На этом уроке мы поговорим об еще одном средстве передачи эмоций – динамике (громкости) музыки .
Мы уже говорили, что музыкальная речь очень похожа на речь в нашем традиционном понимании. И одним из способов выражения своих эмоций (кроме темпа воспроизведения слов) является ещё один, не менее сильный – это громкость, с которой мы произносим слова. Нежные, ласковые слова произносятся тихо, команды, возмущение, угроза и призывы - громко. Как и человеческий голос, музыка тоже может и «кричать», и «шептать».
Как вы думаете, что объединяет взрывчатку под названием «динамит», спортивную команду «Динамо» и магнитофонные «динамики»? Все они происходят из одного слова – δύναμις [динамис], в переводе с греческого «сила». Вот и слово «динамика» происходит отсюда. Оттенки звука (или, по-французски, нюансы) называются динамическими оттенками, а сила музыкального звука называется динамикой.
Наиболее распространенные динамические нюансы, от самого тихого до самого громкого, перечислены ниже:
Для указания ещё более крайних степеней громкости применяются дополнительные буквы f и p. Например, обозначения fff и ppp. У них нет стандартных названий, обычно говорят «форте-фортиссимо» и «пиано-пианиссимо», или «три форте» и «три пиано».
Обозначение динамики носит относительный, а не абсолютный характер. Например, mp указывает не на точный уровень громкости, а на то, что играть этот отрывок следует несколько громче, чем p, и несколько тише, чем mf.
Иногда сама музыка подсказывает, как надо играть. Например, как вы сыграете колыбельную?
Правильно – тихо. А как сыграть сигнал тревоги?
Да, громко.
Но бывают случаи, когда по нотной записи непонятно, какой характер композитор вкладывал в музыкальное произведение. Вот для этого автор и пишет под нотным текстом подсказки в виде значков динамики. Примерно так:
Динамические нюансы могут обозначаться как в начале, так и в любом другом месте музыкального произведения.
Есть еще два знака обозначения динамики, с которыми Вам придется сталкиваться довольно часто. На мой взгляд, они немного похожи на птичьи клювы:
Эти значки обозначают постепенное увеличение или уменьшение громкости звука. Так для того, чтобы спеть погромче – птица открывает клюв пошире (<), а чтобы спеть потише – прикрывает клюв (>). Эти так называемые «вилочки» появляются под нотным текстом, а также и над ним (особенно над вокальной партией).
В данном примере длинная динамическая “вилка” (<),означает, что фрагмент нужно играть все громче и громче, пока не закончится знак крещендо.
А здесь сужающаяся “вилка” (>) под музыкальной фразой означает, что фрагмент нужно играть тише и тише пока не закончится знак диминуэндо, причем начальный уровень громкости в этом примере mf (mezzo forte), а конечный – p (piano).
Для этих же целей часто используют еще и словесный метод. Термин «» (итал. crescendo, сокращенно cresc.) обозначает постепенное усиление звучания, а «Диминуэндо » (итал. diminuendo, сокращенно dim.), или декрещендо (decrescendo, сокращенно decresc.) - постепенное ослабление.
Обозначения cresc. и dim. могут сопровождаться и дополнительными указаниями:
Вот вам еще немного терминов, связанных с динамикой:
Ну и в заключение хочется обратить Ваше внимание на ещё один динамический нюанс – это акцент . В музыкальной речи он воспринимается как отдельный резкий вскрик.
В нотах он обозначается:
Еще «акцент» при письме обозначается знаком > над соответствующей нотой (аккордом) или под ней.
Ну и напоследок вот вам пара примеров, где вы, как я надеюсь, сможете применить все полученные знания на практике:
ДИНАМИЧЕСКИЕ ОТТЕНКИ
Музыкальные термины, которые определяют степень громкости исполнения музыки, называются динамическими оттенками (от греческого слова dynamicos -- силовой, то есть сила звука). В нотах вы, конечно, видели такие значки: pp, p, mp, mf, f, ff, dim, cresc. Все это -- сокращения названий динамических оттенков. Посмотрите, как они пишутся полностью, произносятся и переводятся: pp -- pianissimo «пианиссимо» -- очень тихо; р -- piano «пиано» -- тихо; mp -- mezzo piano «меццо пиано» -- умеренно тихо, немножечко громче, чем пиано; mf -- mezzo forte «меццо форте» -- умеренно громко, громче, чем меццо пиано; f -- forte («форте» -- громко; ff -- fortissimo «фортиссимо» -- очень громко. Иногда, гораздо реже, в нотах можно встретить такие обозначения: ppp (пиано-пианиссимо), рррр. Или fff, (форте-фортиссимо), ffff. Они означают очень-очень тихо, еле слышно, очень-очень громко. Знак sf -- sforzando (сфорцандо) указывает на выделение какой-то ноты или аккорда. Очень часто встречаются в нотах и такие слова: dim, diminuendo (диминуендо) или значок указывающие на постепенное ослабление звука. Cresc. (крещендо), или значок -- указывают, напротив, что нужно постепенно усиливать звук. Перед обозначением cresc. иногда ставится poco а poco (поко а поко) -- мало-помалу, понемногу, постепенно. Конечно, эти слова встречаются и в других сочетаниях. Ведь постепенно можно не только усиливать звук, но и ослаблять его, ускорять или замедлять движение. Вместо diminuendo иногда пишут morendo (морендо) -- замирая. Такое определение означает не только затихая, но и замедляя темп. Приблизительно тот же смысл имеет слово smorzando (сморцандо) -- приглушая, замирая, ослабляя звучность и замедляя темп. Вы, наверное, не раз слышали пьесу «Ноябрь» из цикла «Времена года» Чайковского. Она имеет подзаголовок «На тройке». Начинается не очень громко (mf) простая мелодия, похожая на русскую народную песню. Она растет, ширится, и вот уже звучит мощно, громко (f). Следующий музыкальный эпизод, более живой и грациозный, имитирует звучание дорожных бубенцов. А потом на фоне неумолчного звона бубенцов вновь возникает мелодия песни -- то тихая (р), то приближающаяся и вновь исчезающая вдали, постепенно истаивающая.
Творческие портреты композиторов. - М.: Музыка . 1990 .
Содержание 1 Темпы 1.1 Характеристики темпа 1.1.1 Медленные темпы … Википедия
- (франц. nuance) оттенок, едва заметный переход в интонациях речи, в значении слов, в красках и т.д. Термин «Н.» широко применяется в музыке, где относится преимущественно к исполнению музыкальных фраз и отдельных звуков (созвучий).… …
Может иметь высоту основного тона от до субконтроктавы до до ре пятой октавы (от 16 до 4000 4500 гц). Громкость его не может превышать порога болевого ощущения (См. Порог болевого ощущения). По длительности и по тембру З. м. очень… … Большая советская энциклопедия
- (от имени изобретателя и лат. vox голос) первый сов. электромузыкальный инструмент. Изобретён Л. С. Терменом в 1920. В первом варианте одноголосный; применяемые электронные схемы были радиоламповые, позже транзисторные. В Т. электрич.… … Музыкальная энциклопедия
Мы живем в океане звуков. Мир вокруг нас наполнен и даже, порою, переполнен звучаниями. Стук захлопнувшейся двери, звон водопроводной струи, непрерывный гул машин за окном, шум трамвая, голоса разговаривающих людей, гул пылесоса, жужжание… … Музыкальный словарь
Звук музыкальный звук, обладающий: определённой высотой (высота основного тона обычно от до субконтроктавы до до ре пятой октавы (от 16 до 4000 4500 Гц); тембром, который определяется присутствием в звуке обертонов и зависит от источника звука.… … Википедия
У этого термина существуют и другие значения, см. Динамика. Динамика в музыке совокупность понятий и нотных обозначений, связанных с оттенками громкости звучания. Содержание 1 Обозначения 1.1 Громкость (относительная) … Википедия
Звук, обладающий определённой высотой (высота основного тона обычно от до субконтроктавы до до ре пятой октавы (от 16 до 4000 4500 Гц); тембром, который определяется присутствием в звуке обертонов и зависит от источника звука. По тембру звуки… … Википедия
Сергей Лемешев Полное имя Сергей Яковлевич Лемешев Дата рождения 10 июля 1902 Место рождения Тверская губерния, Российская империя Дата смерти … Википедия
Одним из важнейших условий выразительного исполнения музыки является сила звучания инструмента - динамика.
Динамика в свою очередь зависит от силы звукоизвлечения пальцами правой руки.
Гитара по силе звучания не может соперничать, например, с фортепиано или оркестром, но в своих звуковых пределах она может достаточно ясно передавать любую динамику музыкального произведения.
При этом следует учитывать качество изготовления инструмента и его индивидуальную особенность громкости звучания.
На слабозвучной гитаре (серийного производства), чтобы избежать форсированного, дребезжащего звучания на форте, силу звукоизвлечения следует несколько умерить.
Само собой разумеется, что наиболее сильное звучание гитары достигается более плотным захватом струны и резким оттягиванием её кончиком пальца, слабое звучание образуется от легкого и более мягкого движения кончика пальца правой руки.
Сокр. обозн. | Полное обозн. | Произношение | Значение | |
p | piano | пиано | тихо | |
mp | Mezzo piano | меццо-пиано | не очень тихо | |
pp | pianissimo | пианиссимо | очень тихо | |
f | forte | форте | громко | |
mf | Mezzo forte | меццо-форте | не очень громко | |
ff | fortissimo | фортиссимо | очень громко | |
cresc. < | crescendo | крещендо | усиливая | |
dim. > | diminuendo | диминуендо | ослабляя | |
morendo | морендо | замирая | ||
sf | sforzando | сфорцандо | внезапное ударение на каком-либо звуке или аккорде. |
Для указания ещё более крайних степеней громкости и тишины используются дополнительные буквы
f
и
p
.
Так, довольно часто в музыкальной литературе встречаются обозначения
fff
и
ppp
.
У них нет стандартных названий, обычно говорят «форте-фортиссимо» и «пиано-пианиссимо» или «три форте» и «три пиано».
В редких случаях при помощи дополнительных
f
и
p
указываются ещё более крайние степени силы звука.
Так, П. И. Чайковский в своей Шестой симфонии использовал
pppppp
и
ffff
, а Д. Д. Шостакович в Четвёртой симфонии --
fffff
.
Обозначения динамики носят относительный, а не абсолютный характер.
Например, mp указывает не на точный уровень громкости, а на то, что играть этот отрывок следует несколько громче, чем
p
, и несколько тише, чем
mf
.
У некоторых компьютерных программ записи звука существуют стандартные значения скорости нажатия клавиши, соответствующие тому или иному обозначению громкости, но, как правило, эти значения можно настраивать.
Постепенные изменения громкости
Для обозначения постепенного изменения громкости используются термины
крещендо
(итал. crescendo), обозначающий постепенное усиление звучания, и
диминуэндо
(итал. diminuendo), или
декрещендо
(decrescendo) -- постепенное ослабление.
В нотах они обозначаются сокращённо как cresc. и dim. (или decresc.).
Для этих же целей используются особые знаки-"вилочки".
Они представляют собой пары линий, соединённых с одной стороны и расходящихся с другой. Если линии слева направо расходятся () -- ослабление.
Следующий фрагмент нотной записи указывает на умеренно громкое начало, затем усиление звука и потом его ослабление:
«Вилочки» обычно записываются под нотным станом, но иногда и над ним, особенно в вокальной музыке.
Обычно ими обозначают кратковременные изменения громкости, а знаками cresc. и dim. -- изменения на более долгом интервале времени.
Обозначения cresc. и dim. могут сопровождаться дополнительными указаниями poco (русск. поко -- немного), poco a poco (русск. поко а поко -- мало-помалу), subito или sub . (русск. субито -- внезапно) и т. п.
Дополнительные музыкальные термины, связанные с динамикой
Резкие изменения громкости
Сфорцандо
(итал. sforzando) или
сфорцато
(sforzato) обозначает внезапный резкий акцент и обозначается
sf
или
sfz
.
Внезапное усиление нескольких звуков или короткой фразы называется
ринфорцандо
(итал. rinforzando) и обозначается
rinf
.,
rf
или
rfz
.
Обозначение fp (forte piano) означает «громко, затем сразу тихо»; sfp (sforzando piano) указывает на сфорцандо с последующим пиано.
Упражнение на отработку динамических оттенков при игре на гитаре
Ниже представлено небольшое и несложное упражнение на развитие сразу нескольких основных моментов при работе правой руки в момент игры на гитаре:
При отработке данного упражнения очень полезно следить за правой рукой в зеркало. Это помогает отследить ошибки и "проблемные места" сразу.
Левая рука может удерживать гитару возле грифа.
Упражнение можно разнообразить за счет:
- включения пятой и четвертой струн для большого пальца
- Отработки упражнения как на апояндо, так и на тирандо
На последок, Вашему вниманию предлагается одно из "концертных" произведений, которое можно играть перед публикой.
Andantino (Андантино) - прелюдия Матео Каркасси
В данном произведении используется прием двойного апояндо.
Музыкальные термины, которые определяют степень громкости исполнения музыки, называются динамическими оттенками (от греческого слова dynamicos - силовой, то есть сила звука). В нотах вы, конечно, видели такие значки: pp, p, mp, mf, f, ff, dim, cresc. Все это - сокращения названий динамических оттенков. Посмотрите, как они пишутся полностью, произносятся и переводятся: pp - pianissimo «пианиссимо» - очень тихо; р - piano «пиано» - тихо; mp - mezzo piano «меццо пиано» - умеренно тихо, немножечко громче, чем пиано; mf - mezzo forte «меццо форте» - умеренно громко, громче, чем меццо пиано; f - forte («форте» - громко; ff - fortissimo «фортиссимо» - очень громко.
Иногда, гораздо реже, в нотах можно встретить такие обозначения: ppp (пиано-пианиссимо), рррр. Или fff, (форте-фортиссимо), ffff. Они означают очень-очень тихо, еле слышно, очень-очень громко. Знак sf - sforzando (сфорцандо) указывает на выделение какой-то ноты или аккорда. Очень часто встречаются в нотах и такие слова: dim, diminuendo (диминуендо) или значок указывающие на постепенное ослабление звука. Cresc. (крещендо), или значок - указывают, напротив, что нужно постепенно усиливать звук. Перед обозначением cresc. иногда ставится poco а poco (поко а поко) - мало-помалу, понемногу, постепенно. Конечно, эти слова встречаются и в других сочетаниях. Ведь постепенно можно не только усиливать звук, но и ослаблять его, ускорять или замедлять движение. Вместо diminuendo иногда пишут morendo (морендо) - замирая. Такое определение означает не только затихая, но и замедляя темп. Приблизительно тот же смысл имеет слово smorzando (сморцандо) - приглушая, замирая, ослабляя звучность и замедляя темп. Вы, наверное, не раз слышали пьесу «Ноябрь» из цикла «Времена года» Чайковского. Она имеет подзаголовок «На тройке». Начинается не очень громко (mf) простая мелодия, похожая на русскую народную песню. Она растет, ширится, и вот уже звучит мощно, громко (f). Следующий музыкальный эпизод, более живой и грациозный, имитирует звучание дорожных бубенцов. А потом на фоне неумолчного звона бубенцов вновь возникает мелодия песни - то тихая (р), то приближающаяся и вновь исчезающая вдали, постепенно истаивающая.
Динамические Анализаторы Сигнала
— анализаторы сигнала, которые используют цифровую выборку сигнала и методы ее преобразования для получения вида Фурье-спектра данного сигнала, включая информацию о его амплитуде и фазе.
Юридический словарь
Динамические Межотраслевые Модели
— частный случай динамических моделейэкономики. Основаны на принципе баланса межотраслевого, в который вводятсяуравнения, характеризующие изменение межотраслевых........
Динамические Модели
— экономики - экономико-математические модели,описывающие экономику в развитии (в отличие от статических,характеризующих ее состояние в определенный момент). Два подхода........
Большой энциклопедический словарь
Оттенки музыкальные
— см. Нюанс.
Музыкальная энциклопедия
Динамические Задачи Теории Упругости
— - круг вопросов теории упругости, относящихся к изучению распространения колебаний или состояния установившихся колебании в упругих средах. В простейшем и наиболее........
Математическая энциклопедия
Динамические Характеристики Психических Процессов
— - важная сторона любой психической деятельности, включающая ее скоростные и регуляторные аспекты. Син. психодинамические свойства. Д. х. п. п. регулируются неспецифическими........
Психологическая энциклопедия
Музыкальные термины, которые определяют степень громкости исполнения музыки, называются динамическими оттенками (от греческого слова dynamicos -- силовой, то есть сила звука). В нотах вы, конечно, видели такие значки: pp, p, mp, mf, f, ff, dim, cresc. Все это -- сокращения названий динамических оттенков. Посмотрите, как они пишутся полностью, произносятся и переводятся: pp -- pianissimo «пианиссимо» -- очень тихо; р -- piano «пиано» -- тихо; mp -- mezzo piano «меццо пиано» -- умеренно тихо, немножечко громче, чем пиано; mf -- mezzo forte «меццо форте» -- умеренно громко, громче, чем меццо пиано; f -- forte («форте» -- громко; ff -- fortissimo «фортиссимо» -- очень громко. Иногда, гораздо реже, в нотах можно встретить такие обозначения: ppp (пиано-пианиссимо), рррр. Или fff, (форте-фортиссимо), ffff. Они означают очень-очень тихо, еле слышно, очень-очень громко. Знак sf -- sforzando (сфорцандо) указывает на выделение какой-то ноты или аккорда. Очень часто встречаются в нотах и такие слова: dim, diminuendo (диминуендо) или значок указывающие на постепенное ослабление звука. Cresc. (крещендо), или значок -- указывают, напротив, что нужно постепенно усиливать звук. Перед обозначением cresc. иногда ставится poco а poco (поко а поко) -- мало-помалу, понемногу, постепенно. Конечно, эти слова встречаются и в других сочетаниях. Ведь постепенно можно не только усиливать звук, но и ослаблять его, ускорять или замедлять движение. Вместо diminuendo иногда пишут morendo (морендо) -- замирая. Такое определение означает не только затихая, но и замедляя темп. Приблизительно тот же смысл имеет слово smorzando (сморцандо) -- приглушая, замирая, ослабляя звучность и замедляя темп. Вы, наверное, не раз слышали пьесу «Ноябрь» из цикла «Времена года» Чайковского. Она имеет подзаголовок «На тройке». Начинается не очень громко (mf) простая мелодия, похожая на русскую народную песню. Она растет, ширится, и вот уже звучит мощно, громко (f). Следующий музыкальный эпизод, более живой и грациозный, имитирует звучание дорожных бубенцов. А потом на фоне неумолчного звона бубенцов вновь возникает мелодия песни -- то тихая (р), то приближающаяся и вновь исчезающая вдали, постепенно истаивающая.
Психологический словарь
Музыкальная энциклопедия
Словарь геологических терминов
Словарь по гидрогеологии и инженерной геологии
Словарь металлургических терминов
Морской словарь
Философская энциклопедия
Философская энциклопедия
Энциклопедический словарь по металлургии
Морской словарь
Официальная терминология
Большая Советская энциклопедия
Большой энциклопедический словарь
Оттенки черного
Оттенки и пробелы Вот закончилась война, началась мирная жизнь… Давай рассказывай, как она для тебя началась.Нет, не так все легко.Должен сказать, что пристрастное чтение современных, особенно актерских, мемуаров (интересно ведь, как другие это делают) привело меня к
Глава 5. Все оттенки тьмы Ральф и Кронт вошли в дом Иеронима. Хозяин, чуть привстав с резного кресла, указал на скамью рядом с собой. Под пристальными взглядами охотников изгнанники сели к столу. Угощение было простым и сытным - пироги с зайчатиной, соленые рыжики, сыр, хлеб.
Оттенки восприятия Когда мы начинаем заглядывать за занавес «обычного» восприятия, то включаемся в непрерывный процесс. Принимая время за объективное измерение, мы склонны считать восприятие чем-то пассивным, неким мостом между внутренним «я» и внешним миром. Но
Глава 3 Оттенки ведовства Ветви на древе ведовства тянутся в разные стороны. И хотя многие пересекаются и переплетаются друг с другом, есть различия между современными традициями. Описание таких различий может занять целую книгу. Цель этой главы – дать представление о
ОТТЕНКИ ФАШИЗАЦИИ ЕВРОПЫ Западная и постсоветская литература постепенно наполнилась прямыми и косвенными обвинениями в адрес СССР, якобы ответственного за становление германского фашизма, формулируемыми в русле двух основных концепций. По одной из них СССР и
Все оттенки черного Республика Гаити, бывшая колония Франции в восточной части острова Эспаньола, считавшаяся «последним кругом ада» для негров-рабов, возникла на рубеже XVIII и XIX веков, после восстания чернокожих, под корень вырезавших французских плантаторов и под
Цвета и их оттенки Итак, хотя на первый взгляд может показаться, что цвет-это просто цвет, а роза - это просто роза, на самом же деле цветовые сигналы гораздо сложнее. И как только вы поймете все оттенки цветовых сигналов, вы сможете не только расшифровать их, но и
Другие оттенки беременности Поделить беременных на тех, кто выносил ребенка легко, и тех, кому это далось с трудом, было бы слишком просто. Примитивно просто. Потому что мир не бывает черно-белым. В его палитре есть и другие оттенки. И к этим «другим оттенкам» я бы отнесла
Оттенки зеленого ИрландияФинбарр БреретонИрландия находится в рейтинге 20 самых счастливых стран мира. Люди с ирландскими корнями во всем мире носят зеленые одежды в День святого Патрика. При этом в Ирландии выделены сорок различных оттенков зеленого цвета.
Оттенки влияния В 1980 г. французский социальный психолог Серж Московичи провел исследование, из-за которого многие ученые по сей день чешут в затылке. Он намеревался проверить свою «генетическую» теорию о социальном влиянии: что коренные окончательные перемены в
Оттенки серого Джерард создал этот эскиз во время подготовки к съемкам фильма «Оттенки серого» – о женщине-математике, которая утрачивает способность различать цвета. Это узоры для снов, в которых героиня страдает от своего ограниченного кругозора. Определите,
Все оттенки белого Что же происходит, когда уже имеющиеся знания используются для того, чтобы повысить нашу способность видеть? Внимательно посмотрите на эту стену – и вы, конечно же, заметите, что ее белый цвет содержит не только белую краску. С той стороны, где на
Оттенки декораций Теперь остановимся подробней на том, что же вы собственно видите в результате транзакции. Все это настолько невероятно, что вызывает резонные сомнения. Может, это какая-то иллюзия, обусловленная свойствами человеческого восприятия? Где гарантия, что
Оттенки боли Теперь, когда я предоставил вам описание медитативного опыта и определил некоторые ключевые понятия, такие как равностность и принцип «разделяй и властвуй», давайте посмотрим, как мы можем применить это знание напрямую к работе с болью.Боль ощущается нами