параллели наблюдаются полярный день и полярная ночь?

А). 30° ю. ш.; Б). 50° ю. ш. ; В). 23° с.ш.; Г).70°с.ш.

2.К какому типу природных ресурсов относятся лесные ресурсы?

А). Неисчерпаемым; Б). Неисчерпаемым невозобновимым;

В). Исчерпаемым возобновимым; Г. Исчерпаемым невозобновимым.

3.Укажите город, который расположен на реке Волге:

А). Пенза; Б). Тольятти; В). Йошкар-Ола; Г). Воронеж.

4.Страна, с которой Россия не имеет сухопутной границы:

А). Польша; Б). Китай; В). Молдавия; Г). Латвия.

5. Какой город является административным центром Ямало-Ненецкого автономного округа?

А). Анадырь; Б). Барнаул; В). Майкоп; Г). Салехард.

6. Самая маленькая по площади республика, входящая в состав России:

А). Тыва; Б). Алтай; В). Адыгея; Г). Хакасия.

7. Назовите государство, на границе с которым находится самая западная точка России:

А). Украина; Б). Финляндия; В). Польша; Г). Литва.

8. Столица какого субъекта РФ является географическим центром Азии?

А) Республики Алтай; Б) Бурятии; В) Тывы; Забайкальского края.

9. Укажите город - миллионер:

А). Омск; Б). Вологда; Б). Воронеж; Г). Киров.

10 . В России не замерзающий порт:

А). Петропавловск - Камчатский; Б). Архангельск

В). Находка Г). Мурманск

11. Выберите республику в составе России, в которой проживает народ иранской группы индоевропейской языковой семьи:

А) Бурятия; Б) Тыва; В) Кабардино-Балкария; Г) Северная Осетия;

Д) Татарстан; Е) Мордовия.

12. Какой из перечисленных народов является наиболее крупным по численности населения в России?

А). Карелы; Б). Татары; В). Ханты; Г). Якуты.

13. Территория России занимает:

А). север Европы и восток Азии Б). восток Европы и север Азии

В). запад Европы и юг Азии Г). юг Европы и запад Азии.

14. Укажите страну, на границе с которой находится самая южная точка России:

А). Грузия; Б). Китай; Б). Азербайджан; Г). Казахстан;

15. Укажите столицу республики в составе России:

А). Астана; Б). Норильск; В). Псков; Г). Петрозаводск.

16. Назовите страну, с которой Россия имеет самую протяженную границу:

А). Китай; Б). Монголия; В). Казахстан Г). Украина.

17. Трубопровод «Голубой поток» проложен ….

А). Через Берингов пролив в США; Б). Через Балтийское море в Германию;

В). Через Черное море в Турцию; Г). Через Балтийское море в Швецию.

18. Какой из полуостровов России предположительно хранит большие запасы газа?

А). Ямал; Б). Таймыр; В). Чукотский; Г. Кольский?

19. Где перечислены только народы Кавказа:

А). ингуши, чеченцы, удмурты; Б). балкарцы, чуваши, калмыки.

В). аварцы, марийцы, коряки. Г). адыгейцы, осетины, ингуши.

20. К бассейну какого океана относится река Волга:

А). Тихому; Б). Северному Ледовитому; В) Атлантическому; Г). Внутреннему стоку.

21. Самая мощная ГЭС России построена на реке.

A. Ангара Б. Волга B. Енисей Г. Бурея.

22. По территории Нижегородской области протекает река:

А). Десна; Б). Угра; В). Хопер; Г). Урга.

23. В каком городе Нижегородской области находится крупный нефтеперерабатывающий завод?

А). Чкаловск: Б). Павлово; В). Кстово; Г). Выкса.

24. В каком городе находится один из Российских лидеров в речном судостроении - завод « Красное Сормово»?

А). Чебоксары; Б). Выкса; В). Нижний Новгород; Г). Бор.

25. Отраслью специализации машиностроения в Нижегородской области является:

А). Тяжелое машиностроение; Б). Электроэнергетическое машиностроение;

В). Автомобилестроение; Г). Сельскохозяйственное машиностроение.

2 раунд. Аналитический.

Дайте краткий ответ. За каждый правильный ответ 3 балла. Максимум - 12 баллов.

1 . Определите регион по его краткому описанию:

Эта область расположена в лесной зоне. Имеет пограничное положение с одной из стран СНГ. По ее территории проходят важнейшие транспортные магистрали, связывающие Россию со странами Западной Европы. Исторически по ее территории проходил путь «из Варяг в Греки». Административный центр называют «Ключ-город». Энергией хозяйство области обеспечивает крупная современная АЭС.

2 . Расположите моря по мере уменьшения их солености:

А). Красное; Б). Балтийское; В). Белое; Г) Берингово море.

Запишите получившуюся последовательность букв.

3 . Чем объяснить большую степень загрязненности Каспийского моря по сравнению с загрязненностью вод Карского моря. Укажите не менее двух причин.

4. Города - как люди, имеют свои имена. Как теперь называются города РОССИИ:

А). Гжатск; Б). Хлынов; В) Царицын; Г). Симбирск; Д). Кремлев.

Итого: 37 баллов.

___________________________________________________________________

Бланк ответов. 1 раунд. Тест. Ф.И. _______________________________ класс.

вопроса

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

Вариант ответа.

вопроса

14

15

16

17

18

19

20

21

22

23

24

25

Вариант Ответа

Ключ. География 9 класс.

Школьный этап всероссийской олимпиады школьников

1 раунд. Тест.

вопроса

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

Вариант ответа.

вопроса

14

15

16

17

18

19

20

21

22

23

24

25

Вариант Ответа

2 раунд. Аналитический.

1 . Смоленская область

2 А, Г, В, Б.

Красное море- 38-42‰ Балтийское- 11-6 ‰ Белое- 32-24‰ Берингово 33-30‰

3 1 . Большая степень хозяйственного освоения Каспия; 2. Каспий- озеро, нет связи с океаном; Карское море имеет связь с Северным Ледовитым океаном

4. А. Гагарин; Б), Киров; В).Волгоград; Г), Ульяновск; Д). Саров.

Школьный этап всероссийской олимпиады школьников

Олимпиада 10 класс

Часть 1

Задания тестового раунда

А1. Выберите из списка остров, входящий в состав России

Аскольд

Даманский

Змеиный

Тарабаров

А 2. На какую из дат термический экватор ближе всего к географическому экватору

А3.Какая форма рельефа имеет антропогенное происхождение?

Булгунях

Понор

Террикон

Цирк

А 4. Выберите верное окончание утверждения. Для возрастно-половой структуры населения России характерно превышение числа мужчин над числом женщин…

в средней и стершей возрастных группах

в старшей и младшей возрастных группах

только в младшей возрастной группе

только в средней возрастной группе

А 5 На каком острове расположены столицы двух государств?

Гаити

Калимантан

Маврикий

Самоа

А 6. Выберите три столицы субъектов Российской Федерации, коренные жители которых исповедуют одну религию

Горно-Алтайск, Нарьян-Мар, Улан-Удэ

Горно-Алтайск, Кызыл, Элиста

Горно-Алтайск, Нарьян-Мар, Кызыл

Кызал, Улан-Удэ, Элиста

А 7. Какой из типов растительности (ландшафтов) является здесь «белой вороной»?

Прерия

Пуна

Пушта

Пампа

А 8. В каком направлении дует юго-восточный ветер?

В северо-западном

В северо-восточном

В юго-восточном

В юго-западном

А 9. В бассейне какой реки не распространено орошаемое земледелие?

Дон С. Обь

Кубань D . Северная Двина

А10. В какой из четырех стран плотность населения самая высокая?

Индия

Китай

Нигерия

Республика Корея

А11. Какой центр традиционных народных промыслов специализируется на декоративной росписи деревянной посуды?

Гжель

Дымково

Палех

Хохлома

А12. Для какой реки не характерны значительные сезонные колебания стока?

Ангара

Сухона

Терек

Уссури

А13. В каком месте тип климата такой же как и в точке 37 0 с.ш. и 122 0 з.д?

36 0 с.ш. и 140 0 вв.д.

33 0 ю.ш. и 19 0 в.д.

46 0 ю.ш. и 68 0 з.д.

41 0 ю.ш. и 175 0 в.д.

А14.Страна, являющаяся одновременно гигантом по площади и по численности населения, - это:

Канада 2. Судан 3. Австралия 4. США

А15. На какой из рек расположен самый крупный по числу жителей город?

Дон

Иртыш

Кама

Обь

В-1. Найдите соответствие

В-2.

На нулевом меридиане полдень, а на корабле 17 часов. В каком океане плывет корабль?

В-3.

Среди перечисленных стран найдите те, которые одновременно входят в десятку самых крупных стран по площади территории и по численности населения:

Россия, Канада, Пакистан, Нигерия, Казахстан, Япония, США, Индонезия, Китай, Австралия, Бразилия, Индия, Судан. Бангладеш, Эфиопия, Монголия.

В-4.

Назовите страну, определив её по перечню столиц соседних государств, имеющих с ней общую границу: Берлин, Прага, Братислава, Будапешт, Любляна, Рим, Берн, Вадуц.

Назовите форму правления и форму государственного устройства этой страны.

С-1. Эта африканская страна была в прошлом французской колонией, а сейчас она - член ОПЕК, один из крупнейших экспортеров нефти и газа. Эта одна из немногих стран, название которой совпадает с названием её столицы. Назовите эту страну и крупнейшие народы её населяющие. Какая её часть наиболее заселена и с чем это связано?

С-2 .Определите о каком субъекте РФ идет речь.

Этот субъект федерации располагается в Южной части предпоследнего (из одиннадцати) по численности населения экономического района России. Большую часть территории данного субъекта федерации занимает зона смешенных и широколиственных лесов. Низменности здесь чередуются с горными районами. В структуре населения довольно высока доля украинцев (по переписи 1989г - 8%) . Почти половина от всего объема промышленной продукции приходиться на одну из отраслей пищевой промышленности (по доле продукции этой отрасли экономический район занимает первое место в стране). Также развиты машиностроение, лесная и деревообрабатывающая промышленность, добыча и переработка руд цветных металлов. Сельское хозяйство представлено многоотраслевым растениеводством, включая и рисоводство, развито мясомолочное скотоводство, звероводство, и оленеводство (пятнистые олени) А 3

А 4

А 5

А 6

А 7

А 8

А 9

А 10

А 11

А 12

А 13

А 14

А 15

За каждый правильныай ответ 1 балл.

Ответы за аналитический раунд.

В 1 1-С, 2-А, 3- Е, 4- А, 5- В, 6- D за каждый правильный ответ 1 балл, максимально 6 баллов

В 2 Индийский океан 1балл

В 3 Россия, США, Китай, Индия за каждый правильный ответ 1 балл, максимально 4 балла

В 4 Австрия 1 балл

С 1 Алжир 1балл

С 2 Приморский край 1 балл

Максимально за аналитический раунд 14 баллов


Школьный этап всероссийской олимпиады школьников

11 класс

Тестовый раунд.

Укажите верные пары «страна- гигант по численности населения и ее столица».

Китай - Дели 2) Индонезия - Джакарта 3) Бразилия - Рио-де-Жанейро 4) Пакистан - Исламабад

К каким странам относится Бразилия?

К ключевым странам 2) к нефтедобывающим 3) к новым индустриальным 4) к отсталым

Федеративным государством не является:

Мексика 2) Германия 3) Франция 4) США 5) Индия

Страна (-ы) с республиканской формой правления - это:

1)Аргентина 2) Бельгия 3) Дания 4) Непал

5. Государства, которые входят в Содружество, возглавляемое Великобританией, и являются экономически развитыми странами с федеративным устройством, - это: 1) Канада 2) Багамские Острова 3) Антигуа и Барбуда 4) Австралия 5) Новая Зеландия

6. Материк, на котором нет монархий, - это: 1) Африка 2) Южная Америка 3) Австралия 4) Северная Америка

7. Установите соответствие между государством и его характеристикой.

Государство

Характеристика

Польша

Канада

Россия

Франция

Беларусь

А) государство в составе Содружества

Б) государство в составе СНГ

В) государство - член НАТО

Г) самое большое государство в мире

Д) одно из самых развитых государств Европы

8. Укажите верные пары «государство и часть Мирового океана, к которой оно имеет выход».

1) Испания - Средиземное море 2) Турция - Красное море 3) Индия - Бенгальский залив 4)Венесуэла - Карибское море 5) Эфиопия - Аравийское море

9. Определите страну по описанию.

Это полуостровное государство по форме правления является конституционной монархией, относится к НИС. 1) Норвегия 2) Мексика 3) Таиланд 4) Саудовская Аравия

10. Выберите группу, в которой верно указаны крупнейшие универсальные порты мира:

А) Гамбург, Антверпен, Шанхай Б) Хьюстон, Нагоя, Нью-Йорк,

В) Тиба, Сингапур, Иокогама, Г) Роттердам, Новый Орлеан, Сингапур

11 . Наиболее мощным гидроэнергетическим потенциалом обладают:

А) Китай, Россия, Алжир,

Б) Конго, Бразилия, Канада,

В) США, Япония, Австралия,

Г) Украина, Мексика, Иран

12. Главный район трудовой иммиграции - это:

А) Юго-Западная Азия, Б) Западная Европа, В) Восточная Африка, Г) СНГ

13.В современных условиях усилилась ориентация черной металлургии: 1) на транспортные потоки угля и руды 2) на богатые месторождения угля 3) на богатые месторождения руды

14. Укажите тройку стран - лидеров по выплавке стали. 1) США 2) Россия 3) Люксембург 4) Бельгия 5) Италия 6) Япония 7) Китай

15. Страны, являющиеся экспортерами железной руды, - это: 1) Бразилия 2) Австралия 3) Россия 4) Германия 5) Япония 6) Великобритания 7) Индия 8) Канада 9) Франция

16. Страна (-ы), наиболее богатая (-ые) марганцевыми рудами, - это: 1) Малайзия 2) Боливия 3) Австралия 4) Ямайка 5) Чили

17. В каких странах Африки в последние годы стали эксплуатироваться крупные месторождения железной руды? 1) в Ливии и Алжире 2) в Либерии и Мавритании 3) в Габоне и Чаде

18. Район черной металлургии в Европе - это: 1) Южный Уэльс 2) Шотландия 3) Нормандия 4) Каталония 5) Сицилия

19. Страны, в которых развита черная металлургия, входят в организацию (-ии): 1) АСЕАН 2) ОПЕК 3) Бенилюкс 4) ЕОУС

20 . Для какой из перечисленных стран характерно субтропическое земледелие, выращивание цитрусовых, винограда, оливковых деревьев? С какими странами Европы эта страна имеет близкую сельскохозяйственную специализацию?

А) Италия; Б) Франция; В) Великобритания; Г) Германия.

Аналитический раунд

Этнический состав населения этой страны 80,7 % - валлоны и фламандцы, 2,4%- немцы, 2,4% - индонезийцы, 2,2% - турки, 2,0% - суринамцы, 2% - марокканцы, 1,5% - индийцы, 0,8% - антилианцы и арубанцы и 6,0% - другие этнические группы. Состав населения этой страны по вероисповеданию: 31,27% - католики, 33% - протестанты, 6% - мусульмане, 0,6% - индуисты, 0,5% - буддисты, 2,2% исповедуют другие религии. Что это за страна?

Это море омывает берега семи стран, пять из которых православные, одна - мусульманская, а еще одна - смешанная. Титульные языки трех стран относятся к славянской группе, одной страны - к тюркской, одной страны - к романской группе, одной страны к абхазо- адыгейской и еще одной страны - к картвельской. В бассейне этого моря три страны имеют статус непризнанных государств. Два государства в 2000-х гг. вышли из состава СНГ. Назовите море, непризнанные государства, их столицы и страны, которые вышли из состава СНГ и берега которых омывает это море.