Падеж имен прилагательных 4. Падежи прилагательных. Правописание безударных окончаний в именах прилагательных

Урок русского языка в 4-м классе по теме "Склонение имен прилагательных"

Цели и задачи.

Образовательные цели:

Познакомить с приёмом распознавания падежей имен прилагательных.

Повысить уровень знаний детей по теме “Имя прилагательное”

Создать условия для удовлетворения потребности субъекта в реализации своей познавательной деятельности в соответствии с индивидуальными стилевыми особенностями.

Развивающие цели:

Развивать интерес к дальнейшему учебному процессу, умение анализировать собственную деятельность.

Развивать интеллектуальные качества ребенка: речь, внимание, мышление, наблюдательность, воображения, умение контролировать свой результат.

Воспитательные цели:

Воспитание стремления детей к успеху в учебе, умения адекватно оценивать свой труд.

Воспитание чувства дружбы и товарищества.

Избавление детей от чувства неуверенности в себе. Воспитание интереса к уроку русского языка.

1. Организационный этап

Цель: психологически настроить детей на интересную плодотворную работу на уроке.

Доброе утро, ребята! Я рада видеть вас.Урок русского языка.

Посмотрите, друг другу в глаза, улыбнитесь, пожелайте товарищу хорошего настроения на весь учебный день. Теперь посмотрите на меня. Я тоже желаю вам сегодня, чтобы день принес вам радость общения друг с другом.

Каким вы хотите видеть урок? (познавательным, интересным.)

Но для этого нужно помнить, что мы одна дружная семья.

1. Мобилизирующий этап.

Цели: развивать интеллектуальные качества детей, интерес к русскому языку

Задачи: обеспечение высокого уровня вовлеченности школьника в учебную деятельность посредством выполнения упражнений на наглядно действенное мышление, на развитие внимания, наблюдательности.

1.Самоопределение к деятельности.

- Как вы думаете, какая часть речи о себе рассказала следующее?

У существительных подчас

Не жизнь, а просто скука!

Ни цвета нет у них без нас,

Ни запаха, ни звука!

Но если нас к ним приложить,

Им веселее станет жить!

(часть речи имя прилагательное)

А какие прилагательные в загадке вам помогут ее отгадать?

Лес и поле белые,

Белые луга.

У осин заснеженных

Ветки как рога. (Зима)

Какие признаки помогли узнать время года?

2. Метод ассоциаций (наша отгадка), какие прилагательные вам приходят на ум, когда вы слышите слово зима, какая она? (картинка на экране)

ска З очная

длИ нная

М орозная

снежнА я

Какие особенности вы увидели у прилагательных? (они ж. р. с окончаниями ая)

Вот из этих окончаний (ая) составьте цепочку для чистописания, чередуя буквы.

2. Работа со словарными словами.

М…роз, п…года, …кно.

Какое слово лишнее и почему?

Какое задание можно придумать с этими словами?

Подберите к этим существительным прилагательные, составьте словосочетания и запишите, выделите окончания.

Почему у прилагательных разные окончания?

Какой вывод можно сделать? (прилагательные согласуются с именами существительными в роде и числе).

3. Этап формулировки темы и целей урока.

Цели: Учить школьников логически рассуждать и обоснованно выражать свои мысли. Учить самостоятельно, формулировать тему и цели урока. Быть деловым партнером учителя.

Задачи: Создание возможности самостоятельного поиска способов решения задач, посредством выполнения специально подобранных вопросов и упражнений.

Правильно. Теперь, используя опорную запись, сформулируйте цели урока.

Какую цель можно поставить, глядя на схему?

Повторить……

Научиться ……

Составить …..

Итак, повторяем все, что знаем об именах прилагательных, и узнаем тему урока.

Дети: Наша цель: Повторить знания об имени прилагательном. Научиться определять падеж у имен прилагательных, используя памятку. Составить памятку (алгоритм) определения падежа у имен прилагательных.

Учитель: Давайте последовательно идти к достижению наших целей.

4. Актуализация знаний учащихся.

Цель: Учить последовательно идти к намеченной цели. Закрепить знания об имени прилагательном.

Задачи: Развивать речь, внимание, мышление. Воспитывать чувство дружбы. -

Продолжим работу в парах. Посмотрите на тесты, которые лежат у вас на партах. (Каждая пара получает один тест)

Тест: Найди ключевое слово, по буквам правильно угаданных ответов и запиши его.

1) Что обозначает имя прилагательное?

а) предмет с) признак предмета в) действие предмета

2) на какой вопрос отвечает имя прилагательное?

т) кто? что? л) что делает? что сделает? к) какой, какая, какие?

3) Как определить род прилагательного?

м) по вопросу л) по существительному с ним связанному.

4) какие окончания имеют прилагательные среднего рода?

а) ая яя о) ое ее и) ый ий ой

5) каким членом предложения чаще всего является прилагательное в предложении?

т) главным н) второстепенным

6) какое прилагательное является синонимом к слову “ старательный”?

а) вежливый е) аккуратный о) хлопотливый

7) С чем связано прилагательное в предложении?

н) с существительным т) с глаголом с) с наречием.

8) Укажите слово, от которого образовалось прилагательное “водный”.

а) проводка и) вода е) уводить

9) Прилагательное это:

о) часть слова и) член предложения е) часть речи.

Какова цель этого задания?

Ответив на вопросы теста, назвать ключевое слово

Как будете выполнять задание?(Отвечая на вопрос теста, обводить букву, соответствующую правильному ответу).

Желаю удачи!(дети работают в парах)

Какое ключевое слово вы получили?

Дети: склонение.

Что такое склонение? (изменение окончаний по падежам называется склонением)

Какой цели вы достигли, выполнив это задание? (не только отгадали ключевое слово, но и повторили все об имени прилагательном)

Я рада за вас!

5. Репродуктивно-поисковый этап.

Цели: учить самостоятельно, находить способ решения поставленной задачи.

Познакомить со способом определения падежа имен прилагательных.

Задачи: Создание положительно-эмоционального климата и снижение у детей напряжения посредством проведения физкультурной паузы.

Учитель: У вас на партах лежат карточка №1 с несколькими заданиями. Посмотрите на них внимательно и отметьте галочкой то задание, которое вы затрудняетесь выполнить.

Объясните почему:

К- №1.

Допиши прилагательное, определи его род.

Мак………, пальто ………., мороз …….., трава ………, снежинка ……,

Дерево ……, молоко …, потолок ……, сыр ……., щенок ……, собака ….

2. Найди словосочетания, которые состоят из существительного и прилагательного ,

Определи склонение существительного.

Был белый дом,
Чудесный дом, но что-то застучало в нем.
И он разбился, и оттуда
Живое выбежало чудо -
Такое теплое, такое пушистое и золотое.

3. Найди имена прилагательные и определи, в каком падеже они стоят.

Всю ночь разъяренный ветер свистел и ухал в горах. Ранним утром зима спустилась с гор. Показалось красное солнце.

Я шел по узкой тропинке. Вдоль берега реки бежала лисица. Она скользила по жесткому снегу, проваливалась в мягком снегу. У лисы был удивительный хвост. Он пылал серебром.

Я направился по лисьему следу.

Мы не сможем выполнить третье задание т.к. еще не умеем определять падеж имени прилагательного.

Приступаем к реализации второй цели нашего урока.

Предлагаю просклонять прилагательные вместе с существительными

1ряд просклоняет прилагательное мужского рода - зимний лес

2 ряд просклоняет прилагательное женского рода - зимняя погода

3ряд просклоняет прилагательное среднего рода - зимнее утро.

(проверка на слайде)

ср.р.

И.п. зимний лес

зимняя погода

Зимнее утро

Р.п. зимнего леса

зимней погоды

Зимнего утра

Д.п. зимнему лесу

Зимней погоде

Зимнему утру

В.п. зимний лес

Зимнюю погоду

Зимнее утро

Т.п. зимним лесом

Зимней погодой

Зимним утром

П.п. о зимнем лесе

о зимней погоде

о зимнем утре

Проанализируем результаты и попробуем найти способ определения падежа у имени прилагательного. Можно ли определить падеж по окончанию?

Нет, т.к. окончания встречаются одинаковые. (слайд подчеркн)

А как можно определить падеж у прилагательного?(Прилагательное неразрывно связано с именем существительным, поэтому можно определить падеж по имени существительному)

Учитель: Докажите на примере данного стихотворения.

Считалка

Жил да был на белом свете П. п.

Медвежонок белый Петя. И.п.

Он не ел, не пил, не спал:

Мишу бурого искал, В.п.

Но везде один ответ:

Миши бурого здесь нет, Р.п.

Петя шёл, шёл, шёл,

К лесу тёмному пришёл, Д.п.

Повидался с бурым братом Т.п.

И пошёл к себе обратно.

Жил где? Существительное «на свете» стоит в Предложном падеже. На свете каком? белом. Прилагательное неразрывно связано с существительным, значит, принимает форму того же падежа, что и существительное. Прилагательное “белом” тоже стоит в Предложном падеже.

Итак, давайте составим памятку определения падежа у имен прилагательных.

Какие шаги мы должны сделать?

1 шаг - найти существительное, связанное с именем прилагательным.

2 шаг - определить падеж у имени существительного.

3 шаг - по падежу существительного определить падеж прилагательного.

(каждый шаг памятки открывается на доске или слайде)

Молодцы, вы хорошо поработали!

Физминутка.

Щиплет уши, щиплет нос,

Лезет в валенки мороз.

Брызнешь в воду - упадёт.

Не вода уже, а лёд.

Даже птице не летится,

От мороза стынет птица.

Повернулось солнце к лету

Что скажи за месяц это?

- Немного отдохнули, поиграли. А теперь проверим в работе нашу памятку и выполним то задание, которое нам было трудно выполнить в начале урока. Спишите предложения, вставьте окончания, (выделите), определите падеж имен прилагательных.

Удивительн утро ! Пухов одеялом укутана сонн …. земля . Над серебрист лесом синеет зимн небо . (проверка)

6. Поисково-творческий этап

Цели: развивать у детей интерес к русскому языку. Учить подбирать слова, составлять связанные тексты.

Задачи: развивать творческое воображение, культуру речи, память, внимание.

Учитель: Рассмотрите следующую карточку № 2. Посмотрите на запись и сформулируйте к ней задание.

- : нужно к каждому существительному подобрать подходящее по смыслу прилагательное, поставив его в нужном падеже.

По окончании работы обменяйтесь тетрадями в парах и сделайте проверку.

(дети работают самостоятельно)

Прочитайте получившиеся словосочетания. Назовите падеж

Какой цели мы достигли, выполнив это задание?

Научились определять падеж имен прилагательных.

Придумай и запиши предложения, поставив данные словосочетания в

Синее небо - П.п.

Высокое дерево - В.п.

Весёлый друг - Т.п.

Молодцы! Вы хорошо поработали.

7. Аналитический этап

Вернемся к тем целям, которые мы ставили в начале урока.

Смогли ли мы их достичь, как вы считаете?

Что нам в этом помогло?

Что вам понравилось на уроке?

Что нового вы узнали?

Кому было трудно и почему?

А кто попробует оценить свою работу, используя в своей речи прилагательные.

Какой я? (умный, красивый, старательный, добрый, веселый и т.д.)

- Ребята, спасибо за урок.

Имя прилагательное обозначает признак предмета. Данная часть речи является зависимой и отвечает на вопросы какой? какая? какие? какое? Имя прилагательное имеет в предложении связь с именем существительным, а сама связка прилагательное и существительное за счет многообразия форм и сочетаний обеспечивает необыкновенное богатство и красоту русскому языку. В школе ученикам зачастую требуется определить падеж прилагательного. Чтобы правильно выяснить падеж и не путать прилагательные разных падежей, важно действовать по алгоритму и помнить некоторые нюансы.

Определяем падежи прилагательных. Несколько рекомендаций. Особенности прилагательных разных падежей
Прежде чем приступить к рассмотрению вопроса склонения имён прилагательных, важно отметить особенности изменения данной части речи. Склонение по падежам зависит напрямую от рода и числа имени прилагательного. Запомните принцип изменения слов данной части речи по числам и родам, тогда вы сумеете легко ориентироваться в окончаниях падежей.
  1. Прилагательные склоняются по родам только в единственном числе.
    • Мужской род: окончания –ой, -ый, -ий. Например: друг (какой?) большой, добрый, чуткий.
    • Женский род: окончания –ая, -яя. Кофта (какая?) красная, синяя.
    • Средний род: окончания –ое, -ее. Зеркало (какое?) круглое, синее.
    Род имени прилагательного можно определить по существительному, к которому оно относится в тексте.
  2. Имена прилагательные склоняются по числам.
    • В единственном числе они обозначают признак одного предмета, совокупности предметов. Например: хороший вариант, большой стол, дружный класс, весёлая молодёжь.
    • Имена прилагательные, стоящие во множественном числе, обозначают множество предметов. Они отвечают в именительном падеже на вопрос какие? и имеют окончания –ые, -ие.
Вы можете определять число имени прилагательного по существительному, к которому прилагательное относится.

Рассмотрим особенности склонения имён прилагательных по падежам. Определить падеж имени прилагательного вам помогут знания принципов склонения данной части речи.

Имена прилагательные женского рода в единственном числе склоняются следующим образом:

  • Именительный падеж. Окончания –ая, -яя. Удочка (какая?) длинная.
  • Родительный падеж. Окончания –ой, -ей. Удочки (какой?) длинной.
  • Дательный падеж. Окончания –ой, ей. Удочке (какой?) длинной.
  • Винительный падеж. Окончания –ую, -юю. Удочку (какую?) длинную.
  • Творительный падеж. Окончания –ой, -ей. Удочкой (какой?) длинной.
  • Предложный падеж. Окончания –ой, -ей. Об удочке (какой?) длинной.
Запомните порядок склонения данной группы прилагательных. Обратите внимание, что окончания прилагательных в родительном, дательном, творительном и предложном падежах совпадают. В подобных случаях вам потребуется определять падеж по существительному.

Имена прилагательные среднего и мужского рода в единственном числе склоняются по такой схеме:

Падеж Мужской род
Окончание
Пример Средний род
Окончание
Пример
именительный -ой, -ый, -ий
Стол (какой?) большой,
деревянный
-ое, -её
Небо (какое?)
голубое, синее
родительный -ого, -его
Стола (какого?) большого,
деревянного
-ого, -его
Неба (какого?)
голубого, синего
дательный -ому, -ему
Столу (какому?) большому,
деревянному
-ому, -ему
Небу (какому?)
голубому, синему
винительный
Одушевл.
сущ.-см.
род. падж
Неодушевл.-
см. им.
падеж
См. им.
падеж
Небо (какое?)
голубое, синее
творительный -ым, -им
Столом (каким?) большим,
деревянным
-ым, -им
Небом (каким?)
голубым, синим
предложный -ом, -ем
О столе (каком?) большом,
деревянном
-ом, ем
О небе (каком?)
голубом, синем

Вы можете определить падеж прилагательного по падежу существительного, к которому оно относится. Как вы заметили, легко спутать по окончаниям прилагательные именительного, винительного, родительного падежа данной группы слов. Определите падеж прилагательного по существительному.

Во множественном числе имена прилагательные склоняются следующим образом:

  • Именительный падеж: -ые, -ие. Дома (какие?) большие.
  • Родительный падеж: -ых, -их. Домов (каких?) больших.
  • Дательный падеж: -ым, -им. Домам (каким?) большим.
  • Винительный падеж: одушевлённые существительные склоняются по родительному падежу, а неодушевлённые – по именительному. Дома (какие?) большие.
  • Творительный падеж: -ыми, -ими. Домами (какими?) большими.
  • Предложный падеж: -ых, -их. О домах (каких?) больших.
Обратите внимание, что слова данной группы прилагательных имеют одинаковые окончания в родительном и предложном падежах. Также сложности могут возникнуть при определении именительного, родительного, винительного падежа. Тогда обращайте внимание на падеж существительного, роль существительного в предложении.

Как определить падеж прилагательного? Алгоритм
Как определить падеж прилагательного правильно? Чтобы всегда точно указывать падеж данной части речи, используйте алгоритм.

  1. Запомните особенности склонения имён прилагательных, их окончания, вопросы падежей.
  2. Выпишите на листочек прилагательное.
  3. Выделите в прилагательном окончание и сравните мысленно с таблицей.
  4. Если у вас возникли сомнения, падеж вашего прилагательного нельзя определить по окончанию, обратите внимание на существительное.
  5. Задайте к существительному вопрос, выделите окончание и определите его падеж. Такой же падеж имеет прилагательное.
  6. Иногда сложно отличить именительный и винительный падеж. В таком случае вы должны выяснить роль существительного, к которому относится прилагательное, в предложении.
    • существительное в именительном падеже – подлежащее, главный член предложения;
    • существительное в винительном падеже – второстепенный член предложения.
    У прилагательного будет такой же падеж.
Помните признаки разных падежей, особенности склонения данной части речи, пользуйтесь алгоритмом. Тогда вы будете всегда правильно определять падеж прилагательного.

Тема: Изменение имен прилагательных по падежам

Тип: урок введения нового знания

Цели: 1. Познакомить детей со словоизменением прилагательных по падежам.

Выявить особенности склонения этих частей речи.

2. Совершенствование знаний об имени прилагательном как части речи:

об изменении имен прилагательных по родам, числам, зависимости имен

прилагательных в предложении от имени существительного.

3. Развивать умение сравнивать и делать выводы; творческое мышление.

4. Воспитывать чувство коллективизма, товарищества, любви к природе,

животным.

Планируемые результаты (в соответствии с ФГОС)

Предметные результаты: уметь согласовать имя прилагательное с именем существительным;

применять алгоритм морфологического разбора прилагательного;

изменять прилагательные по родам, числам и падежам.

Умение: определять род, число, падеж, склонение имён прилагательных и находить имя прилагательное с заданными грамматическими признаками.

Регулятивные УУД: принимать и сохранять учебную задачу; планировать свои действия и следовать установленным правилам в соответствии с поставленной задачей; вносить необходимые коррективы в действия на основе его оценки и учета ошибок.

Познавательные УУД: использовать знаково-символические средства (схемы, алгоритмы) для решения учебных задач; анализировать изучаемые объекты с выделением существенных признаков.

Коммуникативные УУД: формулировать собственное мнение, задавать вопросы, договариваться и находить общее решение в совместной деятельности.

Личностные результаты: учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой задачи; способность к самооценке.

Оборудование : Учебники «Русский язык» 4 класс, часть 2 Р.Н. Бунеева, Е.В. Бунеев, О.В.Пронина; интерактивная доска,мультимедийный проектор;презентация к уроку.

Ход урока.

    Мотивация учебных действий

Легкий или трудный для вас урок русского языка?

Какими видами речевой деятельности мы занимаемся на уроках русского языка?

Слайд- 2

Виды речевой деятельности:

    Говорим

    Читаем

    Пишем

    Слушаем

Что вам на уроках делать легче?

Что труднее?

Что нужно знать, чтобы писать грамотно?

Сегодня на уроке мы продолжим работу по изучению тайн русского языка.

Слайд-3

«Мудрым никто не родился, а научился»

Как вы понимаете эту пословицу?

Какой раздел русского языка мы начали изучать?

Слайд-4

Имя прилагательное

2.Чистописание и актуализация знаний.

Запишите число и классная работа, сверьте, пожалуйста, свои записи с записью на доске, обозначьте орфограммы.

Наш урок начинаем с чистописания, для этого давайте вспомним, что такое окончание?

Слайд-5

Назовите какие окончания могут иметь существительные ж. р., м. р., ср. р.

Как найти окончание в слове?

Отличаются ли окончания в именах прилагательных от окончаний имен существительных?

слайд-6

Карточка.

«Родовые окончания имен прилагательных»

Слайд-7

Новая, древняя, готовая, весеннее, смешной, длинный, гибкий.

Посмотрите, что общего в этих словах?

(Все слова им. прилагательные в ед. числе)

Что такое имя прилагательное?

Составьте цепочку букв для минутки чистописания из окончаний имен прилагательных в следующем порядке:

(продолжение слайда)

м. р. ж. р. ср. р.

Запись на доске. Ойыйий аяяя оеее

Напишите эту цепочку до конца строки.

3.Словарная работа.

1. Задание :

По имени прилагательным «найдите» имя существительное с непроверяемой

безударной гласной в корне, запишите его и обозначьте орфограмму.

(Слова появляются построчно щелчком мыши)

    Прекрасная, солнечная, морозная …..

    Сладкие, яблочные, горячие, ароматные …..

    Белые, легкие, пушистые, кучевые …..

    Свежая, русская, интересная, ежедневная …..

    Водный, белый, комфортабельный …..

Проверьте, так получилось?

Слайд-9 Проверка.

Записаны слова: погода, пироги, облака, газета, корабль.

Какие орфограммы встретились?

2. Задание : В каждом записанном слове спряталось еще слово. Выделить овалом.

Какие это слова?

(В нижнем уголке презентации выбирать функцию «Фломастер», выделить овалом слово)

Подтвердить проверку с помощью щелчка мышкой.

3.Задание : Запишите эти слова в несколько столбиков, объединяя их по какому либо грамматическому признаку.

Слайд-10

По роду : погода пироги облака

газета корабль

Слайд-11

По числу : погода пироги

газета облака

Слайд -12 МОЛОДЦЫ!

Слайд-13

В чем согласуются имена прилагательные с именем существительным?

Кликом мышки проверить.

4.Постановка проблемы и выход из нее. (Один ученик к доске)

1.Задание : Записать под диктовку.

Зимнему дню, зимним утром, зимняя погода.

а) Определите род имен прилагательных. Обоснуйте свой ответ.

(В словосочетании зимнему дню, прилагательное зимнему м.р., т.к. существительное к которому оно относится м.р.) и т.д.

б) Определите число имен прилагательных.

(Рассуждение подобно выше изложенному)

Сделайте вывод. (высказывание детей)

Имя прилагательное всегда находится в том роде и числе, в котором

находится имя существительное, с которым оно связано.

Определите падеж этих прилагательных.

Возникает проблема

-Мы не можем это сделать.

Какой вопрос возникает?

(Предположение детей)

Слайд-14

Проблемный вопрос:

Склоняются ли имена прилагательные? (клик мышки)

2.Работа в группах

Задание: Просклонять имя прилагательное вместе с существительным, к которому

оно относится. Выделите окончание им. прил. Сделайте вывод.

1 группа: зимний день

И.п. какой? зимний что? день

2 группа: зимнее утро

И.п. какое? зимнее что? утро

3 группа: зимняя погода

И.п. какая? зимняя что? погода

Проверка. Выслушать мнение представителя каждой группы.

Какой сделаем вывод?

Слайд - 15

ВЫВОД:

    Имена прилагательные склоняются по падежам.

    Имя прилагательное находится в том же роде,

числе и падеже, что и имя существительное,

к которому оно относится.

c лайд-16

Карточка.

«Дружба с существительным»

Определите, какая сегодня тема урока?

Слайд-17

Тема урока:

Изменение имен прилагательных по падежам

Подтвердите свои наблюдения.

Вернуться к заданию по определению падежей. Задание 1.

5.Закрепление

( Один ученик к доске)

1. Задание : а) записать под диктовку

В зимнем лесу пернатым друзьям приходится туго.

В каком значении в этом предложении употребляется слово туго?

Как вы понимаете?

А вы помогаете пережить суровую зиму птицам? Как?

б) Определить род,число, падеж им. прил.

Объяснение: Прилагательное в зимнем находится в П.п., ед.ч., м.р., т.к. существитель

ное к которому относится лесу имеет такие же грамматические

признаки и т. д.

При каком виде разбора нам необходимо определить падеж им. прил.?

Вспомним алгоритм морфологического разбора им. прилагательного.

Слайд- 18

На слайде напечатан алгоритм морфологического разбора прилагательного, с нарушением порядка.

Часть речи

Род (ед. ч.)

Член предложения

Начальная форма

Задание: восстанови последовательность разбора

(В нижнем уголке презентации выбираем функцию «Фломастер», нумеруем порядок разбора)

Почему число опережает род? (В мн. ч. род определить нельзя)

в) морфологический разбор прилагательного искристый (снег) (ученик к доске)

6. Самостоятельная работа. (дифференцированная). Включение в систему знаний.

1. Работа по учебнику. Стр.36, упр. №212 (основной состав класса)

По слайду работают слабоуспевающие учащиеся.

Задание: В место подобрать подходящее по смыслу имя

прилагательное. Записать предложения. Определить

род, число, падеж имен прилагательных.

Пришел январь с морозами. О яблоне в наших садах,
О шумной пшенице, о вольных просторах,

О солнце сквозистых берёз,
О ласковых реках, о девичьих взорах,
О песнях, щемящих до слёз.

В каком роде, числе и падеже находятся имена прилагательные?

2 задание.(выполняется в парах)

2.Работа по слайду-20

Интерактивное задание: записать в тетради словосочетания, выделить окончание, определить падеж.

Проверка на слайде:

Выбрать ячейку с правильным ответом, кликнуть по ней мышкой. При правильном ответе появляется солнышко, при неверном результате прямоугольник.

7. Рефлексия урока.

Отметки за урок. Комментирование отметок.

По какой теме мы работали?

Что нового сегодня узнали? Чему научились? К каким выводам пришли?

(формулировки правил, понятий и т.д.).

Зачем нужно изучать русский язык?

Где можно применить полученные знания?

Что на уроке для вас было интересно?

Кому вы хотите сказать спасибо?

8. Домашнее задание.

Выучить правило, стр. 48упр № 4; стр.37, упр.213 (по выбору)

Слайд-21

Спасибо за работу!

Склонение
Имена прилагательные, так же как и имена существительные, изменяются по падежам (или склоняются). Имя прилагательное всегда стоит в том же числе, роде и падеже, что и имя существительное, к которому оно относится: белый {снег), белая {скатерть), белое (платье), белые (волосы).
Склонение имён прилагательных в единственном числе
Падеж М. р. Ср. р. Ж. р.

И. какой? какое? какая?

юн\ый\ юн\ое\ юн\ая\

Р. какого? какого? какой?

юн\ого\ юн\ого\ юн\ой\

Д. какому? какому? какой?

юн\ому\ юн\ому\ юн\ой\

В. какой? какое? какую?

юн\ый\ юн\ое\ юн\ую\

(возраст)

юн\ого\
(человека)

Т. каким? каким? какой?

юн\ым\ юн\ым\ юн\ой\

П. о каком? о каком? о какой?

о юн\ом\ о юн\ом\ о юн\ой\

Склонение имён прилагательных во множественном числе
И.п. какие? низк\ие\ деревянн\ые\ (домики)
Р.п. каких? низк\их\ деревянн\ых\ (домиков)
Д.п. каким? низк\им\ деревянн\ым\ (домикам)
неодуш.
В.п. какие? низк\ие\ деревянн\ые\ (домики)
одуш.
каких? высок\их\ красив\ых\ (людей)
Т.п. какими? низк\ими\ деревянн\ыми\ (домиками)
П.п. о каких? о низк\их\ деревянн\ых\ (домиках)

Во множественном числе имена прилагательные изменяются только по падежам. По родам они не изменяются!

Упражнение 1*. Подбери к именам существительным подходящие по смыслу имена прилагательные и напиши эти словосочетания .

Укажи род имён прилагательных и выдели их окончания.

Полотенце, мозоль, снег, шампунь, кофе, какао, тюль, книга, лисица.

Слова для справки: чёрный, интересный, махровый, рыжий, сладкий, белый, капроновый, болезненный, травяной.
Упражнение 2. Допиши в загадках окончания имён прилагательных и укажи их падеж. Напиши отгадки.
1. Зверька узнаем мы с тобой
По двум прост... приметам:
Он в шубке сереньк... зимой,
А в рыж... шубке - летом.
2. Кто в беретке ярко-краен...,
В чёрн... курточке атласн...?
На меня он не глядит,
Всё стучит, стучит, стучит.
Упражнение 3 . Измени имена прилагательные сначала по родам, затем по числам и падежам. См. образец.

м. р. ср. р. ж. р. ед. ч. мн. ч. И. п. Р. п. Д. п. Т. п. П. п.
Образец: тёмн\ый\ - тёмн\ое\ - тёмн\ая\; тёмн\ый\ - тёмн\ые\; тёмн\ый\ - тёмн\ого\ - тёмн\ому\ - тёмн\ым\ - о тёмн\ом\.

Сухой, синий, серебряный, кожаный, молодой, весенний.
Упражнение 4* . Подбери по 2 антонима к данным именам прилагательным. Составь и напиши предложение со словом , употребив его в творительном падеже.

1. Аккуратный -
2. Бедный - ..., ... .
3. Бестолковый - ..., ... .
4. Вежливый - ........
5. Громкий - ..., ... .
Упражнение 5. Прочитай текст. Выпиши из него имена прилагательные вместе с теми именами существительными, к которым они относятся. Укажи род, число и падеж имён прилагательных, выдели их окончания.

Вернувшись с охоты домой, я рассказал Зиночке про тетерева. Рассказал ей и про рябчика. Ещё я высыпал на стол белые, красные и чёрные грибы. Ещё у меня была в кармане кровавая ягода костяника, и голубая черника, и красная брусника. Ещё я принёс с собой ароматный комочек сосновой смолы, дал понюхать девочке и сказал, что этой смолкой деревья лечатся.

(По М. Пришвину)
Упражнение 6. Спиши стихотворение. Вставь пропущенные окончания. Укажи падеж всех имён существительных и имён прилагательных. Разбери по составу выделенное слово.
Выпорхнула пташка
Из невол... тесн...
И взвилась свободно
В выс... поднебесн... .
.......................
Встретили подругу
Птицы дружн... хором.
Зазвенела песня
Над дремуч... бором.

(Е. Нечаев)

Упражнение 7 . Прочитай предложение. Скажи, правильно ли охарактеризовано выписанное из него имя прилагательное.

Пушистые вербы утонули в тумане.
Пушистые (вербы) - мн. ч., ж. р., И. п.
Упражнение 8. Просклоняй словосочетания алый мак, алое зарево, алая заря, алые паруса. Выдели окончания имён прилагательных. С одним из словосочетаний составь и напиши предложение.
Упражнение 9. Спиши . Вставь пропущенные буквы. В каком числе стоят выделенные имена прилагательные? Как ты понимаешь смысл последней пословицы ?
1. Плохие вести не л...жат на мест... .
2. И сырые др...ва загораются.
3. Дурные пр...меры заразительны.
4. Долгие пров...ды - лишние слёзы.
5. В ч.-.жихруках л...моть велик.
Упражнение 10. Охарактеризуй предметы по форме, цвету и вкусу, используя имена прилагательные. Произведи звуко-буквенный разбор слова морковь.

Предмет Форма Цвет Вкус
Лимон


Гоанат


Черника


Репа


Морковь


О. Д. Ушакова, Русский язык . 4 класс , Санкт-петербург: ИД "Литера", 2008. - 58 стр.

Содержание урока конспект урока опорный каркас презентация урока акселеративные методы интерактивные технологии Практика задачи и упражнения самопроверка практикумы, тренинги, кейсы, квесты домашние задания дискуссионные вопросы риторические вопросы от учеников Иллюстрации аудио-, видеоклипы и мультимедиа фотографии, картинки графики, таблицы, схемы юмор, анекдоты, приколы, комиксы притчи, поговорки, кроссворды, цитаты Дополнения рефераты статьи фишки для любознательных шпаргалки учебники основные и дополнительные словарь терминов прочие Совершенствование учебников и уроков исправление ошибок в учебнике обновление фрагмента в учебнике элементы новаторства на уроке замена устаревших знаний новыми Только для учителей идеальные уроки календарный план на год методические рекомендации программы обсуждения Интегрированные уроки

Тип урока: открытие новых знаний.

Дидактическая цель урока: формирование у учащихся способностей к рефлексии и реализации коррекционной нормы (фиксирование собственных затруднений в деятельности, выявление их причин, построение и реализация проекта выхода из затруднения).

Методические задачи урока

Обучающие

  • Учить детей делать выводы.
  • Учить оценивать знания и сравнивать с эталоном.
  • Обогащать словарный запас.

Развивающие

  • Развивать универсальные учебные действия учащихся.
  • Развивать монологическую речь учащихся.
  • Развивать умение работать в парах, группах, самостоятельно, делать выводы.
  • Развивать умение контролировать деятельность, работая в парах и группах.
  • Развивать произвольное внимание, память, воображение.
  • Развивать орфографическую зоркость.
  • Развивать интерес к языку.

Воспитывающие

  • Воспитывать патриотизм.
  • Воспитывать дружелюбие, взаимовыручку.
  • Воспитывать желание прийти на помощь одноклассникам.

Основные дидактические методы

  • Проблемный.
  • Частично-поисковый.
  • Практический.

Форма организации познавательной деятельности

  • Коллективная.
  • Индивидуальная.
  • Работа в парах.
  • Работа в группах.

Место данного урока в системе уроков по теме: третий урок в теме “Имя прилагательное”.

Оборудование и используемые учебные пособия:

  • учебник А.В. Полякова “Русский язык для 4 класса” часть 2. Издательский дом “Федоров”. – 2011;
  • таблица самооценки деятельности на уроке;
  • презентация к уроку.

Технические средства: магнитофон для организации эмоциональных пауз и физкультминуток.

Комментарии

Универсальные учебные действия:

личностные:

  • проявлять положительное отношение к школе и учебной деятельности, к изучению русского языка;
  • тметь представление о моральных нормах поведения;

регулятивные:

  • принимать и сохранять учебную задачу, соответствующую этапу обучения;
  • понимать выделенные учителем ориентиры в учебном материале;
  • выполнять учебные действия в устной и письменной речи;

познавательные:

  • кодировать информацию в знаково-символической форме в простейших случаях;
  • осуществлять анализ объекта (с выделением 2-3 существенных признаков);

Коммуникативные:

  • воспринимать мнение других людей о грамматических явлениях;
  • понимать задаваемые вопросы.

Сценарий урока

1. Самоопределение к деятельности

Урок с улыбки начинаем,
Успех всех ждет,
Мы точно знаем.

2. Актуализация и проблемное учебное действие:

Учитель. Начинаем наш урок с работы в парах.

Надо ответить на вопросы и показать сигнальной карточкой: если знаем ответ на вопрос – зеленая карточка, если не знаем – красная карточка.
(учащиеся поднимают зеленую карточку и дают ответ на вопрос)

Вопросы учителя:

  • Что обозначают имена прилагательные? (Имена прилагательные обозначают признак предмета)
  • На какой вопрос отвечают имена прилагательные? (Имена прилагательные отвечают на вопросы Какой? Какая? Какие?)
  • Каким членом предложения являются имена прилагательные? (Имена прилагательные в предложении являются определениями)
  • Что такое склонение? (Склонение – изменение слова по падежам)
  • Как определить падеж имен прилагательных? (Дети поднимают красную карточку)
  • Как вы думаете, чем мы сегодня будем заниматься на уроке? Попробуйте сформулировать тему сегодняшнего урока. (Определение падежей у имен прилагательных).

3. Локализация индивидуальных затруднений

Учитель. Определить падеж имен прилагательных мы не можем, но в словосочетании есть слово, у которого мы можем определить падеж.

  • У какого слова мы можем определить падеж? (Мы можем определить падеж у существительного).
  • Как определить падеж у имен существительных? (Чтобы определить падеж у имен существительных, нужно задать вопрос и по вопросу определить падеж)
  • Связано ли имя прилагательное с именем существительным в словосочетаниях? (Прилагательное связано с существительным)
  • Как мы будем определять падеж у имен прилагательных? (Нужно определить падеж у имени существительного, имя прилагательное будет иметь тот же падеж)

Определить падеж у имен прилагательных в словосочетаниях.

На мерзлую землю, в зимнем лесу, над лесной дорогой, с раннего утра.

Учащиеся ставят вопросы к именам существительным и определяют у них падеж. Прилагательные будут того же падежа.

На (что?) землю – В.п. прилагательное тоже В.п.

В (чем?) лесу – П.п прилагательное тоже П.п.

Над (чем?) дорогой – Т.п. прилагательное тоже Т.п.

С (чего?) утра – Р.п. прилагательное тоже Р.п.

4. Построение проекта выхода из затруднения

Учитель. Записать прилагательные в нужном падеж и указать падеж.

Хорошо в (зимний) лесу. Деревья стоят в (серебристый) инее. Все засыпано (пушистый) снегом. Особенно хороши ели в (роскошный, зимний) уборе. Зверям становилось холодно от (морозный) ветра.

Учащиеся определяют падеж у имен существительных и ставят имена прилагательные в нужной форме.

Хорошо в зимнем - П.п. лесу. Деревья стоят в серебристом - П.п. инее.Все засыпано пушистым - Т.п. инеем.Особенно хороши ели в роскошном - П.п. зимнем - П.п. уборе. Зверям становилось холодно от морозного - Р.п. ветра.

5. Физкультминутка

Дети ритмично двигаются под веселую музыку.

6. Реализация построения проекта

Учитель. Давайте посмотрим, так ли важно, чтобы имя прилагательное было того же падежа что и имя существительное.

Разберите по членам предложения и частям речи данное предложение.

Морозный воздух врывается в дверь густым дымчатым облаком.

Ученик работает у доски, дает характеристику предложению, указывает члены предложения и части речи, делает вывод. (В словосочетаниях прилагательное того же падежа, что и существительное).

7. Обобщение затруднений во внешней речи

Игра “Учитель” . Правильно ли определен падеж у имен прилагательных? Работа проводится в парах.

В морозный день В. п.
После морозной прогулки Д.п.
Зимним морозом П.п.
Об утренней прогулке П.п.
Под пушистым снегом И.п.
К роскошному убору В.п.

(Учащиеся называют словосочетания, где допущены ошибки и исправляют их).

В морозный день В. п.
После морозной прогулки Р.п.
Зимним морозом Т.п.
Об утренней прогулке П.п.
Под пушистым снегом Т.п.
К роскошному убору Д.п.

8. Самостоятельная работа с самопроверкой по алгоритму

Алгоритм

  1. Найди имя существительное, от которого зависит имя прилагательное.
  2. Определи падеж этого существительного.
  3. Определи падеж имени прилагательного по падежу имени существительного.

Задание. Записать под диктовку и определить падеж имен прилагательных.

Чистой белой скатертью покрылась и отдыхает земля. Тяжелыми белыми шапками накрылся и притих лес. Красивой цепочкой вьется по лесной опушке след старого лиса. Вот прошли серые разбойники – волки.

Учащиеся находят имена существительные, от которых зависят прилагательные, определяют падеж и обозначают падеж у имен прилагательных.

9. Включение в систему знаний и повторение

Как определить падеж у имен прилагательных?

  1. Надо найти имя существительное, от которого зависит имя прилагательное.
  2. Определить падеж этого существительного.
  3. Определить падеж имени прилагательного по падежу имени существительного.

10. Рефлексия учебной деятельности

Учитель. Прочитайте стихотворение “Сказочка” Йована Йовановича – Змая. Вставьте пропущенные буквы в окончании имен прилагательных. Отметьте имя существительное, от которого зависит каждое прилагательное, в скобках укажите падеж.

(…)Маленьк..й мальчик
В (…) маленьк..й лодке
В (…) маленьк..м море плывет.

(…) Маленьк..й ветер
По (…) маленьк..м волнам
Лодочку гонит вперед.

К (…) маленьк..й гавани
В (…) маленьк..й город
Мальчик приплыл наконец.

(…) Маленьк..й парус
Спущен на мачте,
И (…) маленьк..й сказке конец.

11. Домашнее задание (вариативно)

Учитель. Вставьте пропущенные буквы в окончания имен прилагательных, в скобках укажите падеж.

12. Оценка урока

Детям предлагается дать оценку уроку:

Если урок понравился наклеить лепестки

Если урок оставил равнодушным наклеить лепестки

Если урок не понравился наклеить лепестки