Сложноподчиненные предложения с придаточной частью причины. Виды обстоятельственных придаточных. Придаточные причины, следствия, условия, уступки, цели

), выделяются четыре основных типа придаточных:

  • определительные.
  • изъяснительные.
  • обстоятельственные (образа действия и степени, места, времени, условия, причины, цели, сравнения, уступки, следствия).
  • присоединительные.

Энциклопедичный YouTube

    1 / 5

    ✪ Виды придаточных предложений (9 класс, видеоурок-презентация)

    ✪ Видеоурок по русскому языку "Сложноподчиненные предложения с несколькими придаточными"

    ✪ Задание 13 ОГЭ | Типы подчинения придаточных

    ✪ Придаточные определительные (9 класс, видеоурок-презентация)

    ✪ Придаточные подлежащные (9 класс, видеоурок-презентация)

    Субтитры

Виды придаточных

Придаточные определительные

Отвечают на вопросы:

(какой? какая? какие? ).

Другое название - придаточные местоимённые. Присоединяются с помощью союзных слов : какой, который, чей, что, где, когда, откуда и др.
А также союзов : чтобы, как, и тому подобное, словно и др. Редко с помощью частиц (ли и т. д.).

Примеры

  • [Прозвенел будильник]. Будильник какой? (Который подарила мне моя бабушка). [Прозвенел будильник], (который подарила мне моя бабушка ).
  • [Дом сгорел дотла]. Дом какой? (Где я родился). [Дом, ( где я родился ), сгорел дотла].
  • [А. С. Пушкину поставили не один памятник]. А. С. Пушкину какому? (Чей вклад в развитие русской литературы трудно переоценить). [А. С. Пушкину, (чей вклад в развитие русской литературы трудно переоценить ), поставили не один памятник].
  • [В тот день жизнь моя изменилась]. В день какой? (Когда я понял всё). [В тот день, (когда я понял всё ), жизнь моя изменилась].

Придаточные изъяснительные

Относятся к глаголу. Отвечают на вопросы косвенных падежей ( кому? чему? кого? чего? кем? чем? и т. д. ).
Присоединяются с помощью союзных слов : кто, что, который, чей, где, куда, откуда, как, зачем, почему, сколько
А также союзов : что, чтобы, будто, как, словно, как будто и др.

Стоят после или в середине главного предложения.

Примеры

Здесь основное предложение выделено в квадратные скобки, а придаточное - в круглые.

  • [Я точно уверен в том]. Уверен в чём? (что Земля имеет форму шара). [Я точно уверен в том], ( что Земля имеет форму шара ).
  • [Он узнал]. Узнал что? (Сколько дней прошло с запуска первого спутника). [Он узнал], (сколько дней прошло с запуска первого спутника ).
  • [Они поняли]. Поняли что? (Зачем я это сделал). [Они поняли], (зачем я это сделал ).

Придаточные присоединительные

Относятся ко всей главной части.
Присоединяются с помощью союзных слов : что, куда, откуда, где, когда, как, почему
Дополняют и поясняют содержание основной части. Нередко обладают значением следствия.

Примеры

  • Я волновался, (потому я не смог успешно сдать экзамен ).
  • Мой брат не открыл книгу за все это время, (что не давало мне покоя ).

Придаточные обстоятельственные

Имеют те же значения, отвечают на те же вопросы и делятся на те же виды, что и обстоятельства в простом предложении. Делятся на три основные группы:

  • придаточные времени и места;
  • придаточные причины, следствия, условия, уступки, цели;
  • придаточные образа действия, меры, степени, сравнения.

Придаточные времени и места

Придаточные времени указывают на время протекания действия в основном предложении и отвечают на вопросы когда? как долго? с каких пор? до каких пор? Средством связи являются союзы едва, пока, перед тем как, до тех пор пока, с тех пор как, как только, когда, в то время как .

Примеры

Здесь основное предложение выделено в квадратные скобки, а придаточное - в круглые.

  • [Уже смеркалось]. Смеркалось когда? (когда мы приехали домой). [Уже смеркалось], (когда мы приехали домой).
  • [Я тебя отлично видела]. Видела до каких пор? (пока ты стоял позади толпы). [Я тебя отлично видела],(пока ты стоял позади толпы).

Придаточные места указывают на место, где совершается действие в главном предложении и отвечают на вопросы где? куда? откуда? Присоединяются с помощью союзных слов : где, куда, откуда. В главном предложении им обычно соответствуют указательные слова там, туда, откуда.

Примеры

Здесь основное предложение выделено в квадратные скобки, а придаточное - в круглые.

  • [Там теперь везде потоки цветов]. Везде где? (где мчались весенние потоки). [Там, (где мчались весенние потоки), теперь везде потоки цветов].
  • [Никогда не следует возвращаться туда]. Не следует возвращаться куда? (где был счастливым). [Никогда не следует возвращаться туда], (где был счастливым).

Придаточные причины, следствия, условия, уступки, цели

Придаточные причины указывают на причину того, о чём говорится в главном предложении и отвечают на вопросы почему?по какой причине? отчего? Присоединяются с помощью союзов потому что, оттого что, благодаря тому что, вследствие того что, так как, поскольку и др.

Примеры
  • [Скоро начнется гроза]. Начнется почему? по какой причине? (потому что небо затянуто тёмными тучами).

[Скоро начнется гроза], (потому что небо затянуто тёмными тучами).

  • [Ребята не заблудились в лесу]. Не заблудились почему? благодаря чему? (благодаря тому, что умели пользоваться компасом).

[Ребята не заблудились в лесу], (благодаря тому, что умели пользоваться компасом).

Придаточные следствия указывают на следствие, результат, итог, вытекающие из содержания всего главного предложения, отвечают на вопрос что произошло вследствие этого? что из этого следует? и присоединяются с помощью союза так что .

Примеры

Здесь главное предложение выделено в квадратные скобки, а придаточное - в круглые.

  • [Погода была холодная, ветреная]. Что из этого следует? (так что сугробы намело выше окон). [Погода была холодная, ветреная], (так что сугробы намело выше окон).

Придаточные условия служат для выражения условия, при котором возможно то, о чём говорится во всем главном предложении, отвечают на вопрос при каком условии? если, когда (в значении если), если бы, при условии если, ежели, раз, коли и др.

Примеры

Здесь главное предложение выделено в квадратные скобки, а придаточное - в круглые.

  • [Местное слово может обогатить язык]. При каком условии? (только если оно образно, благозвучно и понятно) .

[Местное слово может обогатить язык], (только если оно образно, благозвучно и понятно).

Придаточные уступки сообщают об условиях, причинах, вопреки которым действие в главном предложении совершается, отвечают на вопросы несмотря на что? вопреки чему? и присоединяется с помощью союзов хотя (хоть), несмотря на то что, невзирая на то что, пусть, пускай, даром что.

Примеры

Здесь главное предложение выделено в квадратные скобки, а придаточное - в круглые.

  • [Мы пойдем гулять], несмотря на что? (даже несмотря на то что пошел дождь).

Придаточные цели раскрывают цель того, о чём говорится в главном предложении, отвечают на вопросы для чего? с какой целью? зачем? и присоединяется с помощью союзов чтобы, для того чтобы, с тем чтобы, только бы, лишь бы.

Примеры

Здесь главное предложение выделено в квадратные скобки, а придаточное - в круглые.

  • [Надо любить], зачем? с какой целью? (чтобы жить).

Придаточные образа действия, меры, степени, сравнения

Придаточные образа действия раскрывают образ, способ действия, о котором говорится в главном предложении и отвечают на вопросы как? каким образом? Придаточные меры и степени отвечают на вопросы как? насколько? до какой степени? сколько? Придаточные образа действия, меры, степени присоединяется к главному с помощью союзных слов как, насколько и союзов что, чтобы, как, будто, как будто, словно. В главном предложении обычно содержатся указательные слова: местоимения такой, таков; наречия настолько, столько, так. Указательные слова образуют с союзами пары: так-что, до того-что, настолько-что. нет прожиточного сравнения

Примеры

Здесь главное предложение выделено в квадратные скобки, а придаточное - в круглые.

  • [Дядюшка пел так]. Пел как? каким образом? (как поёт простой народ).

[Дядюшка пел так], (как поёт простой народ).

Придаточные сравнения отвечают на вопрос как? иногда подобно чему? и относятся ко всему главному предложению. Присоединяется к главному с помощью союзов как, словно, будто, как будто, подобно тому как, чем-тем, как если бы и др.

Примеры

Здесь главное предложение выделено в квадратные скобки, а придаточное - в круглые.

  • [Восторг его гас]. Гас как? (как гаснет свеча от сильного порыва ветра).

[Восторг его гас], (как гаснет свеча от сильного порыва ветра).














Назад Вперёд

Внимание! Предварительный просмотр слайдов используется исключительно в ознакомительных целях и может не давать представления о всех возможностях презентации. Если вас заинтересовала данная работа, пожалуйста, загрузите полную версию.

Цель урока: показать особенности сложноподчиненных предложений с придаточными причины

Задачи урока.

Обучающие задачи:

Закрепить полученные знания о СПП;

Тренировать учащихся в расстановке знаков препинания в сложноподчиненном предложении;

Обучать школьников лингвистическому анализу текста.

Развивающие задачи:

Формировать умения выделять общие и существенные признаки, делать обобщающие выводы;

Развивать умения анализировать и оценивать собственную деятельность;

Развивать навыки исследовательской деятельности.

Воспитательные задачи:

Воспитывать положительное отношение к знаниям вообще и изучению русского языка;

Воспитывать толерантное и уважительное отношение к мнению других людей;

Воспитывать такие нравственные качества, как преданность, патриотизм, доброта, человеколюбие.

Тип урока: комбинированный (обобщение и систематизация, творческое применение знаний, изучение новой темы).

Форма проведения урока: урок-практикум (с элементами лабораторной работы исследовательского характера).

Оборудование урока: компьютер, проектор, экран, раздаточный материал, презентация в программе “PowerPoint”, разработанная учителем к данному уроку по теме: “Сложноподчиненные предложения с придаточными причины”.

Ход урока

1. Оргмомент

2. Постановка темы и цели урока

Слово учителя:

Всякий труд важен, ибо облагораживает человека. Школьник должен стараться делать свое дело хорошо, так как успех в учебе зависит не только от учителя, но и во многом от самого ученика. Сто самых лучших учителей ничему не научат ученика, если он сам не старается хорошо учиться.

Сегодня на уроке мы с вами поработаем со сложноподчиненными предложениями, узнаем много интересного, познавательного и нового, а для того чтобы получить хороший результат, нужен и ваш труд.

Ребята, какое же историческое событие произошло на днях 185 лет тому назад в Петербурге на Сенатской площади? (Слайд 2. Презентация)

(Выступление заранее подготовившегося ученика)

Декабристы... Произнося это слово, каждый человек вкладывает в него свой смысл. Любой из нас может рассказать про этих людей, кто-то больше, кто-то меньше. И рассказы эти будут разнообразны, т.к. каждый человек даст свою оценку поступкам декабристов.

В этот день “Россия впервые видела революционное движение против царизма”. 14 декабря в Петербурге революционно настроенные офицеры вывели на площадь к сенату гвардейские полки, чтобы добиться свержения самодержавия и ликвидации крепостничества. Но на стороне царя были пушки, и он воспользовался ими, кровью восставших окрасив начало царствования.

Обреченная историей старая Россия стреляла картечью в молодую поднимающуюся силу. Восстание длилось всего несколько часов. Оно началось около одиннадцати часов утра, и было разгромлено в пятом часу вечера. Потерпело поражение и восстание Черниговского полка на юге. Декабристы не смогли добиться победы.

Декабристы составляют целую эпоху в русском революционном движении, в истории общественной мысли и русской культуры. На примере декабристов воспиталось целое поколение русских революционеров. Участники студенческих кружков московского университета конца 20-х-начала 30-х годов видели себя наследниками и продолжателями дела декабристов. Декабристы, несмотря на своё поражение, не изменили свои благородным идеалам. Об этом свидетельствует попытка И.И.Сухинова поднять в 1828 году восстание ссыльнокаторжных в Нерчинских рудниках, составление и распространение в конце 30-х годов политических писем и статей, направленных против царизма. .Декабристы

3. Лингвистическая разминка. (Слайд 3)

Запишем слова под диктовку: восстание, доблесть, галерея, сверхъестественный, коллективный, профессия, пропаганда, эффективный.

Задание: подобрать пароним к слову “эффективный”.

Пароним - подобные слова, которые сходны друг с другом по своему звучанию, но совершенно различные по смыслу. (Слайд 4)

Эффективный – приводящий к нужным результатам, действенный:

Необходимы эффективные меры, чтобы добиться желаемого результата.

Эффектный – производящий сильное впечатление (Она была очень эффектна в своем черном платье);

Рассчитанный на то, чтобы произвести эффект (эффектная поза).

Определите способ образования слова сверхъестественный .

4. Повторение изученного (Слайд 5)

Задание 1. Заполните "слепую" схему

Помня о необходимости развития монологической речи детей, можно дополнить задание: "Прочтите слепую схему. Расскажите о строении сложных предложений".

Задание 2. Постройте схемы и объясните постановку знаков препинания, назовите виды придаточных (В качестве проверки домашнего задания)(Слайд 6-8)

2) Вскоре сбежалось много простого народа и тотчас разобрали поленницу дров, которая стояла у построек Исаакиевского собора. [ … ], (которая…).

3) Силой оружия, если не захотят добром, надо не допустить сенаторов до присяги и издать революционный Манифест к русскому народу. [ … , (если…), … ].

4) Выяснилось, будто Сенат уже присягнул и сенаторы разъехались. [ … ], (будто…).

5) Когда всё это закончилось, было уже темно. (Когда…), [ … ],

6) Они договорились лишь о том, как держать себя на допросах.[ …о том ], (как…).

5. Объяснение нового материала

1) Продолжим изучение сложноподчиненных предложений. Запишем предложение:

Я не удивился его поступку, потому что знал его характер. (Слайд 9)

  • Какое это предложение: простое или сложное? Как вы это определили?
  • Сложносочиненное или сложноподчиненное? Найдите главное предложение. Задайте вопрос к придаточной части. Почему?

[…], (потому что…).

  • Почему я не удивился его поступку? (Придаточное предложение указывает на причину того, о чем говорится в главном предложении).
  • Значит тема нашего урока: СПП с придаточными причины .

2) Придаточные предложения причины раскрывают (обозначают) причину того, о чём говорится в главном предложении. Они отвечают на вопросы почему? по какой причине? отчего?, относятся ко всему главному предложению и присоединяются к нему с помощью союзов потому что, оттого что, так как, ибо, из-за того что, затем что, вследствие того что, благодаря тому что и др. Например:

1) [Посылаю ей все слёзы в подарок], (потому что не дожить мне до свадьбы) (И. Бродский) - , (потому что)

2) (Благодаря тому что мы ставили каждый день новые пьесы), [театр наш довольно охотно посещался] (А. Куприн) - (благодаря тому что), .

Составные союзы, последней частью которых является что, могут расчленяться: в придаточном остаётся простой союз что, а остальные слова входят в главное предложение, выполняя в нём функцию указательного слова и являясь членом предложения. Например:

[Оттого и дороги мне люди], (что живут со мною на земле) (С. Есенин) - [ук.сл. оттого], (что).

Чтение предложений из упр. 156 и их устный разбор.

Вывод. На какие вопросы отвечают придаточные причины? (Почему? отчего? по какой причине?) Какими союзами и союзными словами прикрепляются к главному предложению?

6. Закрепление

1. Творческая работа. (Слайд 10)Добавьте к предложениям придаточные причины:

Я очень устал ________ .
Мы были в отчаянии _______.
Сразу потемнело_______
_____________ все попрятались.
_____________ мы были очень довольны.
Туристы остановились _____________.
Ребята внимательно наблюдали за птицами ___________.
Группа отдыхающих с утра отправилась на пристань __________.

2. Задание: подобрать к главным предложениям соответствующие придаточные предложения, определить их вид. (Слайд 11)

7. Итог урока. (Слайд 12)

Заполнить таблицу (таблица – на интерактивной доске)

Вид прид. части Подчин. союзы и союзные слова Указ. слово при пояс. слове Место прид. части Отвечает на вопросы Прид. часть
поясняет выражает значение
Причины Потому что
Так как
Оттого что
Ибо
Оттого
Потому
Любое Почему? всю главную часть
того, о чем говорится в главной части

8. Исследовательская работа по группам

Класс делится на 5 групп. Каждая группа анализирует текст на карточке. Нужно определить тип речи, найти СПП, определить их вид, сделать вывод о том, в текстах каких стилей речи чаще всего используются СПП с придаточными определительными, изъяснительными, обстоятельственными, каких видов СПП больше и почему, составить схемы СПП. (Даются тексты публицистического, художественного, научного, разговорного, официально-делового стилей). (Приложение 1)

9. Домашнее задание

Написать сочинение – миниатюру на тему: “Всякий труд важен, ибо облагораживает человека”.

Упр. 160 (составить предложения по схемам) (Слайд 13)

Инд. карточка

10. Рефлексия

1. В чём же своеобразие СПП?

2. Какие трудности испытывали при изучении этой темы?

Оценки учащимся за урок.

Если останется время…

Цифровой диктант

Дается установка: "Вашему вниманию предлагаются утверждения, которые могут быть правильными или ошибочными. Если вы согласны со сказанным, ставьте цифру "1" в буклете, если нет - "0". Затем проверьте свои ответы и разберитесь в ошибках".

Верно ли утверждение, что:

1. Союзы что, если, где –подчинительные?
2. Определение не отвечает на вопрос чей?
3. Предложение – это синтаксическая единица?
4. Местоимение себя не имеет именительного падежа?
5. Союз однако – подчинительный?
6. Двусоставное предложение может быть неопределенно-личным?
7. Придаточные изъяснительные предложения отвечают на вопросы косвенных падежей?
8. В предложении Сделано все, чтобы я мог жить спокойно первая часть – придаточное предложение?
9. , (который...) – схема сложноподчиненного предложения.

После выполнения задания у учеников должен получиться следующий ответ: “101 100 101”.

Выделяются (по аналогии с второстепенными членами предложения: определениями, дополнениями и обстоятельствами) три основные типа придаточных : определительные, изъяснительные и обстоятельственные; последние в свою очередь делятся на несколько видов.

Придаточное предложение может относиться к определённому слову в главном (присловные придаточные) или ко всему главному (неприсловные придаточные).

Для определения типа придаточного предложения необходимо учитывать три взаимосвязанных признака: 1) вопрос, который можно задать от главного предложения к придаточному; 2) присловный или неприсловный характер придаточного предложения; 3) средство связи придаточного с главным.

Придаточные определительные

Подобно определениям в простом предложении, определительные придаточные выражают признак предмета, но, в отличие от большинства определений, они часто характеризуют предмет не прямо, а косвенно - через ситуацию, которая так или иначе связана с предметом.

В связи с общим значением признака предмета определительные придаточные зависят от существительного (или от слова в значении существительного) в главном предложении и отвечают на вопрос какой? Они присоединяются к главному только союзными словами - относительными местоимениями (который, какой, чей, что) и местоименными наречиями (где, куда, откуда, когда). В придаточном предложении союзные слова замещают то существительное из главного, от которого зависит придаточное.

Например: [Одно из противоречий , (какими живо творчество Мандельштама), касается собственной природы этого творчества] (С. Аверинцев) - [сущ., (какими (= противоречиями)), ].

Союзные слова в сложноподчинённых предложениях с можно разделить на основные (который, какой, чей) и неосновные (что, где, куда, откуда, когда). Неосновные всегда могут быть заменены основным союзным словом который, и возможность такой замены является ярким признаком определительных придаточных.

Деревня, где (в которой) скучал Евгений, была прелестный уголок... (А. Пушкин) - [сущ., (где),].

Мне припомнилась нынче собака, что (которая) была моей юности друг (С. Есенин) - [сущ.], (что).

Ночной порой в пустыне городской есть час один, проникнутый тоскою, когда (в который) на целый город ночь сошла... (Ф. Тютчев) - [ сущ.], (когда).

В главном предложении часто бывают указательные слова (указательные местоимения и наречия) тот, такой, например:

Это был тот знаменитый артист, которого она видела на сцене в прошлом году (Ю. Герман) - [ ук.сл. тот - сущ.], (которого).

Местоименно-определительные придаточные

По значению к придаточным определительным близки местоименно-определителъные придаточные . Они отличаются от собственно определительных придаточных тем, что относятся не к существительному в главном предложении, а к местоимению (тот, каждый, весь и др.), употреблённому в значении существительного, например:

1) [Всего, (что знал еще Евгений ), пересказать мне недосуг ) (А. Пушкин) - [мест., (что),]. 2) [Не т о, (что мните вы ), природа ]... (Ф. Тютчев) - [мест., (что),].

Как и придаточные определительные, раскрывают признак предмета (поэтому к ним лучше тоже задавать вопрос какой?) и присоединяются к главному предложению с помощью союзных слов (основные союзные слова - кто и что).

Ср.: [Тот человек , (который приходил вчера), сегодня не появлялся ] - придаточное определительное. [ук.сл.+сущ., (который), ].

[Тот , (кто приходил вчера), сегодня не появлялся ] - придаточное местоименно-определительное. [ мест., (кто), ].

В отличие от собственно определительных придаточных, которые всегда стоят после того существительного, к которому они относятся, местоименно-определительные придаточные могут стоять и перед определяемым словом, например:

(Кто жил и мыслил ), [тот не может в душе не презирать людей] ... (А. Пушкин) - (кто), [мест. ].

Придаточные изъяснительные

Придаточные изъяснительные отвечают на падежные вопросы и относятся к члену главного предложения, который нуждается в смысловом распространении (дополнении, изъяснении). Этот член предложения выражен словом, имеющим значение речи, мысли, чувства или восприятия. Чаще всего это глаголы (сказать, спросить, ответить и др.; думать, знать, вспомнить и др.; бояться, обрадоваться, гордиться и др.; увидеть, услышать, почувствовать и др.), но могут быть и другие части речи: прилагательные (рад, доволен), наречия (известно, жаль, нужно, ясно), существительные (известие, сообщение, слух, мысль, заявление, чувство, ощущение и др.)

Придаточные изъяснительные прикрепляются к поясняемому слову тремя способами: 1) с помощью союзов что, как, будто, чтобы, когда и др.; 2) с помощью любых союзных слов; 3) с помощью союза-частицы ли.

Например: 1) [Свет решил ], (что т умён и очень мил ) (А. Пушкин) - [ глаг.], (что). [Я_ боялся ], (чтоб в помысле смелом ты меня упрекнуть не могла ) (А. Фет) - [ глаг.], (чтоб). [Ей снится ], (будто бы она идёт по снеговой поляне, печальной мглой окружена) (А. Пушкин) - [ глаг.], (будто бы).

2) [Ты знаешь сам], (какое время наступило ) (Н. Некрасов) - [ глаг.], (какое). [Затем она стала расспрашивать меня], (где я теперь работаю ) (А. Чехов) - [глаг.], (где). (Когда он прибудет ), [неизвестно ] (А. Чехов) - (когда), [нар.]. [Я_ спросил а у кукушки], (сколько лет я проживу )... (А. Ахматова) - [глаг.], (сколько).

3) [Обоим очень хотелось узнать \, (привёз ли отец обещанную льдинку) (Л. Кассиль) - [глаг.], (ли).

Придаточные изъяснительные могут служить для передачи косвенной речи. С помощью союзов что, как, будто, когда выражаются косвенные сообщения, с помощью союза чтобы - косвенные побуждения, с помощью союзных слов и союза-частицы ли - косвенные вопросы.

В главном предложении при поясняемом слове может быть указательное слово то (в разных падежах), которое служит для выделения содержания придаточного предложения. Например: \Чехов устами доктора Астрова выразил одну из своих совершенно удивительных по меткости мыслей о том], (что леса учат человека понимать прекрасное) (К. Паустовский) - [сущ.+ук.сл.], (что).

Разграничение придаточных определительных и придаточных изъяснительных

Определённые трудности вызывает разграничение придаточных определительных и придаточных изъяснительных , которые относятся к существительному. Следует помнить, что придаточные определительные зависят от существительного как части речи (для них не важно значение определяемого существительного), отвечают на вопрос какой?, указывают на признак того предмета, который назван определяемым существительным, и присоединяются к главному только союзными словами. Придаточные же изъяснительные зависят от существительного не как части речи, а как от слова с определённым значением (речи, мысли, чувства, восприятия), кроме вопроса какой? (а его всегда можно задать от существительного к любому зависящему от него слову или предложению) к ним можно задать и падежный вопрос, они раскрывают (изъясняют) содержание речи, мысли, чувства, восприятия и присоединяются к главному союзами и союзными словами. (Придаточное , присоединяемое к главному союзами и союзом-частицей ли, может быть только изъяснительным: Мысль, что он не прав, мучила его; Мысль о том, прав ли он, мучила его).

Сложнее разграничить придаточные определительные и придаточные изъяснительные , зависящие от существительных в тех случаях, когда изъяснительные придаточные присоединяются к главному при помощи союзных слов (особенно союзного слова что). Ср.: 1) Вопрос, что (который) ему задали, показался ему странным. Мысль, что (которая) пришла ему в голову утром, не давала ему покоя целый день. Известие, что (которое) я получил вчера, очень меня расстроило. 2) Вопрос, что ему теперь делать, мучил его. Мысль о том, что он натворил, не давала ему покоя. Известие о том, что произошло у нас вклассе, изумило всю школу.

1) Первая группа - сложноподчинённые предложения с придаточными определительными . Союзное слово что можно заменить союзным словом который. Придаточное указывает на признак предмета, названного определяемым существительным (от главного предложения к придаточному можно задать только вопрос какой?, падежный вопрос задать нельзя). Указательное слово в главном предложении возможно только в форме согласованного с существительным местоимения (тот вопрос, та мысль, то известие).

2) Вторая группа - сложноподчинённые предложения с придаточными изъяснительными . Замена союзного слова что союзным словом который невозможна. Придаточное не просто указывает на признак предмета, названного определяемым существительным, но и изъясняет содержание слов вопрос, мысль, известие (от главного предложения к придаточному может быть задан падежный вопрос). Указательное слово в главном предложении имеет иную форму (падежные формы местоимений: вопрос, мысль, известие о том).

Обстоятельственные придаточные

Большинство обстоятельственных придаточных предложений имеют те же значения, что и обстоятельства в простом предложении, а следовательно, отвечают на те же вопросы и соответственно делятся на те же виды.

Придаточные образа действия и степени

Характеризуют способ совершения действия или степень проявления качественного признака и отвечают на вопросы как? каким образом? в какой степени? насколько? Они зависят от слова, которое выполняет в главном предложении функцию обстоятельства образа действия или степени. К главному предложению эти придаточные присоединяются двумя способами: 1) с помощью союзных слов как, сколько, насколько; 2) с помощью союзов что, чтобы, словно, точно, будто, как будто.

Например: 1) [Наступление шло так], (как было предусмотрено в штабе) (К. Симонов) - [глаг.+ук.ел. так], (как) (придаточное образа действия).

2) [Старушке столько же хотелось повторить свой рассказ], (сколько мне его слушать ) (А. Герцен) -[глаг.+ук.ел.столько], (сколько) (придаточное степени).

Придаточные образа действия и степени могут быть однозначными (если присоединяются к главному союзными словами как, сколько, насколько) (см. примеры выше) и двузначными (если присоединяются союзами; второе значение вносится союзом). Например: 1) [Белые акации пахли так сильно], (что их сладкий, приторный, конфетный запах чувствовался на губах и во рту) (А. Куприн) -

[ук.сл. так + нареч.], (что) (значение степени осложнено значением следствия, которое вносится в значение придаточного союзом что).

2) [Красивая девушка должна быть одета так], (чтобы выделяться из окружающей обстановки) (К. Паустовский) - [кр.прич. + ук.сл. так], (чтобы) (значение образа действия осложнено значением цели, которое вносится союзом чтобы).

3) [Всё это маленькое растение так сверкало у наших ног], (будто оно было действительно сделано из хрусталя) (К. Паустовский) - [ук.сл. так + глаг.], (будто) (значение степени осложнено значением сравнения, которое вносится союзом будто).

Придаточные места

Придаточные места указывают на место или направление действия и отвечают на вопросы где? куда? откуда? Они зависят от всего главного предложения или от обстоятельства места в нём, выраженного наречием (там, туда, оттуда, нигде, везде, всюду и др.), и присоединяются к главному предложению с помощью союзных слов где, куда, откуда. Например:

1) [Дорогою свободной иди], (куда влечёт тебя свободный цм)... (А. Пушкин) - , (куда).

2) [Он писал всюду], (где заставала его жажда писать) (К. Паустовский) - [нар.], (где).

3) (Куда река пошла ), [там и русло будет ] (пословица) -(куда), [ ук.сл. там ].

Придаточные места следует отличать от других типов придаточных, которые тоже могут присоединяться к главному предложению с помощью союзных слов где, куда, откуда.

Ср.: 1) И [Таня входит в дом пустой], (где (в котором) жил недавно наш герой ) (А. Пушкин) - [сущ.], (где) (придаточное определительное).

2) [Я_ стал припоминать ], (куда ходил в течение дня) (И. Тургенев) - [глаг.], (куда) (придаточное изъяснительное).

Придаточные времени

Придаточные времени указывают на время совершения действия или проявления признака, о которых говорится в главном предложении. Они отвечают на вопросы когда? как долго? с каких пор? до каких пор?, зависят от всего главного предложения и присоединяются нему временными союзами когда, пока, как только, едва, прежде чем, в то время как, до тех пор пока, с тех пор как, как вдруг и др. Например:

1) [Когда граф вернулся ], (Наташа неучтиво обрадовалась ему и заторопилась уезжать ) (Л. Толстой) - (ког2) (Пока не требует поэта к священной жертве Аполлон), [в заботах суетного света он малодушно погружён } (А. Пушкин) - (пока), .

В главном предложении могут быть указательные слова тогда, до тех пор, после того и др., а также второй компонент союза (то). Если в главном предложении есть указательное слово тогда, то когда в придаточном является союзным словом. Например:

1) [Я_ сижу до тех пор], (пока не начинаю чувствовать голод) (Д. Хармс) - [ ук.сл. до тех пор ], (пока).

2) (Когда зимой ешь свежие огурцы), [то во рту пахнет весной] (А. Чехов) - (когда), [то].

3) [Поэт чувствует буквальное значение слова даже тогда], (когда даёт его в переносном значении) (С. Маршак) - [ ук.сл. тогда], (когда).

Придаточные времени необходимо отличать от других видов придаточных, присоединяемых союзным словом когда. Например:

1) [Я_ видел Ялту в том году], (когда (- в котором) её покинул Чехов ) (С. Маршак) - [ук.сл.+сущ.], (когда) (придаточное определительное).

2) [Корчагин неоднократно спрашивал меня], (когда он может выписаться ) (Н. Островский) - [глаг.], (когда) (придаточное изъяснительное).

Придаточные условия

Придаточные условия указывают на условия осуществления того, о чём говорится в главном предложении. Они отвечают на вопрос при каком условии?, если, если... то, когда (= если), когда... то, коли, коль скоро, раз, в случае если и др. Например:

1) (Если я заболею ), [к врачам обращаться не стану ]...(Я. Смеляков) - (если), .

2) (Раз мы начали говорить ), [то лучше договорить все до конца] (А. Куприн) - (раз), [то].

Если придаточные условные стоят перед главным, то в последнем может быть вторая часть союза - то (см. 2-ой пример).

Придаточные цели

Придаточные предложения цели указывают на цель того, о чём говорится в главном предложении. Они относятся ко всему главному предложению, отвечают на вопросы зачем? с какой целью? для чего? и присоединяются к главному с помощью союзов чтобы (чтоб), для того чтобы, с тем чтобы, затем чтобы, дабы (устар.) и др. Например:

1) [Я_ разбудил Пашку], (чтобы, он не свалился с дрог) (А. Чехов) - , (чтобы);

2) [Он употребил всё своё красноречие], (дабы отвратить Акулину от её намерения) (А. Пушкин) - , (дабы);

3)(Для того чтобы быть счастливым ), [надо не только любить , но и быть любимым ] (К. Паустовский) - (для того чтобы), ;

При расчленении составного союза в придаточном остаётся простой союз чтобы, а остальные слова входят в главное предложение, являясь указательным словом и членом предложения, например: [Я_ упоминаю об этом исключительно для того], (чтобы подчеркнуть безусловную подлинность многих вещей Куприна) (К. Паустовский) - [ук.сл. для того], (чтобы).

Придаточные цели нужно отличать от других видов придаточных с союзом чтобы. Например:

1) [Я хочу ], (чтоб к штыку приравняли перо) (В. Маяковский) - [глаг.], (чтоб) (придаточное изъяснительное).

2) [Время посадки было рассчитано так], (чтобы к месту высадки попасть на рассвете) (Д. Фурманов) - [кр.прич.+ук.сл. так], (чтобы) (придаточное образа действия с добавочным значением цели).

Придаточные причины

Придаточные предложения причины раскрывают (обозначают) причину того, о чём говорится в главном предложении. Они отвечают на вопросы почему? по какой причине? отчего?, относятся ко всему главному предложению и присоединяются к нему с помощью союзов потому что, оттого что, так как, ибо, из-за того что, затем что, вследствие того что, благодаря тому что и др. Например:

1) [Посылаю ей все слёзы в подарок], (потому что не дожить мне до свадьбы) (И. Бродский) - , (потому что)

2) [Всякий труд важен ], (ибо облагораживает человека) (Л. Толстой) - , (ибо).

3) (Благодаря тому что мы ставили каждый день новые пьесы), [театр наш довольно охотно посещался ] (А. Куприн) - (благодаря тому что), .

Составные союзы, последней частью которых является что, могут расчленяться: в придаточном остаётся простой союз что, а остальные слова входят в главное предложение, выполняя в нём функцию указательного слова и являясь членом предложения. Например:

[Оттого и дороги мне люди ], (что живут со мною на земле) (С. Есенин) - [ ук.сл. оттого], (что).

Придаточные уступительные

В придаточном уступительном сообщается о событии, вопреки которому осуществляется действие, событие, называемое в главном предложении. При уступительных отношениях главное предложение сообщает о таких событиях, фактах, действиях, которые не должны были бы произойти, но тем не менее происходят (произошли, произойдут). Таким образом, придаточные уступительные называют как бы «несработавшую» причину. Придаточные уступительные отвечают на вопросы несмотря на что? вопреки чему?, относятся ко всему главному предложению и присоединяются к нему 1) союзами хотя, хотя... но, не смотря на то что, вопреки тому что, невзирая на то что, пускай, пусть и др. и 2) союзными словами в сочетании с частицей ни: как ни, сколько ни, что (бы) ни. Например:

I . 1) И (хоть он был повеса пылкой ), [но разлюбил он наконец и брань, и саблю, и свинец] (А. Пушкин) - (хоть), [но].

Примечание . В главном предложении, при котором находится уступительное придаточное, может находиться союз но.

2) (Пусть роза сорвана ), [она ещё цветёт ] (С. Надсон) - (пусть), .

3) [В степи было тихо, пасмурно ], (несмотря на то что солнце поднялось ) (А. Чехов) - , (несмотря на то что).

П. 1) (Как ни оберегал себя Пантелей Прокофъевич от всяких тяжёлых переживаний), [но вскоре пришлось пережить ему новое потрясение] (М. Шолохов) -(как ни), [но].

2) [Я_, (сколько ни любил бы вас), привыкнув, разлюблю тотчас) (А. Пушкин) - [, (сколько ни), ].

Придаточные сравнительные

Рассмотренные выше типы обстоятельственных придаточных по значению соответствуют одноимённым разрядам обстоятельств в простом предложении. Однако есть три типа придаточных (сравнительные , следствия и присоединительные), которым нет соответствия среди обстоятельств в простом предложении. Общая особенность сложноподчинённых предложений с этими типами придаточных - невозможность, как правило, задать вопрос от главного предложения к придаточному.

В сложноподчинённых предложениях с придаточными сравнительными содержание главного предложения сравнивается с содержанием придаточного. Придаточные сравнительные относятся ко всему главному предложению и присоединяются к нему союзами как, точно, словно, буто, как будто, подобно тому как, будто бы, чем... тем, чем и др. Например:

1) (Как летом роем мошкара летит на пламя), [слетались хлопья со двора к оконной раме] (К. Пастернак] (как), ["].

2) [Мелкие листья ярко и дружно зеленеют ], (словно кто их вымыл и лак на них навёл ) (И. Тургенев) - , (словно).

3) [Мы втроём начали беседовать ], (как будто век были знакомы ) (А. Пушкин) - , (как будто).

Особую группу среди придаточных сравнительных составляют предложения с союзом чем и с двойным союзом чем... тем. Придаточные с двойным союзом чем... тем имеют сравнительно-сопоставительное значение, взаимную обусловленность частей. Придаточные же с союзом чем, кроме того, относятся не ко всему главному, а к слову в нём, которое выражено формой сравнительной степени прилагательного или наречия.

1) (Чем меньше женщину мы любим ), [тем легче нравимся мы ей] (А. Пушкин) - (чем), [тем].

2) [Время шло медленнее], (чем ползли тучи по небу) (М. Горький) - [сравн.степ.нар.], (чем).

Сравнительные придаточные могут быть неполными: в них опускается сказуемое, если оно совпадает со сказуемым главного предложения. Например:

[Существование его заключено в эту тесную программу], (как яйцо в скорлупу) (А. Чехов) - , (как).

О том, что это именно неполное двусоставное предложение свидетельствует второстепенный член группы сказуемого - в скорлупу.

Неполные сравнительные придаточные не следует путать со сравнительными оборотами, в которых не может быть сказуемого.

Придаточные следствия

Придаточные следствия указывают на следствие, вывод, которые вытекают из содержания главного предложения.

Придаточные следствия относятся ко всему главному предложению, всегда стоят после него и присоединяются к нему союзом так что.

Например: [Зной всё увеличивался ], (так что становилось тяжело дышать ) (Д. Мамин-Сибиряк); [Снег всё становился белее и ярче ], (так чтоломило глаза) (М. Лермонтов) - , (так что).

Придаточные присоединительные

Придаточные присоединительные содержат добавочные сведения, замечания к тому, о чём сообщается в главном предложении. Присоединительные придаточные относятся ко всему главному предложению, всегда стоят после него и прикрепляются к нему союзными словами что, чем, о чём, отчего, зачем, почему и др.

Например: 1) [Ей нужно было не опоздать в театр],(отчего она очень торопилась ) (А. Чехов) - , (отчего).

2) [Пала роса ], (что предвещало завтра хорошую погоду) (Д. Мамин-Сибиряк) - , (что).

3) [А старик Кукушки н быстро надел очки, позабыв протереть их], (чего с ним за тридцать лет служебной деятельности никогда не случалось ) (И. Ильф и Е. Петров) - , (чего).

Синтаксический разбор сложноподчинённого предложения с одним придаточным

Схема разбора сложноподчинённого предложения с одним придаточным

1.Определить тип предложения по цели высказывания (повествовательное, вопросительное, побудительное).

2.Указать вид предложения по эмоциональной окраске (восклицательное или невосклицательное).

3.Определить главное и придаточное предложения, найти их границы.

Составить схему предложения: задать (если возможно) вопрос от главного к придаточному, указать в главном слово, от которого зависит придаточное (если оно присловное), охарактеризовать средство связи (союз или союзное слово), определить тип придаточного (определительное, изъяснительное и т. д.).

Образец разбора сложноподчинённого предложения с одним придаточным

1) [Во время сильной бури вывернуло с корнем высокую стару сосну], (отчего и образовалась эта яма) (А. Чехов).

, (отчего).

Предложение повествовательное, невосклицательное, сложноподчинённое с придаточным присоединительным. Придаточное относится ко всему главному и присоединяется к нему союзным словом отчего.

2) (Чтоб быть современнику ясным ), [весь настежь распахнут поэт ] (А. Ахматова). (чтоб), .

Предложение повествовательное, невосклицательное, сложноподчинённое с придаточным цели. Придаточное отвечает на вопрос с какой целью?, зависит от всего главного предложения и присоединяется к нему союзом чтоб.

3) [Я люблю всё], (чему в этом мире ни созвучья, ни отзвука нет ) (И.Анненский). [мест.], (чему).

Предложение повествовательное, невосклицательное, сложноподчинённое с придаточным местоименно-определительным. Придаточное отвечает на вопрос какое?, зависит от местоимения всё в главном, присоединяется союзным словом чему, которое является косвенным дополнением.

), выделяются четыре основных типа придаточных:

  • определительные,
  • изъяснительные,
  • обстоятельственные (образа действия и степени, места, времени, условия, причины, цели, сравнения, уступки, следствия),
  • присоединительные.

Придаточные определительные

Относятся к существительному или местоимению. Отвечают на вопросы определений (какой? какая? какие? ).
Присоединяются с помощью союзных слов : какой, который, чей, что, где, когда, откуда и др.
А также союзов : чтобы, как, будто, точно, словно и др.

Примеры

  • [Прозвенел будильник]. Будильник какой? (Который подарила мне моя бабушка). [Прозвенел будильник(, который подарила мне моя бабушка )].
  • [Дом сгорел дотла]. Дом какой? (Где я родился). [Дом(, где я родился, ) сгорел дотла].
  • [А.С. Пушкину поставили не один памятник]. А.С. Пушкину какому? (Чей вклад в развитие русской литературы трудно переоценить). [А.С. Пушкину(, чей вклад в развитие русской литературы трудно переоценить, ) поставили не один памятник].
  • [В тот день жизнь моя изменилась]. В день какой? (Когда я понял всё). [В тот день(, когда я понял всё, ) жизнь моя изменилась].

Придаточные изъяснительные

Относятся к глаголу. Отвечают на падежные вопросы (кто? что? кому? чему? кого? чего? кем? чем? и т.д. ).
Присоединяются с помощью союзных слов : кто, что, который, чей, где, куда, откуда, как, зачем, почему, сколько
А также союзов : что, чтобы, будто, как, словно, как будто и др.

Примеры

Здесь основное предложение выделено в квадратные скобки, а придаточное - в круглые.

  • [Я точно уверен]. Уверен в чем? (В том, что Земля имеет форму шара). [Я точно уверен(в том, что Земля имеет форму шара )].
  • [Он узнал]. Узнал что? (Сколько дней прошло с запуска первого спутника). [Он узнал(, сколько дней прошло с запуска первого спутника )].
  • [Они поняли]. Поняли что? (Зачем я это сделал). [Они поняли(, зачем я это сделал )].

Придаточные обстоятельственные

Играют роль распространенных обстоятельств. Отвечают на обстоятельные вопросы. Как и обычные обстоятельства, делятся на несколько типов:

Тип придаточного Вопросы, на которое оно отвечает Связка с помощью союзов Связка с помощью союзных слов Примеры
Образа действия как? каким образом? как, что, чтобы, словно, точно
  • [Я шел по свежевыпавшему снегу]. Шел как? (Так, что снежинки хрустели у меня под ногами). [Я шел по свежевыпавшему снегу(так, что снежинки хрустели у меня под ногами )].
Меры и степени насколько? в какой степени? что, как сколько, насколько
  • [Он съел много яблок]. Съел как много? (Так, что живот потом разболелся) [Он съел так много яблок(, что живот потом разболелся )].
Места где? куда? откуда? где, куда, откуда
  • [Я устал ото всего и пошел]. Пошел куда? (Туда, где я мог наконец отдохнуть). [Я устал ото всего и пошел туда (, где я мог наконец отдохнуть )].
Времени когда? как долго? с каких пор? до каких пор? когда, пока, покамест, как только, с тех пор как, до тех пор пока
  • [Луна восходит]. Восходит когда? (Когда наступает ночь). [Луна восходит(, когда наступает ночь )].
Цели зачем? с какой целью? чтобы (чтоб)
  • [Я выпил лекарство]. Выпил зачем? (Чтобы вылечить простуду). [Я выпил лекарство(, чтобы вылечить простуду )].
Причины почему? отчего? потому что, оттого что, так как, ибо
  • [Он изменился]. Изменился почему? (Потому что не было причин оставаться прежним). [Он изменился потому (, что не было причин оставаться прежним )].
Условия при каком условии? если, когда, раз
  • [Я съем это яблоко]. Съем при каком условии? (Если оно не отравлено). [Я съем это яблоко(, если оно не отравлено )].
Уступки несмотря на что? хотя, несмотря на то что, пускай, пусть сколько ни, как ни
  • [Он достиг цели]. Достиг несмотря на что? (Хоть я всё это время ему мешал). [Он достиг цели(, хоть я всё это время ему мешал )].
Следствия и..? следовательно..? так что
  • [Я был на вершине мира]. и? (Так что у меня не было причин для беспокойства). [Я был на вершине мира(, так что у меня не было причин для беспокойства )].
Сравнительные как? как, словно, будто
  • [Она порхала по квартире]. Порхала как? (Как порхает молодая бабочка, только что научившаяся летать). [Она порхала по квартире(, как порхает молодая бабочка, только что научившаяся летать )].

Придаточные присоединительные

Относятся ко всей главной части.
Присоединяются с помощью союзных слов: что, куда, откуда, где, когда, как, почему
Дополняют и поясняют содержание основной части. Нередко обладают значением следствия.

Примеры

  • Он волновался(, поэтому и не смог успешно сдать экзамен ).
  • Мой брат так и не открыл книгу за все это время(, что не давало мне покоя ).

См. также

Примечания

Ссылки

  • // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона : В 86 томах (82 т. и 4 доп.). - СПб. , 1890-1907.
  • Главное предложение - Словарь литературных терминов

Wikimedia Foundation . 2010 .

Смотреть что такое "Придаточное предложение" в других словарях:

    Придаточное предложение - ПРИДАТОЧНОЕ ПРЕДЛОЖЕНИЕ. См. Главное предложение … Словарь литературных терминов

    ПРИДАТОК, тка, м. Толковый словарь Ожегова. С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова. 1949 1992 … Толковый словарь Ожегова

    Синтаксически зависимая предикативная часть сложноподчиненного предложения, содержащая подчинительный союз или союзное слово. Владимир с ужасом увидел, что он заехал в незнакомый лес (Пушкин). Изобразить чувство, которое я испытывал в то время,… …

    Зависимая часть сложноподчинённого предложения, содержащая в своём составе союз или союзное слово. Относится ко всему главному предложению или к одному слову в нём (дополнительные, определительные придаточные). Ф. И. Буслаев положил начало… … Литературная энциклопедия

    - (грам.). Так называется в противоположность главному такое предложение, которое не имеет самостоятельного, цельного смысла без главного предложения. Синтаксический строй всех индоевропейских языков показывает несомненно, что создание категории П … Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона

    придаточное предложение - лингв. Часть сложноподчинённого предложения, синтаксически подчинённая главной части (главному предложению) и соединённая с ней союзом или союзным словом. П ое предложение причины. Условное п ое предложение … Словарь многих выражений

    придаточное предложение - См. главное предложение … Грамматический словарь: Грамматические и лингвистические термины

    ПРИДАТОЧНОЕ ПРЕДЛОЖЕНИЕ - (последующее п., нем. Nachsatz), так называется, по аналогии с терминологией грамматики, вторая часть музыкального периода, соответствующая первой его части, которая носит название главного (предыдущего) предложения и оканчивается большей частью… … Музыкальный словарь Римана

    Придаточное предложение, отвечающее на вопрос какой? и относящееся к члену главного предложения, выраженному именем существительным или субстантивированным словом. Придаточные определительные прикрепляются к главному предложению при помощи… … Словарь лингвистических терминов

    Придаточное предложение, отвечающее на любой падежный вопрос и относящееся к члену главного предложения, нуждающемуся в смысловом распространении: без придаточного предложения главное было бы структурно и семантически не законченным. Придаточные… … Словарь лингвистических терминов

Книги

  • Presente de Indicativo, Presente de Subjuntivoв испанском языке. Употребление, построение, сигнальные слова, правила и упражнения , Татьяна Олива Моралес , В данном учебном пособии подробно рассматриваются времена Presente de Indicativo, Presente de Subjuntivo; их употребление, построение, сигнальные слова, неправильные и отклоняющиесяглаголы;… Категория:

Цели:

1. Познакомить со сложноподчиненными предложениями с придаточными обстоятельственными.

2. Формировать умение различать виды придаточных обстоятельственных по значению, вопросам, средствам связи; простые и составные союзы в с/п предложениях с придаточными обстоятельственными.

3. Воспитывать трудолюбие, самостоятельность.

Оборудование: учебник “Русский язык. 9 класс”, компьютер, проектор, экран, раздаточный материал (тест), раздаточный дидактический материал.

Ход урока

I. Орг. момент. (Распоряжения учителя, организующие работу класса).

II. Повторение изученного материала.

1. Работа за компьютером. (Выполнение заданий с диска, работают 2 ученика по очереди)

2. Теоретические вопросы.

Чем отличается сложное предложение от простого предложения?

На какие виды делятся сложные предложения?

Чем отличаются сложноподчиненные предложения от сложносочиненных?

Какие виды сложноподчиненных предложений вам известны?

Что собой представляют сложноподчиненные предложения с придаточными определительными?

Что собой представляют сложноподчиненные предложения с придаточными изъяснительными?

3. Диктант. Записать предложения и построить схемы.

1) Чернила так глубоко проникали в пергамент, что самое жестокое скобление не могло изгладить следов текста.

2) Достаточно бывает иногда смочить рукопись тем или другим химическим составом, чтобы выступили на поверхность голубоватые или красноватые очертания старого текста.

3) А до ее изобретения материалами, которые использовали наши предки для письма, были камень, глина и металл.

III. Подготовка к ГИА. Тестовые задания из части В. (3 слайда)

IV. Сообщение темы и целей урока.

Сегодня мы познакомимся с видами обстоятельственных придаточных. Большинство обстоятельственных придаточных имеют те же значения, что и обстоятельства в простом предложении, а значит, отвечают на те же вопросы и делятся на те же виды.

Давайте вспомним, какие виды обстоятельств вы знаете? (Образа действия, степени, места, времени, условия, причины, цели, уступки)

А как мы различаем виды обстоятельств? (По вопросам)

Виды придаточных обстоятельственных мы тоже будем различать по вопросам, а также по союзам и союзным словам, с помощью которых они присоединяются к главному предложению.

  1. Изучение теоретического материала с помощью проекции на экран. (С учебного диска)
  2. Изучение видов придаточных обстоятельственных по таблице учебника.

Рассмотрим таблицу.

Придаточные обстоятельственные

Образа действия или степени Как, сколько, насколько, что, чтобы, будто, как будто, словно и др. Девочка рассказала так хорошо (как?), что ни у кого не было вопросов.
Места Где, куда, откуда Путники шли туда (куда?), откуда слышался шум машин.
Времени Когда (когда…то), пока, как только, едва, с тех пор как (с тех пор, как), до тех пор пока (до тех пор, пока) и др. Я вернусь (когда?), когда раскинет ветви по-весеннему наш белый сад.

(С.А.Есенин)

Условия Если (если…то), когда, раз и др. Я приду к вам завтра (при каком условии?),если ты не возражаешь.
Причины Потому что, оттого что, благодаря тому что, так как, ибо, вследствие того что и др. Нужно зажечь лампу (почему?), потому что становится темно.
Цели Чтобы, для того чтобы и др. Мы пошли через поле (зачем?), чтобы сократить путь.
Сравнения Как, чем, чем - тем, словно, будто, точно и др. Перед грозой в лесу стало тихо (как?), будто все умерло.
Уступки Хотя, несмотря на то что, пускай, как ни Как ни торопились мы к станции, все равно опоздали на последний поезд (несмотря на что?).
Следствия Так что Она ничего не читала, так что не сдала экзамен.

Сколько придаточных обстоятельственных выделяется?

Какой вид придаточных не находит соответствия с обстоятельством в простом предложении? (Придаточные следствия)

3. Физминутка.

V. Закрепление. Выполнение упражнения учебника.

Спишите, расставляя знаки препинания. Обозначьте придаточные предложения, а также союзы и союзные слова, прикрепляющие придаточное к главному.

1) Там где ранее было устье реки тропа взб…рается на гору.

2) Куда ни взглянешь всюду холмы.

3) Когда мы достигли вершины горы солнце уже успело подняться.

4) Утром как только мы отошли от бивака тотчас же натолкнулись на тропу.

5) Должно быть солнце скрылось за горизонтом потому что вдруг стало темно.

VI. Выполнение тестовых заданий.

(Раздаточный материал)

1. Найдите сложноподчиненное предложение.

    1. Я собрался было встать, как вдруг глаза мои остановились на неподвижном человеческом образе.
    2. Я вгляделся: то была молодая красивая девушка.
    3. Она сидела в двадцати шагах от меня, задумчиво потупив голову и уронив руки себе на колени.
    4. Левый, дальний берег по-прежнему тонул во тьме, и тьма рисовала там огромные нелепые фигуры.

2. В каком предложении придаточное стоит перед главным?

    1. Я не сразу сообразил, что произошло.
    2. Смогу ли я теперь помочь тебе – не знаю.
    3. Хозяйка спросила нас, действительно ли мы уезжаем завтра.
    4. Яблони пропали, потому что мыши объели всю кору.

3. В каком предложении придаточное стоит внутри главного? (Знаки препинания не расставлены.)

    1. Когда она возвращалась домой то думала что едва ли здесь она будет счастлива и что ехать со станции гораздо интереснее чем жить здесь.
    2. Не дождавшись пока отопрут он перемахнул через плетень отодвинул запор ввел коня и сам ввалился в избу полную спящих людей.
    3. Подъезжая ко двору Чичиков заметил на крыльце самого хозяина который стоял в зеленом сюртуке приставив руку ко лбу в виде зонтика перед глазами.
    4. Было еще рано так рано что солнце еще не успело подняться над зарослями жимолости и в саду было прохладно.

VII. Итоги урока.

С чем познакомились сегодня на уроке?

Какие виды придаточных обстоятельственных выделяются?

Как различать эти виды придаточных?

VIII. Домашнее задание: п. 12, упражнение 74 (раздаточный дидактический материал).