Пишутся слитно сложные имена прилагательные:
1. Образованные от слитно пишущихся сложных имён существительных, например: водопроводный (водопровод), земледельческий (земледелец, земледелие), новосибирский (Новосибирск).
2. Образованные из сочетаний слов, по своему значению подчинённых одно другому, например:железнодорожный (железная дорога), народнохозяйственный (народное хозяйство),естественнонаучный (естественные науки), сложноподчинённое (сложное по способу подчинения), рельсопрокатный (прокатывающий рельсы), общенародный (общий для народа),полезащитный (образующий защиту для полей), металлорежущий (режущий металл); сюда же относятся обозначающие единое понятие образования (в том числе и терминологические) из наречия и прилагательного (или причастия), например: малоупотребительный , близлежащий ,животрепещущий , глубокоуважаемый , свежеиспеченный , ясновидящий , сильнодействующий ,дикорастущий , вечнозелёный , гладкокрашеный .
Примечание. Сложные прилагательные, в состав которых входят наречия, не следует смешивать со словосочетаниями, состоящими из наречия и прилагательного (или причастия) и пишущимися раздельно, например: диаметрально противоположный , прямо противоположный , чисто русский , детски наивный , плохо скрываемый , отчётливо выраженный .
3. Употребляемые в качестве терминов и образованные из двух или трёх основ, независимо от характера последних, например: грудобрюшная (преграда), индоевропейские (языки),древневерхненемецкий (язык), двууглекислый (газ); также - глухонемой .
Пишутся через дефис сложные имена прилагательные:
1. Образованные от существительных, пишущихся через дефис, от личных наименований - сочетаний имён и фамилий, а также от названий населённых пунктов, представляющих собой сочетания имён и фамилий, имён и отчеств, например: дизель-моторный , социал-демократический , бурят-монгольский , северо-восточный , алма-атинский , орехово-зуевский ,нижне-масловский , усть-абаканский , ромен-роллановский , вальтер-скоттовский , лев-толстовский , ерофей-павловичский .
Примечание 1. Пишется слитно прилагательное москворецкий .
Примечание 2. Имена прилагательные, образованные от имён собственных, пишущихся через дефис, и имеющие приставку, отсутствующую у существительного, пишутся слитно, например: приамударьинский , заиссыккульский .
2. Образованные из двух или более основ, обозначающих равноправные понятия, например:беспроцентно-выигрышный , выпукло-вогнутый , партийно-комсомольский , садово-огородный ,мясо-молочный , англо-японский , русско-немецко-французский (словарь), сине-бело-красный (флаг).
3. Образованные из двух основ и обозначающие: а) качество с дополнительным оттенком, например:раскатисто-громкий , горько-солёный ; б) оттенки цветов, например: бледно-розовый , ярко-синий ,тёмно-русый , чёрно-бурый , синевато-голубой , золотисто-жёлтый , пепельно-серый , бутылочно-зелёный , лимонно-жёлтый , изжелта-красный .
4. Входящие в состав географических собственных имён и начинающиеся с восточно- , западно- ,северно- и северо- , южно- и юго- , например: Западно-Казахстанская область , Восточно-Китайское море , Южно-Африканский Союз .
Примечание 1. Прилагательные, образованные из двух или более основ, не подходящие под перечисленные правила, пишутся через дефис, например: литературно-художественный (альманах), политико-массовая (работа), словарно-технический (отдел), подзолисто-болотный , рыхло-комховато-пылеватый , удлинённо-ланцетовидный .
Примечание 2. Через дефис пишутся также слова, первой составной частью которых являются сам- , сама- , например: сам-друг , сам-третей , сам-пят , сама-пята .
Каждому из нас хотя бы однажды доводилось проверять, как пишутся такие прилагательные, как «научно-популярный», «зоотехнический», «двухэтажный», «сине-зеленый». Ошибиться - значит, допустить грубый промах в знании родного языка. Вместе с тем не всегда понятно, каким образом определяется наличие или отсутствие дефиса.
Прилагательные, состоящие сразу из двух, а иногда даже из трех основ, называются сложными. Если запомнить простые правила, то больше не придется пользоваться поисковиками, чтобы проверить очередное словосочетание.
Русским языком предусмотрено четыре случая, в которых составные части прилагательного разделяются чертой.
Запомнить, в каких случаях дефис ставить не надо, тоже довольно легко.
Кроме того, слитно пишется большая часть научных и лексических терминов. Не ставится дефис в словосочетаниях с подчинительной связью внутри предложения - например, «кровеносный сосуд», то есть, «сосуд, переносящий кровь».
§ 80. Пишутся слитно сложные имена прилагательные:
1. Образованные от слитно пишущихся сложных имен существительных, например: водопроводный (водопровод), земледельческий (земледелец, земледелие), новосибирский (Новосибирск).
2. Образованные из сочетаний слов, по своему значению подчиненных одно другому, например: железнодорожный (железная дорога), народнохозяйственный (народное хозяйство), естественнонаучный (естественные науки), сложноподчиненное (сложное по способу подчинения), рельсопрокатный (прокатывающий рельсы), общенародный (общий для народа), полезащитный (образующий защиту для полей), металлорежущий (режущий металл); сюда же относятся обозначающие единое понятие образования (в том числе и терминологические) из наречия и прилагательного (или причастия), например: малоупотребительный, близлежащий, животрепещущий, глубокоуважаемый, свежеиспеченный, ясновидящий, сильнодействующий, дикорастущий, вечнозеленый, гладкокрашеный .
Примечание. Сложные прилагательные, в состав которых входят наречия, не следует смешивать со словосочетаниями, состоящими из наречия и прилагательного (или причастия) и пишущимися раздельно, например: диаметрально противоположный, прямо противоположный, чисто русский, детски наивный, плохо скрываемый, отчетливо выраженный .
3. Употребляемые в качестве терминов и образованные из двух или трех основ, независимо от характера последних, например: грудобрюшная (преграда), индоевропейские (языки), древневерхненемецкий (язык), двууглекислый (газ); также – глухонемой .
§ 81. Пишутся через дефис сложные имена прилагательные:
1. Образованные от существительных, пишущихся через дефис, от личных именований – сочетаний имен и фамилий, а также от названий населенных пунктов, представляющих собой сочетания имен и фамилий, имен и отчеств, например: дизель-моторный, социал-демократический, бурят-монгольский, северо-восточный, алма-атинский, орехово-зуевский, нижне-масловский, усть-абаканский, ромен-роллановский, вальтер-скоттовский, лев-толстовский, ерофей-павловичский .
Примечание 1. Пишется слитно прилагательное москворецкий .
Примечание 2. Имена прилагательные, образованные от имен собственных, пишущихся через дефис, и имеющие приставку, отсутствующую у существительного, пишутся слитно, например: приамударьинский, заиссыккульский .
2. Образованные из двух или более основ, обозначающих равноправные понятия, например: беспроцентно-выигрышный, выпукло-вогнутый, партийно-комсомольский, садово-огородный, мясо-молочный, англо-японский, русско-немецко-французский (словарь), сине-бело-красный (флаг).
3. Образованные из двух основ и обозначающие: а) качество с дополнительным оттенком, например: раскатисто-громкий, горько-соленый ; б) оттенки цветов, например: бледно-розовый, ярко-синий, темно-русый, черно-бурый, синевато-голубой, золотисто-желтый, пепельно-серый, бутылочно-зеленый, лимонно-желтый, изжелта-красный .
4. Входящие в состав географических собственных имен и начинающиеся с восточно-, запад-но-, северно- и северо-, южно- и юго- , например: Западно-Казахстанская область, Восточно-Китайское море, Южно-Африканский Союз .
Примечание 1. Прилагательные, образованные из двух или более основ, не подходящие под перечисленные правила, пишутся через дефис, например: литературно-художественный (альманах), политико-массовая (работа), словарно-технический (отдел), подзолисто-болотный, рыхло-комковато-пылеватый, удлиненно-ланцетовидный .
Примечание 2. Через дефис пишутся также слова, первой составной частью которых являются сам-, сама- , например: сам-друг, сам-трете й, сам-пят, сама-пята .
Урок проводится по учебнику для 6-х классов общеобразовательных учреждений, Москва «Просвещение». Авторы учебника: М.Т. Баранов, Т.А. Ладыженская, Л.А. Тростенцова, Л.Т. Григорян, И.И. Кулибаба. Для организации закрепления и проверки знаний – печатные рабочие тетради Г.А. Богдановой для 6 класса, Москва, «Генжер». Тетрадь содержит разноуровневый материал, расширяет кругозор учащихся, повышает их грамотность, позволяет подготовить учащихся к ЕГЭ.
Цели урока:
Какие есть вопросы по домашнему заданию? Упр. 304
Дети под диктовку на листочках записывают словосочетания с прилагательными, где пишется -НН-:
Дети должны выписать номера 1, 3, 4, 6, 8, 10.
На перемене учитель раздает распечатанные тексты (по одному на парту) - отрывок из произведения И.А.Бунина
В отрывке текста, который отксерокопирован для каждого ученика, предлагается выделить слова, которые помогают Бунину передать цвет и оттенки цветов.
Один ребенок читает вслух:
…Над нами, в бездонной глубине, ткани облаков окрасились в нежно-малиновый цвет. А через мгновение все изменилось: восточный ветер стал сине-лиловым, море над ним – густо-фиолетовое. И всё огромней разгорались полосы на закатном небосклоне.
Учитель сразу же задает вопрос:
– О чем этот текст? (О природе, о наступлении вечера, закат)
Давайте найдем прилагательные, обозначающие оттенки цвета и выпишем их в тетрадь:
Нежно-малиновый
Сине-лиловый
Густо-фиолетовое
В чем особенность этих прилагательных? Особенность заключается в том, что эти прилагательные пишутся через дефис.
Учитель вслед за ребенком четко проговаривает правило: сложные прилагательные, обозначающие оттенки цветов, дополнительные оттенки качества или признака всегда пишутся через дефис. Акцентируется внимание на слове всегда.
Например: бледно-голубой, сладко-кислый, иссиня-черный и др.
Учитель предлагает открыть детям учебник (учебник 6 класс М.Т. Баранов, Т.А. Ладыженская) и познакомится с правилом написания прилагательных через дефис.
Один ребенок читает вслух и комментирует правило, придумывая свои примеры.
Дефис употребляется, если сложное прилагательное образовано от сложных существительных, которые пишутся через дефис: в учебнике юго-западный (юго-запад) , свой пример: северо-восточный (северо-восток);
Дефис употребляется, если сложное прилагательное образовано путем сложения равноправных слов, между которыми можно вставить союз и:
Пример: горько-соленый (горький и соленый), русско-английский (русский и английский).
Слитно пишутся сложные прилагательные, которые образованы на основе словосочетания: железнодорожный (железная дорога).
Теперь учитель предлагает выполнить следующее задание:
Небходимо разделить тетрадь на две части (заполнение таблицы на пройденное правило, учителем заранее начерчена или спроецирована на доску):
Задание: заполнить своими примерами таблицу.
В тетрадь для записи слов выписываем трудные слова зеленой ручкой, которые необходимо запомнить: общественно полезный и общественно-политический.
Учитель читает стихотворение-подсказку, дети внимательно слушают и выписывают сложные прилагательные, потом объясняют, как написали и по какому правилу:
Тёмно-русый паренёк
Шел на северо-восток
Так он к вечеру устал,
Что лимонно-желтым стал,
Но зато успел понять,
Где в словах дефис вставлять.
Будешь помнить наш урок
В школе скажет педагог:
«Этот парень – голова!»
(«Радионяня»)
Ребята выписывают: темно-русый, северо-восток, лимонно-желтым.
(Чаще всего дети попадаются на уловку и выписывают северо-восток как прилагательное).
Объяснение детей:
Темно-русый
Лимонно-желтым – сложное прилагательное обозначает оттенок цвета, поэтому пишется через дефис.
Какой частью речи является северо-восток ?
Рассуждение учеников:
Существительным, от него можно образовать сложное прилагательное – северо-восточный , которое будет писаться через дефис.
На доске записано слово горько-соленый , учитель задает вопрос: как мы будем рассуждать при написание сложного прилагательного?
Это сложное прилагательное, образованное от двух независимых слов, между которыми можно вставить союз и горький и соленый, поэтому данное прилагательное пишется через дефис.
По учебнику устно по цепочке выполняется упражнение:
(Сельско)хозяйственный, (физико)математический, (русско)английский, (стале)литейный, (средне)вековой, (туго)плавкий, (зеленовато)серый, (десяти)этажный, (паровозо)ремонтный,(юго)восточный, (изжелта)красный, (трех)метровый, (садово)огородный, (рельсо)прокатный, (северо)западный, (сорока)километровый, (древне)русский, (фабрично)заводской, (хлопчато)бумажный, (двух)комнатный, (чугуно)литейный.
Открываем тетрадь Богдановой Г.А. стр.39, упр.79:
Один из учащихся читает задание: обозначьте в словосочетаниях главное слово и зависимое и образуйте от них прилагательные:
Дальний Восток –
Древний Рим –
(языки) восточных славян –
Черные волосы –
Длинные ноги (журавля) –
Широкие плечи (юноши) –
(дом) из крупных паилей –
Учитель спрашивает выборочно.
Ребята, сложные прилагательные, обозначающие оттенки цвета или сочетания цветов помогают «увидеть» разнообразие, разноцветие окружающего нас мира.
В произведениях И.А. Бунина – великого мастера слова – очень часто используются такие прилагательные (мы сегодня их уже рассматривали частично).
Выпишите из примеров, взятых из произведений писателя, сложные прилагательные вместе с существительными. Вставьте пропущенные буквы, раскройте скобки:
(Зелено)серебристый свет,
(Не)уловимый свет
Восход…т над землёй.
(Прозрачно)бледный, как весной,
Сл…зит…ся снег (не)давней стужи.
Вдруг молния всю чащу озарила
Таинствен…ым и (бледно)синим светом.
…Там глыбы (ж…лто)пепельных камней.
И ягоды (туманно)сини
На можжевельнике сухом.
…Лишь море в летн…й штиль
Все так же сыпл…т ласково на рифы
(Лазурно)фосфорическую пыль.
В семье г…рдились жеребц…м (сиво)железного цвета.
Серп месяца, (мутно) красный и поникший на сторону,
Покачивался на краю неба.
На полянах, в солнечн…м блеске, сверкали паутинки и неподвижно рдели (светло)золотые клены.
Слабо брезж…т (синевато)свинцовый свет угасающего дня.
Ученики выполняют самостоятельно, учитель у трех учеников проверяет, ставит отметки, с остальными проверяют вслух.
Давайте ещё раз проговорим правило, когда сложные прилагательные пишутся слитно, а когда раздельно:
Слитно пишутся сложные прилагательные, которые образованы на основе словосочетания.
Железнодорожный < железная дорога
Через дефис пишутся сложные прилагательные:
Есть слова, которые необходимо запомнить:
Общественно полезный
Общественно-политический
Домашнее задание учитель записывает на доске. Домашнее задание на усмотрение учителя. Например, упр. 309. В одну колонку нужно выписать сложные прилагательные, в другую – прилагательные, которые пишутся через дефис. Один из учеников читает задание. Учитель выясняет, всем ли понятно, как выполнять упражнение.