Конспект урока по предмету «человек и мир». тема: «главные правила хороших отношений» (с презентацией) - конспекты занятий - каталог статей - логопед дома. Учащиеся должны знать, что

Муниципальное общеобразовательное учреждение -

Основная общеобразовательная школа д. Новое Задубенье

План-конспект урока

по окружающему миру

ТЕМА:
ОСНОВА ЭКОНОМИКИ.

Учитель: Малышева Лариса Алексеевна

Тема: ПРИРОДНЫЕ БОГАТСТВА И ТРУД ЛЮДЕЙ -
ОСНОВА ЭКОНОМИКИ.

Цели: Образовательные: создать условия для ознакомления учащихся с основными понятиями экономики: «природные богатства», «капитал», «труд людей», «потребность». Развивающие: способствовать развитию умения высказываться по теме урока. Воспитательные: содействовать воспитанию познавательного интереса к изучаемому предмету.

Планируемые результаты : научатся раскрывать роль природных богатств и труда людей в экономике; осознавать значение природных богатств в хозяйственной деятельности человека

Оборудование : схема «Потребности», тест, диск, презентация, коллекция «Полезные ископаемые»

Ход урока.

Организационный момент.

Рано солнышко встаёт
И спешит скорей в обход.
- Как, ребятушки, живёте?
- Как здоровье, как животик?
- Одолела вас дремота?
- Шевельнуться неохота?
- Всем командую: “Подъём!”
- Мы уроки проведём.

I I . Проверка домашнего задания.

С какой темой на прошлом уроке познакомились? (Что такое экономика.)

Вспомним, что такое экономика? (Экономика - это наука о том, как люди, имея ресурсы, делают выбор с целью удовлетворения потребностей.)

Для чего нужна экономика? (Экономика нужна для удовлетворения разнообразных потребностей.)

Какие бывают потребности?

Демонстрирует схему:

Какова основная цель экономики? (Обеспечение жизнедеятельности человека - главная цель экономики.)

«Все во имя человека, все для блага человека».

Как вы понимаете эту фразу? (Ответы учащихся: «Я считаю…»)

На прошлом уроке вы, работая в группах, наблюдали за различными предметами, которые человек употребляет в обиходе ежедневно, это ложки, кружки, платки, книги.

III .Сообщение темы и целей урока.

1.Актуализация знаний

а) Беседа по презентации.

Что изображено на иллюстрациях? Слайд 1

(Ветреная мельница-воздух, вода, почва, полезные ископаемые)

А как это можно назвать одним словом?

(Природные богатства) слайд 2

б) А какая тема нашего урока?

(Природные богатства)

2. Объявление темы урока.

Тема нашего урока: «Природные богатства и труд людей - основа экономики» слайд 3

3. Объявление задач урока.

Сегодня на уроке вы узнаете:

Что такое природные богатства;

Какие бывают природные богатства;

Значение природных богатств

Что такое труд людей;

На уроке мы более конкретно раскроем каждый фактор экономики, а в конце урока по усвоению темы выполните тест.

III. Изучение нового материала.

П риродные богатства - основа экономики.

Природные богатства. Слайд 4

а) Природные богатства - природные ресурсы: объекты и явления природы, которые могут быть использованы для удовлетворения потребностей человеческого общества.

Производство товаров и услуг невозможно без использования природных богатств.

Назовите природные богатства. (Воздух, вода, полезные ископаемые, почва, растения, животные.) слайд 5

Воздух - это смесь газов, газообразная оболочка земли.

Ветер - движение воздуха.

Какое значение имеет воздух?

(Воздух - ветер используется для выработки энергии)

Одним из природных богатств вы назвали воздух . Слайд 6

Нужен ли воздух? Воздух нужен как для всего живого на земле, так и в экономике. Без воздуха не будет гореть топливо в котельной и в двигателе автомобиля. Движение воздуха - ветер - во многих странах используется сейчас для выработки электроэнергии. А для этого строят специальные сооружения - ветряные установки.

Откройте учебник (с. 42), посмотрите, как выглядят ветряные мельницы.

Сделаем вывод: воздух необходим и имеет большое значение для экономики.

Посмотрим, а была бы жизнь без воды . Слайд 7

Вода- прозрачная бесцветная жидкость.

Мы знаем, что без воды не смогут жить люди, звери, птицы, растения. А что произойдет в экономике? Если не будет воды, то остановятся все заводы и фабрики, закроются столовые, прачечные, парикмахерские, школы, детские сады, больницы. Остановится весь водный транспорт, а значит, и многие товары не смогут перевозиться из страны в другую.

Вывод: таким образом, без воды невозможна жизнь, а значит, и невозможна экономика.

Природным богатством вы назвали почву . Слайд 8

Что такое почва?

Почва- это особое природное тело. Она образуется на поверхности Земли в результате взаимодействия живой и мертвой природы. Почва - это земля, которая снабжает растение питанием и водой. Основным свойством почвы является плодородие. Без почвы было бы невозможно ведение сельского хозяйства, а значит, и производство продуктов питания.

Вывод: итак, вы видите, что земля - наша кормилица.

Физкультминутка

Только в лес мы вошли, появились комары,

Руки вверх, хлопки над головой,

Перед нами водоём,

Прыгать мы уже умеем,

Прыгать будем мы смелее,

Раз - два, раз - два, позади уже вода.

Мы шагаем, мы шагаем,

Руки выше поднимаем,

Дышим ровно, глубоко…

Впереди из-за куста

Смотрит хитрая лиса,

Мы лису обхитрим,

На носочках пробежим.

Серый заяц скачет в поле,

Очень весело на воле.

Подражаем мы зайчишке,

Непоседе, шалунишке,

И закончилась игра,

За работу нам пора.

Назовите полезные ископаемые . (коллекция «Полезные ископаемые») (Нефть, газ, руда, каменный уголь, песок, глина и т. д. В нашей стране ещё много залежей полезных ископаемых.)

Посмотрим, где используются полезные ископаемые.

Полезные ископаемые - это природные богатства, которые люди добывают из глубин земли или с ее поверхности и используют в хозяйстве. Например, огромные запасы разнообразных полезных ископаемых скрыты в недрах морского дна. Залежи нефти и газа находятся глубоко под водой, и добываются путем бурения морского дна.

Вывод: нефть, газ широко используются в промышленности, медицине, транспорте, энергетике.

Какую же роль в экономике играет растительность ? Что даёт растение для экономики?

Растительность - один из важнейших компонентов природы. Она определяет не только общий вид территории, но и играет огромную роль в жизни природы и человека. Мир растений дает человеку пищевые продукты, корма, сырьё. Одним из основных, например, ресурсов леса является древесина. Она идёт на изготовление мебели, строительных материалов, бумаги.

Вывод: в процессе хозяйственной деятельности растительность дает человеку продукты и товары. Слайд 9

Какова роль животного мира для экономики?

Животные издавна служили объектом охоты, рыбалки, кормили и одевали человека. Например, благодаря рыбному промыслу у человека есть возможность использовать рыбу не только как продукт питания, - из рыбы изготавливают лекарственные препараты. Мех животных используется в легкой промышленности.

Вывод: для роста в экономике богатства необходимо беречь и охранять животных. Слайд 10

А сейчас послушайте (включаю диск) Что нового вы здесь услышали?

2. Без капитала нет экономики.

Работа по учебнику (с. 44).

Вторым фактором развития экономики является капитал - это здания заводов, фабрик, ферм, складов. Это автомобильные и железные дороги, это станки и оборудование.

Физкультминутка для глаз

Дети сидят на стульях, спина прямая, ноги ступнями опираются на пол, голова в одном положении, работают только мышцы глаз.

Проведём, друзья, сейчас

Упражнение для глаз.

Вправо, влево посмотрели,

Глазки все повеселели.

Снизу вверх и сверху вниз.

Ты, хрусталик, не сердись,

Посмотри на потолок,

Отыщи там уголок.

Чтобы мышцы крепче стали,

Смотрим мы по диагоналям.

Мы не будем циркуль брать,

Будем взглядом круг писать.

А теперь слова напишем.

Чьи же буквы будут выше?

«Папа», «мама», «дом». «Трава» -

За окном у нас видна.

3. Труд людей - основа экономики.

Работа по учебнику (с. 44).

Откройте учебник и ответьте на вопрос: «Благодаря чему удаётся производить всё больше новых товаров?». (Благодаря труду людей.)

Последним фактором («китом») в экономике является труд .

Природные богатства сами по себе не обеспечивают человека товарами и услугами. Для того чтобы получить товар, нужно трудиться.

Труд- целесообразная, сознательная деятельность человека, направленная на удовлетворение потребностей. Труд бывает: Умственный и физический. Умственный труд или интеллектуальный - объединяет работы, связанные с приёмом и передачей информации, требующие активизации процессов мышления, внимания, памяти. Физический труд или ручной - работа, требующая применения силы. Умственный и физический труд тесно связаны. Например: Шахтеры добывают полезные ископаемые - физический труд, но для добычи полезных ископаемых шахтеры используют инструменты, которые придумали ученые -умственный труд. Успех труда зависит и от здоровья людей. А для этого нужно всегда заботиться о своем здоровье с детства.

Вывод: труд призван создавать продукцию, товары, услуги, информацию, знания, духовные ценности. Слайд 11

IV. Закрепление изученного материала.

Тест

1. Нужна ли в хозяйстве экономика?

а)Д а ; б) нет; в) не знаю; г) иногда.

2. Все, что нужно людям для жизни, называется…

а) услугами; б) товаром; в) потребностями; г) производством.

3. Выберите потребности, которые осуществляются посредством выполнения работы другими людьми.

а) Выполнение уроков; в) катание на лыжах;

б) посещение парикмахерской; г) употребление пищи.

4. Как нужно использовать богатства природы?

а) Небрежно; б) когда как; в) бережно; г) не знаю.

5. Занимаются ли школьники трудом на уроках в школе?

а) Нет; б) да; в) иногда; г) не знаю.

К опилка интересных фактов (сообщение учителя).

Численность специалистов с высшим и средним специальным образованием в России превышает 20 млн человек. Каждые 5-7 лет требуется переобучать работников в связи с тем, что прогресс в области науки, техники, технологии требует от них новых знаний. В течение 20 лет удваивается количество профессий.

V . Рефлексия.

Закончить фразу:

Я не знал …, а теперь я знаю…

У меня не получалось …, а теперь получается…

Я не понимал …, а теперь понимаю слайд 12

VI . Домашнее задание

Стр. 42-45 пересказать слайд 13

V II . Итог урока.

С какой темой мы познакомились на уроке?

Какие необходимые ресурсы требуются для производства товаров и услуг?(Природные?)

От чего зависит успех людей в экономике?

Тема урока: «Права ребенка»

Цель: создать условия для осознания второклассниками своих прав, стимулирования потребности в защите своих прав и уважении прав других людей.

Задачи: - познакомить второклассников с Конвенцией ООН и Законом Республики Беларусь «О правах ребенка» (глава 2);

Формировать представление о том, что каждый ребенок имеет право на защиту от жестокости и насилия, другие права;

Создать условия для понимания второклассниками необходимости защиты своих прав и уважения прав других людей, а также выполнения своих обязанностей;

Содействовать формированию умений выбирать правильный вариант поведения, оценивать свои поступки и поступки других людей с точки зрения соблюдения прав человека.

Оборудование: Закон Республики Беларусь «О правах ребенка», конверт с картинками о жизни мальчика, карточки с иллюстрациями из сказок, карточки-пиктограммы с изображением прав человека; отрывок из сказки В.Катаева «Цветик-семицветик».

Ход урока

І. Организационное начало урока.

Сегодня урок необычный у нас.

Готов к нему, вижу, каждый из вас:

Улыбка, уверенность. Что ж: «Так держать!»

За парты садитесь, пора начинать.

ІІ. Актуализация знаний.

О чем мы говорили на прошлом уроке?

Какую тему обсуждали?

Давайте немного поиграем.

Конкурс «Устами младенца»

Давайте вместе попробуем отгадать, о чем рассказывают дети.

Это когда все вместе: мама, папа, бабушка, дедушка и дети. (Семья.)

В семье это самое дорогое, ее берегут, передают из поколения в поколение. (Семейная реликвия.)

Самый нежный, самый добрый, самый любимый человек для всех людей на земле. (Мама.)

Место, где мы бываем все вместе. (Дом.)

Бывает только раз в году, но все его очень любят и очень ждут. (День рождения.)

Это такое маленькое, пищащее, доставляющее много хлопот, но его все любят. (Ребенок.)

В них играют все дети. (Игрушки.)

ІІІ. Сообщение темы и целей урока.

Очень много стран на свете,

Это знает каждый.

Кто, скажите, в странах этих

Самый-самый важный?

Не спешите, не пытайтесь

Дать ответ в один момент,

Главных много – выбирайте,

Там король, здесь – президент.

Про вождей и про царей знаем мы с пелёнок,
Но главней, важней, нужней для страны – ребёнок!

Кем он станет завтра, маленький и нежный?

Всей Земли права его – право на надежду!

–– Ребята, как вы думаете, о чем мы будем говорить сегодня на уроке?

–– Какие цели поставим перед собой на этом уроке?

І V . Изучение нового материала.

–– Ребята, в этом конверте находятся рисунки о жизни одной девочки. Глядя на эти рисунки, внимательно слушая и дополняя меня, вы узнаете, какие права имеет каждый ребенок. Вы станете соавторами истории ее жизни. Итак, история начинается.

У папы Андрея и мамы Оли родилась дочка. Каждый человек имеет право на имя . Давайте дадим имя девочке. (Дети обсуждают имя.) Настя?.. Хорошее имя. У каждого из нас есть имя. А приятно, когда человеку придумывают кличку?.. Вот и нашу девочку, пока она будет маленькой, будут называть Настенька, когда пойдет в школу – Настей, а когда вырастет и станет работать, ее все будут называть Анастасией Андреевной.

Каждый ребенок имеет право на заботу . Кто же будет заботиться о Насте? Конечно же, – ее семья. Как заботится мама? Как заботится папа? Ребенок, живя в семье, тоже должен заботиться о своих близких. Как Настя может заботиться о своих родных?

Девочка и ее семья живут в большом доме. Каждый человек имеет право на жилье . В каждом доме есть дверь. За дверью живет семья. И никто без разрешения папы и мамы не имеет права войти в дом.

Когда Настя болеет, мама ведет ее к врачу. Что происходит дальше? Каждый человек, живущий в нашей стране, имеет право на медицинскую помощь .

Вот Настя подросла и пошла в школу. Потому что каждый человек, проживающий в нашей стране, имеет право на учебу . Она ходит в школу, общается с друзьями, занимается спортом, ходит в библиотеку.

Прошло время, Настя выросла и стала взрослой… А вы хотите знать, что было потом?

Настя окончила медицинский университет и теперь работает врачом. Все пациенты зовут ее Анастасией Андреевной. Каждый человек имеет право на труд и на плату за свой труд . Она встретила красивого парня Сашу. Они создали свою семью. Ведь каждый человек в нашей стране, достигший совершеннолетия, имеет право на создание семьи . И история снова повторится. У них тоже родится ребенок, у которого будут все эти права.

Давайте еще раз назовем права ребенка.

Работа с карточками-пиктограммами.

Учитель показывает карточку-пиктограмму, а дети называют, какое право она обозначает.

Рассказ учителя об истории создания закона «О правах ребенка».

Права каждого ребенка в нашей стране защищены Законом «О правах ребенка». Как вы думаете, для чего нужно было создавать такой закон?

В начале прошлого века произошла страшная война, которую назвали первой мировой войной. В этой войне погибло много мирных жителей и детей. И тогда люди поняли, что если будут продолжаться войны, то погибнет много ни в чем не повинных детей. Они собрались вместе и составили документ, где обращались к правительствам всех стран с просьбой беречь детей.

Но еще через 20 с лишним лет снова разразилась война, вторая мировая, в которой погибло еще больше людей разных стран, и детей тоже. И когда, наконец, настал мир, собрались представители всех народов со всех уголков планеты Земля вместе и составили документ. Там записали права людей и назвали его Всеобщей декларацией прав человека . Было это 10 декабря 1948г. Самыми беззащитными и бесправными являются дети, и поэтому была составлена Декларация прав ребенка , а потом Конвенция ООН (международный договор стран) о правах ребенка .

Наша страна – Республика Беларусь – признала Конвенцию и выполняет требования, записанные в ней. А затем приняла свой Закон «О правах ребенка» .

Эвристическая беседа «Зачем знать свои права?»

Ребята, а зачем человеку нужно знать свои права?

Мир, в котором мы живем, полон хороших людей. Это правильно, когда взрослые любят, жалеют, заботятся о своих детях. Но бывает иначе. Я, к сожалению, знаю такую семью, где родители не только не заботились о своем ребенке, а еще и били его, наказывали без причины. Жилось мальчику очень плохо. Как вы думаете, к кому должен обратиться мальчик за помощью?

Физкультминутка

Раз - подняться, подтянуться,

Два - согнуться, разогнуться,

Три - в ладоши три хлопка,

Головою три кивка.

На четыре - руки шире,

Пять - руками помахать,

Шесть - на стульчик сесть опять

(соответствующие движения)

V . Закрепление изученного материала.

Работа в парах.

69, с.56 в рабочей тетради.

Рассмотри рисунки. О каких правах они напоминают? Напиши ответы в клетках.

Работа в группах.

1 группа работает с учебником.

2 группа

    Право на жизнь;

    Право на образование;

    Право на медицинскую помощь.

3 группа получает иллюстрацию к сказке с заданием.

Выбери право, которое нарушено в этой сказке:

    Право на жизнь;

    Право на образование;

    Право на жилье.

4 группа получает иллюстрацию к сказе с заданием.

Выбери право, которым воспользовалась лягушка:

    Право на образование;

    Право на свободное передвижение;

    Право на труд.

5 группа игра «Загадка философа».

Восстановить высказывание Диогена Лаэртского из слов, записанных в алфавитном порядке. Высказать свое мнение – согласны или не согласны с этими словами и почему.

без, в, государстве, жизнь, закона, не возможна

Решение ситуативных задач «Как ты поступишь, если…»

    Во дворе старшие ребята требуют деньги. А если я их не даю, то меня бьют и оскорбляют.

    За мной кто-то гонится.

    Из моего портфеля часто пропадают вещи и деньги. Я догадываюсь, кто это делает, но боюсь рассказать об этом.

    В раздевалке постоянно кто-то бросает мое пальто на пол и топчет его ногами.

Чтение по ролям отрывка из сказки «Цветик-семицветик»

(Участвуют три ученика, исполняющие роли Автора, девочки Жени и мальчика Вити.)

Женя. Вот так штука! Шесть лепестков, оказывается, потратила – и никакого удовольствия. Ну ничего! Вперед буду умнее… Чего бы мне все-таки велеть? Велю-ка я себе, пожалуй, два кило «Мишек». Нет, лучше два кило «Прозрачных». Ну допустим, все это я велю и съем. И ничего не останется. Нет, велю я лучше себе трехколесный велосипед. Хотя зачем? Ну покатаюсь, а потом что? Нет, велю я себе билет в кино или цирк. Там все-таки весело.

Автор. Рассуждая таким образом, Женя вдруг увидела мальчика, который сидел на лавочке. Мальчик был очень симпатичный, сразу видно, что не драчун, и Жене захотелось с ним познакомиться.

Женя. Мальчик, мальчик, как тебя зовут?

Мальчик. Витя. А тебя как?

Женя. Женя. Давай играть в салки.

Мальчик. Не могу. Я хромой.

Женя. Как жалко! Ты мне очень понравился, я бы с большим удовольствием побегала с тобой.

Мальчик. Я тоже с большим удовольствием побегал бы с тобой, но, к сожалению это невозможно. Ничего не поделаешь. Это на всю жизнь.

Женя. Ах, какие пустяки ты говоришь, мальчик! Гляди!

Женя. Лети, лети, лепесток,

Через запад на восток,

Через север, через юг,

Возвращайся, сделав круг.

Лишь коснешься ты земли –

Быть по-моему вели.

Вели, чтобы Витя был здоров!

Как вы думаете, дети-инвалиды пользуются такими же правами, как и остальные, или другими? Почему? А как мы должны относиться к ним?

Подумайте, как бы вы потратили последний лепесток?

Есть желания, без которых можно прожить. Нельзя иметь все, что хочешь. Но есть желания, которые обязательно должны исполняться, без них человеку просто нельзя жить. Всем необходимо дышать свежим воздухом, пить чистую воду, есть полезную пищу, ходить в школу, читать умные книги, чувствовать себя защищенным. Такие жизненно важные желания и определяют основные права человека.

V І. Подведение итогов.

О каких правах человека вы узнали на уроке?

К кому можно обратиться, если нарушаются ваши права?

В жизни иногда нарушаются права людей. Чтобы защитить себя, свои права нужно знать. Важно также не нарушать права своих одноклассников, соседей, близких людей. И если люди, которые живут в разных странах, на разных континентах, говорят на разных языках, будут совершать только хорошие поступки, все люди на Земле будут жить в мире и согласии.

V ІІ. Рефлексия.

Что было интересно на уроке?

Что было трудно?

V ІІІ. Домашнее задание.

Нарисовать рисунок на тему: «Мои права» или

Подготовить рассказ на тему: «Мои права и обязанности».

Государственное учреждение образования «Средняя школа №45 г.Могилева»

Конспект урока по предмету

«Человек и мир»

на тему:

«Права ребёнка»

Подготовила:

учитель начальных классов

Кухарева Ю. М.

проведённого во 2 «А» классе

ГУО «Уваровичская средняя школа

Буда-Кошелёвского района»

Гомельской области

по теме: «Лягушки и жабы»
Учитель начальных классов:

Кабаева Ирина Сергеевна


Тема: Лягушки и жабы

Цели: формирование у учащихся представления о жабе и лягушке как особой группе животных, их среде обитания и роли, которую они выполняют в природе; раскрытие понятия «земноводные»; воспитание к этим животным положительного отношения в процессе знакомства с особенностями их поведения, питания и размножения: развитие логического мышления, наблюдательности, умения работать самостоятельно с учебником, в парах; содействие изменению отрицательного отношения детей к так называемым нелюбимым животным на основе их поведения, питания и размножения, особенно роли в природе.

Оборудование: учебник «Человек и мир»(2 класс); мультимедийная презентация к уроку; индивидуальные карточки по темам «Рыбы», «Лягушки и жабы».
Ход урока

1. Организационный момент.

Я настрой себе нашел, Повторю сто раз его-

Чтобы быть везучим. Разойдутся тучи.

У меня все хорошо - У меня все хорошо -

А будет еще лучше! А будет еще лучше!
2. Проверка домашнего задания – СЛАЙД №2

На доске эпиграф:

Пойми живой язык природы – и скажешь ты: прекрасен мир.

Иван Саввич Никитин

Эти слова нас будут сопровождать на протяжении всего урока.

Наша планета – Земля –

Очень щедра и богата.

Горы, леса и поля –

Дом наш родимый, ребята.

Солнышко рано встает,

Лучиком день зажигает,

Весело птицы поют,

Песнею день начинают.

Как хорошо, приглядись, -

Клены, березы и елки!..

Пенью у птицы учись,

А трудолюбию у пчелки.

(Л. Савчук)

Кто такие рыбы? Чем они похожи?

Найдите в тексте и прочитайте, как рыбы приспособлены к жизни в воде.

СЛАЙД №3

А чем питается щука и плотва? (Учащиеся работают с индивидуальными карточками по вариантам)







К чему может привести загрязнение водоёмов? (Ответы детей.)

Рубрика «Для любознательных».

О степени загрязненности водоёмов может рассказать кашель рыб. Самыми способными оказались ушастый окунь, пескарь и форель. Такое поведение рыб натолкнуло учёных создать прибор, показывающий степень загрязнения водоёмов.

3. Изучение нового материала. – СЛАЙД №4

Отгадав загадку, вы узнаете тему нашего урока.

Что за странная зверушка

По дорожке скачет?

И не мягкая игрушка,

И не круглый мячик.

У неё одни слова:

Знает только «Ква, ква, ква…» (Лягушка)


-Бугорками на спине

Отпугнет любого.

Но животное полезно,

Не найдёшь такого! (Жаба)


Знакомство с темой и целями урока.


- Вы, конечно, встречали в природе лягушек, возможно и жаб тоже. Сегодня вы убедитесь в том, какие это удивительные животные, какую роль в природе они выполняют.

Где в природе можно встретить лягушек? Жаб? Что вы о них знаете? (Ответы детей:

в прудах, реках, озёрах ил рядом с ними. )

СЛАЙД №5

Лягушку и жабу называют земноводными, так как они могут жить и в воде, и на суше. Кожа у них голая, влажная.

В природе существует большое разнообразие лягушек.


СЛАЙД № 6

Например, Кубинская лягушка величиной с ноготок мизинца.


СЛАЙД № 7

А камерунская лягушка достигает веса 6 кг.


СЛАЙД № 8

Древесная африканская лягушка способна совершать прыжок длиной в 5 м, как хороший легкоатлет.


СЛАЙД № 9

В природе нашей страны живут травяная, озерная, прудовая, остромордая лягушки.

Они отличаются величиной, окраской и формой тела.

Всю зиму лягушки лежат в глубокой тине без пищи и без дыхания, словно мёртвые. Может быть, им сниться солнышко, вкусные мушки, водяные кувшинки, жирные червячки. А придёт весна, и лягушки оживают. Все весенние тёплые ночи, с вечера до утра, кричат они без устали: два толстых мешка, находящихся по обеим сторонам шеи у самцов, помогают им издавать сильные звуки.

СЛАЙД № 10

Это очень интересное и полезное животное. Они уничтожают до 2 % вредных насекомых (а это огромное количество). Во Франции и Японии им даже поставлены памятники – дань уважения и признательности врачей и биологов всего мира.

Кожа у лягушек влажная, гладкая, очень красива своей окраской. У каждой особи своеобразная.
СЛАЙД № 11

По величине самая крупная – озёрная лягушка.

Зрительная гимнастика

Работа с учебным пособием.

Чтение «Учитель- ученик» статьи «Озёрная лягушка» (с.83-85)

Ответы на вопросы с. 85


4. Физкультминутка – СЛАЙД № 12

Лягушки

Дети изображают лягушек с растопыренными лапами.

На болоте две подружки,

Две зелёные лягушки

Утром рано умывались,

Полотенцем растирались,

Ножками топали,

Ручками хлопали,

Вправо, влево наклонялись

И обратно возвращались.



СЛАЙД № 13

А что вы знаете о жабах? (ответы детей)

Жабы отличаются от лягушек по многим параметрам.

У жабы бугристая кожа, более сухая и грубая, чем у лягушек. Ноги короткие и слабые, поэтому она в основном ползает и бегает. У многих лягушек есть зубы.

Поедает мух, комаров, мошек, слепней, оводов – возможных переносчиков различных болезней.

СЛАЙД № 14

Послушайте, какая жалоба поступила от жабы: «Невежественные люди говорят, что я вредная. Я совсем не вредная. У меня действительно выделяется через кожу беловатая, сильно пахнущая жидкость, но ни каких бородавок от этой жидкости не бывает. Просто так я спасаюсь от врагов. Это моя единственная защита, ведь у меня нет ни острых зубов, ни быстрых ног. Зато от меня большая польза! Недаром опытные огородники приносят на свои огороды жаб. Мы целый день сидим в укромном уголке, а когда стемнеет, выползаем на охоту. Ловить насекомых мне помогает клейкий язык. Я неустанно охочусь всю ночь!»

Жаб считают некрасивыми. Ведь часто, когда хотят кого-нибудь оскорбить, его сравнивают с жабой. А когда-то у многих народов это животное почиталось. Люди смотрели на него по-доброму, как и должен смотреть человек на животных вообще.

Существовали и легенды о чудодейственных свойствах жаб. Одни варили из жаб различные снадобья, которыми как будто можно было вылечить все болезни. Другие закапывали жаб в землю, чтобы был хороший урожай. Третьи запихивали в рот больному сушеную жабу, чтобы прогнать лихорадку.

Жаба- ночное животное. Сколько она за ночь уничтожает вредных насекомых, трудно сосчитать, даже если этим заняться специально. Жабы уничтожают гусениц, слизней. Недаром крестьяне приносили жаб из леса и выпускали их в огороды.

Из Франции жаб привозили в Англию и продавали за большие деньги. А в Париже раньше существовал даже специальный жабий рынок.

СЛАЙДЫ №№ 15,16

В мире существует 450 видов жаб. В нашей стране распространены 2 вида: серая, или обыкновенная, и зелёная, а камышовая жаба занесена в Красную книгу Республики Беларусь.



Чтение «Учитель- ученик» статьи «Жаба» (с.85-86)

Так чем же жабы отличаются от лягушек?

5. Закрепление материала. – СЛАЙД № 17




Работа учащихся с индивидуальными карточками:




Проводится проверка и самооценка работ учащихся.
СЛАЙД № 18

О лягушках существует много примет, послушайте:

Приметы о лягушках.

Вместе с лягушкой в дом входит удача.

Если убить лягушку, то дождь пойдет.

Лягушки квакают к сильному ненастью.

Если лягушки в болоте и речке сильно квакают - к дождю.

Лягушка, выскочившая на дорогу перед путником, сулит неудачу.

Если лягушки начинают осенью прятаться глубоко в воду, то это может предвещать скорое наступление холодной осени.

Много интересного материала вы сможете найти на страницах энциклопедий, журналов о природе и животном мире.

6. Домашнее задание: - СЛАЙД № 19

Откройте дневники, запишите домашнее задание.

7. Подведение итогов. Рефлексия.

Какие знания, опыт вы сегодня получили на уроке?

Чтение вывода на с.87 учебного пособия:

Жабы и лягушки – земноводные животные. Они могут жить в воде и на суше. Их тело покрыто голой, влажной кожей. Жабы и лягушки приносят большую пользу. Они нуждаются в охране и защите человека.

У вас на партах лежат кувшинки разного цвета. С помощью них покажите, какое сейчас у вас настроение?

(Каждый ученик «дарит» свою кувшинку героям урока по своему настроению).


СЛАЙД № 20

Спасибо всем за работу на уроке!

Конспект урока по предмету «Человек и мир»

на тему «Поведение в природе»

Класс : 2

Цель : Формирование способов действий по уходу за комнатными растениями.

Задачи:

Образовательные:

· совершенствовать представления о комнатных растениях посредством дидактической игры «Найди такой же»

· Формировать способы действий по уходу за комнатными растениями посредством практической работы

Коррекционно-развивающие:

· Совершенствовать активный словарь: «рыхлить», «опрыскивать», «протирать» посредством беседы

· Развивать мелкую моторику рук посредством ухода за комнатными растениями

Воспитывающие:

· Воспитывать интерес к растениям, любовь к природе

· Воспитывать желание ухаживать за растениями и бережно относиться к ним.

Оборудование: иллюстрации по теме, слова-подсказки, учебник «Человек и мир» 2 класса вспомогательной школы (Т. Л. Лещинская), фартуки для детей, лейки, деревянные палочки, клеенка, горшки с комнатными растениями, влажные салфетки, пульверизаторы.

Ход урока

I. Вводная часть

1. Организационный момент

Громко прозвенел звонок,

Начинается урок.

Наши ушки на макушке,

Глазки широко открыты,

Слушаем, запоминаем,

Ни минуты не теряем!

2. Проверка домашнего задания

Давайте сделаем маленькую зарядку для наших рук изображая цветок.

«Цветок»

Руки держим перед собой,

прижимаем ладошки обеих рук друг к другу,

затем слегка раздвигаем их, округлив пальчики.

3. Уточнение временных представлений

Скажите мне ребята, какое сегодня число? Месяц? День недели?

II. Основная часть

1. Подготовка к усвоению нового материала

Послушайте внимательно загадку и сами отгадайте, о чём будет наше занятие.

Воздух очищают, создают уют.

На окнах зеленеют, и зимой цветут.

(Комнатные растения)

Правильно сегодня мы с вами будем продолжать говорить о комнатных растениях, и научимся правильно за ними ухаживать (Стук в дверь)

Ребята, к нам кто-то пришёл (На столе появляется кукла Юля) .

Это Юля. Наша гостья. Она хочет, чтобы я вам рассказала, какая история с ней приключилась. Слушайте внимательно. (Рассказ сопровождается картинками ).

Оля и Юля - сестрички. Они родились в один день, и им исполнилось по 6 лет. На день рождения они получили много подарков. Мама подарила – мяч, дедушка - книгу, папа - «сказочный» дом. А что подарила бабушка?(Учитель показывает картинку с цветочными горшками ) (Горшочки ).

Правильно, бабушка подарила горшочки, но не простые. Она велела поставить их на окно и поливать каждый день и смотреть, что же произойдёт. Оля всё сделала, как велела бабушка: поставила на окно и поливала каждый день свой горшочек (Учитель показывает картинку с лейкой ).

Через неделю появился росток.(Картинка с маленьким ростком).

А скоро на высоком стебле распустился красивый цветок(Картинка с цветком амариллиса ).

Бабушка сказала Оле, что это и есть чудо-подарок. А у Юли цветок погиб(Картинка с засохшим растением). Как вы думаете почему? (Юля не поливала цветок ).

Правильно, у Юли цветок погиб, потому что она не ухаживала за ним. Давайте расскажем Юле, что же такое комнатные растения, для чего они нам нужны. И научим ее правильно за ними ухаживать.

2. Сообщение нового материала

2.1. Беседа

Почему эти растения называют комнатными? (Потому что они растут в классе, в комнате).

Давайте вспомним их. Откройте в учебнике страницу 83. Такие же цветы есть у нас в классе. Давайте их назовём (Фикус, кактус, гортензия )

(Учитель показывает цветы детям и соотносит с названиями цветов, прикрепленными магнитами на доске ).

Для чего нужны комнатные растения? (Для красоты, для уюта, ещё они очищают воздух).

2.2. Дидактическая игра «Найди такой же»

Юля мне шепнула, что забыла, как выглядят наши комнатные растения. Давайте поможем ей. Разделимся на 3 группы. Я буду описывать растение, а вы мне ответите, про какое растение я рассказываю. (Учитель вызывает ответить трех учащихся от каждой группы)

Для 1 группы: Вкусно пахнет, у него есть много белых цветочков (Гортензия )

Для 2 группы: Имеет зеленые толстые колючие листья. Не пахнет. Круглой формы. (Кактус )

Для 3 группы: Имеет гладкие, зеленые листья. Не пахнет. Листочки овальной, продолговатой формы (Фикус )

Молодцы, вы хорошо угадали комнатные растения. Теперь Юля хорошо запомнила наши комнатные растения.

2.3. Ознакомление со схемой «Потребности растений»

А теперь скажите, что нужно растению, чтобы оно росло? (Вода, солнце, земля, воздух, доброта)

(Учитель одновременно показывает детям схему «Потребности растений», на доске слова: поливать, рыхлить, опрыскивать, протирать).

- Откройте в учебнике страницу 84. Снизу на картинке представлены потребности растений. Давайте их назовём по очереди: поливать, протирать, опрыскивать, рыхлить

(Учитель показывая слово на доске проговаривает его с учащимися несколько раз соотносит с соответствующей иллюстрацией в учебнике).

А теперь немного отдохнем.

2.4. Физкультминутка «Цветочки» (музыка)

На окне в горшочке (дети сидят на корточках)

Поднялись цветочки. (медленно встают)

К солнцу потянулись, (поднимаются на носочки)

Солнцу улыбнулись. (разводят руки в стороны)

К солнышку листочки, повернут цветочки, (разворачивают ладони вверх )

Развернут бутоны, в солнышке утонут. (Соединяют руки над головой , медленно разводят в стороны)

3. Закрепление нового материала

3.1. Практическая работа

Помните наших сестричек Олю и Юлю? Помните ошибки Юли? (Да, у нее завяло растение ).

Теперь мы научимся ухаживать за нашими комнатными растениями, чтобы не допустить таких ошибок и не дать погибнуть нашим «зеленым друзьям».

Я приготовила вам инструменты по уходу за растениями. Давайте рассмотрим инструменты и определим, для чего они нужны (лейка поливать , деревянная палочка - рыхлить , пульверизатор - опрыскивать , влажные салфетки - протирать ).

Посмотрите, на доске записаны слова, прочитаем их и запомним, как они пишутся (слова-подсказки на доске прикреплены магнитами ).

Пульверизатор – это инструмент, с помощью которого мелко разбрызгивается вода.

Прежде чем начать работу познакомимся с правилами ухода за растениями (демонстрация действий ):

Рыхление. Чтобы земля была мягкой ее нужно рыхлить, глубоко нельзя, чтобы не повредить корешки, которые находятся далеко в земле.

Полив . Носик лейки прислоню к горшку, чтобы вода текла осторожно, налью ее столько, чтобы цветок напился вдоволь. Все цветы живые, не могут жить без воды.

Давайте прорыхлим и польем наши цветы. Наденем фартуки и начнем работу.

(Дети подходят к столу, на котором стоят горшки с комнатными растениями, с помощью учителя начинают рыхлить и поливать цветы) .

А теперь я напомню правила, как надо протирать листья от пыли. Мы с вами дышим носиком, а цветочки дышат листочками. Чтобы они могли дышать, они должны быть чистыми.

Растения с крупными листьями будем протирать влажной салфеткой или тряпочкой . Кладем на правую ладошку влажную салфетку, а на левую - листочек и аккуратно от стебелька до конца листочка будем протирать. Давайте попробуем.

(Дети выполняют задание).

Другие растения будем опрыскивать из пульверизатора.

(Дети выполняют задание, учитель в ходе работы помогает им советом, беседует с детьми о том, как называются растения, отмечает старательных детей. По окончанию работы дежурные убирают рабочее место).

- Вы все большие молодцы, теперь Юля знает, как правильно ухаживать за комнатными растениями.

4. Повторение пройденного материала

4.1. Работа в парах «Как можно помочь комнатным растениям»

Чтобы Юля еще плотнее запомнила, как нужно ухаживать за комнатными растениями, мы должны ей напомнить и объяснить все правила. Давайте разделимся по парам. Каждой паре я буду называть одно из правил ухода, а вы будете выходить ко мне и показывать это правило.

(Учащиеся выходят к учителю и показывают правила ухода за комнатными растениями)

III. Заключительная часть

1. Объяснение домашнего задания

Вам будет домашнее задание: поухаживать за своими комнатными растениями дома вместе с родителями.

2. Оценивание деятельности учащихся на уроке

- Какие вы молодцы как хорошо у вас все получилось. В нашем классе сразу воздух стал чище и комнатные растения все блестят от чистоты! Хорошо работали сегодня …(учитель называет учащихся ). (Учитель называет учащихся ) у вас неплохо получается, но нужно еще потренироваться в уходе за комнатными растениями.

Юля ты все запомнила, о чем рассказали и что показали тебе ребята? Давайте еще раз напомним Юле, чем мы сегодня занимались на уроке (Дети по очереди отвечают ).

3. Подведение итогов урока

- Давайте попрощаемся с Юлей, она теперь знает, как ухаживать за комнатными растениями, и сможет вырастить много красивых комнатных цветов.